Недавно, в рассказе об Эдди Чивере, мы писали о кратчайшем пути для американцев в Формулу 1 – переезде в Европу. С Марио Андретти все вышло наоборот. Его семья после войны эмигрировала в США, так что у гонщика, родившегося в довоенной Италии (в Триесте), американское гражданство и титул последнего американского чемпиона в новейшей истории Формулы 1.
Интерес к автогонкам у Марио появился еще в Италии, но на трассе он дебютировал уже в США, а в 1964-м заставил прессу обратить внимание на гонщика из бедной эмигрантской семьи, выиграв серию US Sprint. Следующий год был невероятным: титул «новичка года», третье место в «500 милях Индианаполиса» и главное – титул чемпиона USAC (предшественника Indycar), – Андретти хватило полутора лет, чтобы разобраться с авторитетами американских овалов. Он стал чемпионом USAC и в 1966-м, в 1967-м был первым в Дайтоне за рулем машины серии NASCAR, став "Лучшим гонщиком года", а осенью договорился с Колином Чепменом об эпизодических выступлениях в Формуле 1 – большего не позволял американский контракт.
Шестого октября 1968 года, в своей первой гонке Формулы 1 на Уоткинс-Глен за рулем Lotus 49B Марио заработал поул и вполне мог добиться успеха, но вынужден был прекратить борьбу из-за отказа сцепления. В последующие несколько лет он заработал еще один, третий титул чемпиона USAC, победил в Индианаполисе, одержал свою первую победу в Формуле 1 (Кьялами'71), выиграл несколько гонок за рулем спортпрототипов, но совмещать американские и европейские чемпионаты ему становилось все труднее. Наконец в 1975-м Андретти провел полный сезон в Формуле 1 в составе Parnelli, а через год подписал полноценный контракт с Колином Чепменом.
Старые друзья хотели возродить славу легендарной команды и активно работали над машиной. В 1976-м Марио выиграл последнюю гонку сезона в Фудзи, в 1977-м уступил титул Ники Лауде, а в 1978-м знаменитые "автомобили-крыло" Lotus 78 и Lotus 79 не знали себе равных. Выиграв шесть Гран При, Андретти завоевал титул, но потерял друга и напарника по команде – в результате аварии на старте в Монце погиб Ронни Петерсон.
Марио Андретти и Ронни Петерсон. Голландия'78
В 1979-м и 1980-м соперники превзошли Lotus, развив идею «автомобиля-крыло» - Андретти был лишь 12-м и 20-м в этих чемпионатах. Марио поездил на Alfa Romeo, принял разовые предложения Williams и Ferrari, но предпочел вернуться в Америку, в Indycar, где закончил сезон-83 на третьем месте. 1984-й принес очередной титул и Марио еще десять лет гонялся в Штатах, одержав свою последнюю победу в возрасте 53 лет.
Столь длительной и успешной карьеры, как у Андретти, история автогонок еще не знала. Марио вместе со своим братом Альдо (так же автогонщиком) положил начало целой спортивной династии, его сын Майкл добился успехов в Америке и выступал в составе McLaren в 1993 году, а его 19-летний внук Марко мечтает о скором дебюте в Формуле 1, так что продолжение, видимо, следует…
Даты
- 1978 год - чемпионом мира стал Марио Андретти
- 1978 год - Кубок Конструкторов достался Lotus/Ford
- 05.01.1978 родился Франк Монтаньи
- 22.04.1978 родился Эстебан Туэро
- 31.07.1978 родился Джастин Уилсон
- 19.10.1978 родился Энрике Бернольди
Гонщики
- 5278 кругов у Марио Андретти
- 3678 кругов проехал Дэн Герни
- 3078 кругов проехал Сатору Накадзима
- 678 кругов проехал Дэнни Салливан
- 478 кругов лидировал Эмерсон Фиттипальди
- 278 кругов проехал Билл Холланд
- 278 кругов проехал Джеки Льюис
- 178 кругов проехал Брайан Нэйлор
- 78 раз участвовал в Гран При Алессандро Наннини
- 78 раз участвовал в Гран При Габриэле Тарквини
- 78 кругов лидировал Морис Тринтиньян
- 78 кругов проехал Дамьен Маги
- 78 кругов проехал Лесли Торн
- 78 кругов проехал Невиль Ледерле
- 78 кругов проехал Роланд Ратценбергер
- 78 кругов проехал Торстен Пальм
- 78 кругов проехал Франко Комотти
Шасси
- 4548.78 очков у Ferrari
- 2778 кругов у Watson
- 78 стартов у Dallara
Моторы
- 18078 очков у Alfa Romeo
- 4572.78 очков у Ferrari
- 78 кругов проехал мотор Serenissima
Резина
- 178 участий в Гран При у Dunlop
Страны
- 378 очков набрали шведские гонщики
- 78 поулов у немцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.