Кто бы ни взялся рассказывать о новозеландском гонщике Майке Такуэлле, ему никак не избежать слов «самый» и «первый». История, приключившаяся с пареньком из далекого Окленда, поучительна и печальна. Таких было немало и в других спортивных дисциплинах в 80-е годы. Молодость, талант, большие деньги и блестящие перспективы – далеко не каждому по силам было справиться с таким «коктейлем», особенно в то время, когда о менеджерах и промоутерах никто и слыхом не слыхивал.
Отец Майка был пилотом-любителем, а ему самому умение управлять гоночным автомобилем было даровано свыше. В 18 лет Такуэлл-младший стал вице-чемпионом британской Ф3 и попал «на карандаш» Кену Тиррелу. В 19 – дебютировал в Формуле 1. Точнее, в 19 лет, 5 месяцев и один день. Лишь нынешний вундеркинд Себастьян Феттель участвовал в Гран При в более юном возрасте – но разве можно назвать пятничные тесты полноценным выступлением? Такуэлл же провел за рулем Arrows А3 почти весь уик-энд, заменяя (с разрешения Кена) Йохена Масса, получившего травму в первой тренировке. Правда, освоиться за рулем «золотой пули» новозеландцу было непросто, и квалификацию он не прошел.
Спустя месяц Майк получил еще один шанс стать самым молодым участником гонки Ф1. В канадском Монреале он хоть и с последним результатом, но все же пробился на стартовое поле за рулем хорошо знакомого Tyrrell. Вот он – рекорд всех времен и народов, не перекрытый и по сей день! Впрочем, не все здесь столь однозначно…
В аварии на старте гонки пострадала машина лидера команды, Жана-Пьера Жарье. Заезд остановили, объявив повторный старт. Не долго думая, Кен решил пожертвовать своим третьим пилотом ради первого – и автомобиль Такуэлла отдали французу. Когда красные огни светофора сменились зелеными, и пилоты рванули с места, Майк, уже снявший комбинезон, мог лишь проводить их глазами. А раз так – формально он не считается участником гонки. Но статистики Формулы 1 вот уже четверть века «не замечают» этого досадного недоразумения, в один голос называют именно новозеландца самым юным пилотом Ф1.
Впрочем, омоложение автогонок происходит на наших глазах. Так что, весьма вероятно, скоро вопрос потеряет актуальность сам собой – с приходом в Большие Призы мальчишки еще более «молодого да раннего».
Что же касается Такуэлла, то он на время расстался с Формулой 1, сосредоточившись на гонках Ф2, где стал последним чемпионом Европы в сезоне-84, а также угодил в жуткую аварию на тестах в Тракстоне, серьезно повредив голову и сломав ногу. На его счету – победа в самой первой гонке новой серии Ф3000 (Сильверстоун ’85), дебютный успех Mercedes в соревнованиях спорткаров (1000 км Нюрбургринга), выступления за Penske в серии CART.
Майк вновь попытался закрепиться в Ф1 в 1984-м, но в двух гонках за Tyrrel и RAM не смог показать ничего вразумительного. Еще один шанс представился ему парой лет позже, но действующий контракт с TWR Jaguar не позволил новозеландцу оказаться в кокпите Ligier. И тогда 26-летний гонщик решил, что с него хватит – и завершил карьеру, так и оставшись одним из самых странных персонажей в истории автогонок.
Даты
- 19.01.1929 родился Ред Амик
- 29.01.1929 родился Джерри Хойт
- 15.02.1929 родился Грэм Хилл
- 28.03.1929 родился Пол Ингленд
- 10.04.1929 родился Майк Хоторн
- 15.05.1929 родился Петер Брокер
- 22.05.1929 родился Серджо Мантовани
- 26.06.1929 родился Родни Наки
- 15.07.1929 родился Ян Стюарт
- 22.07.1929 родился Джон Барбер
- 17.09.1929 родился Стирлинг Мосс
- 17.11.1929 родился Джимми Рис
Гонщики
- 6229 кругов проехал Денни Халм
- 2029 кругов проехал Никола Ларини
- 629 кругов проехал Ханс Биндер
- 529 кругов лидировал Жаки Икс
- 229 кругов проехали Джерино Джерини и Оскар Ларраури
- 129 кругов лидировал Франсуа Сэвер
- 29 дублей (поул+победа) заработал Айртон Сенна
- 29 поулов у Хуана Мануэля Фанхио
- 29 очков: Джим Ратманн, Педро де ла Роса, Майк Хэйлвуд, Ханс-Йоахим Штук
- 29 раз стартовал Андреа де Адамич
- 29 участий в Гран При: Боб Андерсон, Энрике Бернольди, Майк Бёттлер, Роберто Герреро, Робер Манзон, Эрик ван де Поль, Вольфганг фон Трипс, Тревор Тэйлор
- 29 кругов: Эрнст Клодвиг, Бернар Коллон, Майк Такуэлл
Шасси
- 48329 кругов на шасси Williams
- 39329 кругов на шасси Tyrrell
- 6129 кругов на шасси Matra
- 129 быстрых кругов у McLaren и Williams
- 129 стартов у Cooper и Osella
- 129 выступлений в Гран При на шасси Cooper
- 29 выступлений в Гран При на шасси Fondmetal и Vanwall
- 29 кругов на шасси Heck
Моторы
- 29 выступлений в Гран При с моторами Alta и Vanwall
Страны
- 129 подиумов у американцев
- 29 стартов из первого ряда у бельгийцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК