Еще в квалификации было заметно, что большинство команд устали от перипетий завершающегося сезона и просто не готовы к гонке на новой трассе. Когда стартует гонка где-нибудь в Спа, то из памяти инженеров и компьютеров извлекаются отработанные варианты настроек, все прекрасно знают, чего ждать от трассы. На малайзийской никто (исключая гостевые визиты) из пилотов не был, к тому же FIA внезапно отменила стандартный для трасс-новичков дополнительный тестовый день в четверг. Мало того, что нужно было настроить машины для квалификации за две коротких сессии в пятницу, так еще трасса оказалась необычайно сложной.
Синоптики, словно сговорившись, грозили ливнями на все три гоночных дня, что окончательно расслабило персонал команд. А дождя не случилось. Случилась жара, да какая... Температура трассы поднималась до + 52 градусов. Вот такой подарок судьбы в конце сезона.
Несомненно лучше всех удалось использовать, выделенное на освоение необъезженной трассы время, команде Ferrari. Михаэль Шумахер участвовал в роли эксперта при строительстве трассы, так что некая информационная база у команды имелась. Что и выразилось в квалификации.
Можно по-разному относиться к командной тактике, но сегодня это часть "Формулы-1". И для того, чтобы выигрывать гонки это правило нужно помнить. Ferrari снова применила командные методы борьбы и заработала дубль(лишь с тем отличием, что пилоты поменялись ролями - Эдди Ирвайн устремился к победе, а Михаэль Шумахер прикрывал тылы).
После гонки
После окончания Гран При Малайзии техническая комиссия проверила машины команды Ferrari и обнаружила несоответствие дефлекторов пункту 3.12.1 принятого технического регламента. Заявление комиссии было подписано делегатом FIA Джо Бауэром. Команда Ferrari согласилась с претензиями FIA, но пыталась обжаловать решение стюардов.
Дефлектор представляет собой аэродинамический элемент, установленный по бокам носовой части машины. Служит для направления части воздушного потока в радиаторы системы охлаждения и повышения устойчивости машины. Габариты строго описаны в регламенте.
По словам представителей итальянской команды имевшие место нарушения не дают преимуществ в гонке. Однако представители FIA считают по другому.
После совещания специальной комиссии, включающей в себя технических экспертов, представителей Ferrari и судей было принято решение лишить команду набранных очков. Пресс-атташе Ferrari Клаудио Берро признал, что панели дефлектора не соответствовали регламенту: "Сейчас трудно говорить, откуда возникло это несоответствие. Мы расследуем эту проблему и сообщим прессе. Вполне возможно, что ошиблись наши поставщики."
Технический директор Ferrari Росс Браун заявил после дисквалификации команды, что Ferrari не получило никакого преимущества от использования элементов аэродинамики, не соответствующих регламенту FIA. Машины, оборудованные точно так же участвовали в Гран При Европы и в квалификации перед гонкой, не получив никаких нареканий от технических экспертов. С другой стороны в FIA могут принимать любые решения. Мы уверены, что они абсолютно объективны и не не имеют на этом никакой выгоды. Они просто проводят измерения.."
Еще более кажется странным, что столь понимающий в Формуле 1 специалист, как Росс Браун допустил к участию в гонках машины не соответствующие регламенту, зная, что FIA может наложить санкции. Еще не затихли разговоры о возможном саботаже со стороны Ferrari в адрес Эдди Ирвайна на Гран При Европы, теперь многие злые языки говорят о победе Ferrari в открытой войне с возможным чемпионством Эдди.
Дисквалификация Ferrari ударила по всем... кроме FIA
В результате принятого, после Гран При Малайзии решения, в проигрыше оказались все, кроме FIA. Представители команды McLaren и Мика Хаккинен заявили, что их совершенно не устраивает победа в чемпионате подобным образом. Итальянские газеты обвиняют во всех смертных грехах руководство Ferrari (хотя, возможно это не лишено некоторых оснований). В грязи оказались испачканы все... кроме FIA. Настоящий информационный бум возник вокруг прошедшей гонки. Сервера, на которых расположены материалы о Формуле 1 испытали четырехкратный подъем посещаемости. Те газеты, которые никогда не писали о Ф1 вдруг воспылали любовью к "Королевским гонкам". Канал ОРТ, никогда не обращавший внимания на гонки начинает с сообщения о дисквалификации Ferrari свои спортивные новости. Когда что-то происходит - надо искать, кому это выгодно...
