БИОГРАФИЯ : 1988-1990
Как и Фанхио, Айртон не страдал излишней сентиментальностью при выборе команды: это должна быть команда, способная обеспечить ему чемпионский титул. В 1988 году он перешел и "Макларен-Хонду" к Алену Просту Как и Пике двумя годами раньше, Сенна завязал прочные отношения с инженерами "Хонды", в результате чего Пике отправился в "Лотос" на замену Сенне. Для того чтобы понять подоплеку отношении двух бразильцев, нужно оглянуться на 1982 год, когда Сенна еще гонялся в "Формуле Форд 2000", а Пике уже был в «Формуле-1». Однажды в Зольдере Пике весьма пренебрежительно отозвался о своем младшем соотечественнике. да н позже неоднократно позволял себе унизительные замечания н адрес Сенны. Оскорбленный до крайней степени, Сенна поклялся превзойти Пике.
Дома, в Бразилии, на машине Сенны во время прогревочного круга отказала коробка передач. Он отчаянно жестикулировал, сигнализируя, что не может сдвинуться с места, и после повторного старта ушел на трассу на запасной машине. Но его дисквалифицировали - за то, что сменил машину после того. как уже был дан зеленый флаг к началу «Гран-при»,
В Монако Сенна уверенно лидировал в течение 67 кругов, а затем на какое-то мгновение утратил концентрацию и въехал в ограждение прямо перед туннелем. Несмотря на незначительность инцидента. Сенна назвал его одним из ключевых в своей карьере, именно эта авария в Монако в 1988 году заставила его насторожиться, заново разбудила его религиозность. В квалификации он ехал так быстро, что ему показалось - он провалился в какую-то иную реальность. С этого момента все собственные успехи он связывал с верой во Всемогущего.
Постепенно разгоралось острое соперничество с партнером по команде - Простом. Сенна уступил французу в Мехико, затем выиграл у пего в Монреале н Детройте. В Сильверстоуне Прост с поврежденным сцеплением сошел в сложной дождевой гонке, за что был в пух и прах раскритикован французской прессой, и мало-помалу Сенна своими постоянными успехами начал задвигать его в тень. Сенна одержал четыре победы подряд - в Сильверстоуне, Хоккенхайме, Венгрии и Спа, и Прост признал, что бразилец достаточно силен для того, чтобы стать чемпионом мира. В Монце последовала нехарактерная для него грубая ошибка: Сенна лидировал, и победа в гонке была фактически у него в кармане, когда бразилец оказался жертвой своего уникального умения обгонять отставших - он столкнулся с замыкавшим караван Шлессором и вылетел с трассы.
Более драматической развязки, чем та, что случилась на Сузуке 30 октября 1988 года, представить себе трудно. McLaren стоявшего на
"поуле" Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красно-белого металла и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет немного под уклон, заставил свой "движок" ожить. Со старта он ушел лишь 14-м, но еще до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6-м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м - Альборето, на 10-м - Бергера. На 16-м сошел Капелли на March - Сенна стал вторым! И почти тут же пошел дождь. Небеса явно давали знать, что им небезразличны усилия "человека дождя" Айртона Сенны. В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости ради стоит отметить, что как раз в этот момент у Проста выпала передача. Но ведь это тоже можно отнести к капризу судьбы... Еще через пять кругов Сенна начал подавать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя остановить гонку - дождь усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы осознать, что главное дело своей жизни - стать чемпионом мира, победив Проста - он уже сделал.
Вспоминает ведущий фотограф "Формулы-1" Кейт Саттон; "Спал ажиотаж, рассосалась толпа, закончились пресс-конференции. На пит-лейн уже не было никого, кроме меня и еще одного фотографа, французского. Айртон, сидя на стене, давал интервью бразильскому телевидению и одновременно поглядывал на громадный экран, где в повторе транслировалась только что закончившаяся гонка. Гальвао Буэно, бразильский телекомментатор, очень близкий Сенне человек, спросил: "Теперь ты - чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран, отказываясь в этой жизни от многих радостей, теряя старых друзей. Теперь что-то изменится?"
Айртон ничего не ответил. Он... заплакал".
Команда «Макларен-Хонда» стала обладателем Кубка конструкторов. набрав 134 очка. К концу сезона Сенна сделался кумиром паддоков - никем так не восхищались, как им, но и ни на кого так не злились и не обижались, как на него.
Здесь есть смысл ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста: "Айртон - самый быстрый и самый профессиональный коллега ,по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул... Нет, если кто-то хочет победить Сенну должен всецело посвятить себя спорту".
Рон Деннис, которому принадлежит патент на создание "дьявольского дуэта", благодушно нежился в лучах полной, абсолютной и вполне заслуженной славы: "С этими двумя я чувствую себя богатейшим человеком Вселенной, хотя напряжение внутри команды, которое они создали, можно потрогать руками. Но я все равно не жалею о своем выборе: они в "Макларене", вместе - мне нечего больше желать! Их дуэль раздвигает горизонты и поднимает Формулу-1 на новую высоту"
Сезон 1989 года начался в Рио, где Патрезе, Бергер и Сенна одновременно оказались в одной точке трассы, и "Макларен" потерял носовой обтекатель. Но затем, выиграв в Имоле Айртон стал виновником внутрикомандной ссоры. Между ним и Простом существовал своего рода негласный "пакт о ненападении". Еще в 88-м по предложению Проста они договорились, что, поскольку "Макларены" так сильны, нет смысла затевать драку друг с другом уже в первом же повороте. Старт - и Сенна с
"поул-позишн" уходит в гонку первым. Но на 4-м круге в Тамбурелло загорелась "Феррари" Бергера. Гонку остановили и назначили новый старт. Сенна сам напомнил Просту об их уговоре. Снова старт и теперь уже в
Тамбурелло первым входит Прост. Но Сенна - вот он, рядом, почти касается колеса! Бразилец прошел-таки опешившего француза и выиграл гонку... На подиуме Прост и Сенна впервые не подали друг другу рук, Ален не пришел на пресс-конференцию (за что заработал от FIA штраф в 5000 долларов), а в боксах обвинил партнера в предательстве. Рон Деннис вынудил бразильца принести извинения, но это лишь осложнило ситуацию. До конца сезона не сказали друг другу ни слова. В Монце результат Сенны на квалификации оказался чуть ли не на две секунды лучше, чем у Проста, это говорило о техническом преимуществе, которое предоставила ему команда. После того как в гонке Сенна сошел, а Прост выиграл, возник приличный скандал на подиуме: Ален, демонстрируя свои
антимаклареновские настроения, на глазах Денниса выкинул в толпу фанов кубок,
врученный ему как победителю "Гран-при Италии".
Затем наступила очередь Мэнселла испытывать ледяное хладнокровие бразильца: они столкнулись в Эшториле. когда Мзнселлу уже показали черный флаг за недозволенное регламентом техобслуживание в боксах. Мэнселла оштрафовали и дисквалифицировали на одну гонку - "Гран-при Испании" в Хересе, где уже Сенне был показан черный флаг во время квалификации. Бразилец не подчинился сигналу, был оштрафован на 20 тысяч долларов, но гонку все равно выиграл.
Острейший конфликт между Сенной н Простом едва не вылился в аварию на сорок седьмом круге на Сузуке. когда француз захлопнул-таки калитку перед носом бразильца, уничтожив тем самым шансы Сенны на титул чемпиона мира
и подтвердив свои собственные. Стюарды гонки но объездной части трассы растолкали машину Сенны, он добрался до боксов, поменял поврежденный носовой обтекатель, вернулся на трассу, догнал н обогнал Наннини в том самом месте, где произошло столкновение с Простом, и выиграл гонку, но лишь затем, чтобы оказаться дисквалифицированным за срез поворота и помощь на трассе. Вмешательство ФИСА и президента Балестра сделало взаимную неприязнь партнеров но "Макларену" просто невыносимой. Ко всеобщему изумлению. Деннис подал протест, который не был удовлетворен. Сенну подвергли штрафу в 10 тысяч долларов (мизер, принимая во внимание зарплату в 15 миллионов!) и отложенной дисквалификации на полгода. Финальная гонка в Аделаиде, обильно смоченная дождем, ознаменовалась тем. что Прост отказался стартовать, завернув в боксы после прогревочного круга, а Сенна из-за нулевой видимости финишировал точно в коробке передач "Брэбхема" Мартина Брандла.
В межсезонье ходили упорные слухи о том. что Сенна не получит от ФИСА суперлицензию на 1990 год. Лишь в середине февраля Сенна и "Макларен" урегулировали проблемы с Международной федерацией. Зато в команде все уравновесилось. Па место Проста пришел Герхард Бергер, мастер практического юмора, однажды не нашедший ничего смешнее, как выкинуть из вертолета дипломат Сенны, но Айртон нашел, что с этим парнем ладить легче, чем с Простом.
В Фениксе лидировавший Сенна выдержал жаркую, острую и красивую схватку с дебютантом "Больших призов Жаном Алези на "Тиррелле", но «Макларен» сохранил место и Сенна выиграл гонку. В Сан-Паулу его слегка подтолкнул Накаджима и Сенна финишировал лишь третьим. Затем выиграл в Монако, стартовав с поула, был первым в Хоккенхайме. на Хунгароринге выкинул с трассы Наннини в схватке за второе место, в Сна выиграл у Проста. В Монце диспозиция повторилась - Сенна первый. Прост
- второй, и после гонки, спровоцированные прессой, они пожали друг другу руки. вроде бы заключив мир. В Хересе Сенна, выиграв квалификацию, в штормовом стиле завоевал свой рекордный 50-й поул. Это был своего рода акт мести треку, на котором в тот же уик-энд потерпел ужасную аварию Мартин Доннелли.
На Сузуке выяснилось, что заключенный и Монце мир с Простом был и лучшем случае перемирием. В Японии Сенна имел шансы стать чемпионом. Но Прост выиграл старт и в первый поворот вошел раньше бразильца, после чего Сенна фактически въехал в задний спойлер его "Феррари", оба вылетели в песок и Сенна, одним ударом выиграл второй чемпионский титул. "Феррари" разгневалась и пригрозила уходом из гонок сцены. Годом позже на Сузуке Сенна публично признал. что его действия были намеренными. напал при этом на ФИСА и его, к тому моменту ушедшего в отставку президента Палестра, обвинив их в том, что в 1989 году у него украли принадлежащий ему титул.
НАВЕРХ - ПРОДОЛЖЕНИЕ |