Компания FIAT, родительская для Ferrari, не верит в слухи о заговоре внутри итальянской команды. В интервью корреспонденту агентства "Рейтер" президент FIAT Паоло Фреско заявил: "Давайте не будем говорить о заговоре. Это слишком тяжелое обвинение. Вместо этого надо попытаться понять, как панели дефлектора не вызвали никакой реакции в Нюрбургринге, где мы потеряли очки, в Малайзии послужили поводом для дисквалификации. Давайте не забывать, что мы победили на трассе и в гонке, и в квалификации. Небольшое отличие дефлекторов от регламента не дает повода для дисквалификации..."
Менеджер Михаэля и Ральфа Шумахера Вилли Вебер имеет свою точку зрения на произошедшее: "Я знаю, что решение о дисквалификации принято с подачи одной из команд. И эта команда - не McLaren. За чемпионским титулом стоят большие деньги и вы далеко не все знаете о Формуле 1. Название команды, которая так влияет на решения технических экспертов, Вебер не объявил.
Эдди Ирвайн, узнав о решении аннулировать заработанные на Гран При Малайзии" очки, заявил: "Наказание не соответствует нашей провинности. Как пилот, я не могу влиять на такие вещи. Я могу сесть в машину и стартовать в гонке. Почему лишили очков именно меня, я не понимаю..."
Рон Деннис: "Мы не хотим выигрывать чемпионат подобным образом. Все должно решаться в честной борьбе на трассе, а не за кулисами соревнований..."
Итальянские газеты настаивают на кровопролитии: "Газетта делло Спорт": "Мама Мия, в Ferrari собрались тупые инженеры, которые не разбираются в технике. В это позоре повинны Браун, Тодт и другие. Именно им отвечать за тот позор, который лег на команду и всю страну..."
Немецкая Bild: "Люди из Ferrari отняли шанс на титул у Ирвайна и превратили возвращение Шумахера в фарс..."
Опять итальянская "Корьере делла Сера": "Чем занимаются эти специалисты? Сначала они забыли шину в Нюрбургринге, потом линейку, чтобы измерить шасси в Малайзии..."
Немецкая "Цайтунг": "В Ferrari есть только один человек, которому может быть это выгодно - Михаэль Шумахер. Он вряд ли хочет, чтобы титул достался Ирвайну и не раз говорил об этом."
Апелляционный суд отменил дисквалификацию
Международный Апелляционный суд, собравшийся в Париже 22 октября 1999 года, изучил материалы, касающиеся дисквалификации Ferrari. Присутствовали представителя автомобильного клуба Италии, команд Ferrari, McLaren и Stewart. Объявленное в субботу решение гласит:
- Дефлекторы были в пределах допуска 5 мм, что разрешено в пунктах 3.12.1 и 3.12.6 технического регламента.
- Заявленное несоответствие в 10 мм было выявлено не в строгом соответствии инструкции.
- Измерительная аппаратура, доступная стюартам FIA в Малайзии не имела соответствующей точности.
По вышеупомянутым причинам, Международный Апелляционный суд отменил решение стюартов (документ N 29) и подтвердил первоначальные результаты гонки.
Президент FIA Макс Мосли критикует решение Апелляционного суда: "Нам надо разобраться с регламентом и методом измерений. Странно, что для суда они оказались недостаточно точны."
Сообщение для прессы спортивного отделения концерна "Мерседес": "С большим удивлением мы узнали о решении Апелляционного суда. Мы разочарованы, потому что такое решение создает прецедент для всевозможных нарушений в Формуле 1 и подрывает доверие к автоспорту в целом. Хорошо, что чемпионат ждет интересный финал, но необходимо твердо заявить, есть ли однозначный набор правил для "Формулы-1", действительный для всех команд, участвующих в чемпионате. Многие эксперты согласны с нами, что регламент не может толковаться различными способами. Всевозможные интерпретации правил поднимают волну вопросов среди средств массовой информации и зрителей. Независимо от принятого решения наша команда продолжит подготовку к последней гонке сезона в Японии и, в соответствии с существующими спортивными правилами, будет делать все от нее зависящее для того, чтобы выиграть в гонке, доказав, что можно выиграть мировой чемпионат, соблюдая действующие правила и инструкции."
Эдди Ирвайн сказал, что решение Апелляционного суда устраивает и Ferrari, и его лично и всю Формулу 1: "Хорошо, что все произошло именно так, хоть я немного переживал. В Сузуке я был 6-м, 5-м, 4-м, 3-м и вторым. Неплохо было бы дополнить этот список победой. По крайней мере машина позволяет на это надеяться." Михаэль Шумахер заявил, что поддержит Эдди: "Я хочу сделать кое-что для команды. Если у нас снова получится результат, получившийся в Малайзии, то это будет отличной концовкой сезона."