Среди гонщиков, которые смогли финишировать в призовой восьмерке, но заработали менее 10 очков в сезоне 2007 года, два дебютанта и три победителя Гран При - Ярно Трулли, Дженсон Баттон и Ральф Шумахер. Если для дебютантов попадание в эту группу, особенно на слабой машине, почетно, то для гонщиков, попробовавших вкус победного шампанского, место в хвосте чемпионата - потерянный сезон...
13. Ярно Трулли
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2006 | Toyota | 18 | 12 | 15 | 4 | 7 |
2007 | Toyota | 17 | 13 | 8 | 6 | 4 |
Ярно снова лучше выступал на квалификациях, чем в гонках. Восемь раз в 2007-м Трулли финишировал на позиции худшей, чем стартовал, заработав лишь восемь очков, против пятнадцати в прошлом и 43-х в позапрошлом сезоне. Нельзя сказать, что итальянец плохо провел сезон, он продлил контракт с командой, а добиться большего не позволила машина.
Ярно Трулли: "У меня долгосрочный контракт, волноваться не о чем. Я сосредоточен на том, чтобы помочь команде сделать хорошую, конкурентоспособную машину на следующий год. Работа над ней вовсю идет на базе, я участвую в этом процессе и на тестах постараюсь обеспечить инженеров максимальной информацией. Важно, чтобы все мы двигались в верном направлении."
14. Себастьян Феттель
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2007 | BMW Sauber, Toro Rosso | 8 | 14 | 6 | 4 | 3 |
Перед началом сезона 20-летний Себастьян Феттель был тест-пилотом BMW Sauber, и команда, единственная в 2007-м, гарантировала тестеру участие в пятничных свободных заездах. В мае решение было пересмотрено в пользу основных гонщиков, однако Себастьян сел за руль основной машины, заменив травмированного Роберта Кубицу в Индианаполисе, а в июле перешел в Toro Rosso, заменив Скотта Спида и получив контракт на 2008-й.
Феттель заработал очки в обоих командах, финишировал четвертым в Китае и произвел отличное впечатление в дождевых гонках. Да, не все получалось, но мастерство приходит с опытом, а талант у молодого немца несомненно есть.
Герхард Бергер: "Если говорить о природном таланте, то Себастьян в дебютном сезоне произвел не меньшее впечатление, чем когда-то Айртон Сенна или Штефан Беллоф. Гонка при плохой погоде говорит о гонщике больше, чем десять обычных - если он лучше других справляется с машиной, при отсутствии сцепления с асфальтом, если вовремя реагирует на малейшие перемены в состоянии трассы, значит талант действительно есть. Конечно, его необходимо развить, нужно многому научиться, но когда есть такой базис, то и обучение принесет плоды".
15. Дженсон Баттон
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2006 | Honda | 18 | 6 | 56 | 1 | 5 |
2007 | Honda | 17 | 15 | 6 | 5 | 7 |
Если несоответствие результатов Toyota вложенным средствам становится привычной притчей в Формуле 1, то неудача Honda, за рулем которой год назад Баттон выиграл свою первую гонку, удивила многих. На презентации RA107 Дженсон говорил, что новая машина "уступает лишь Ferrari и McLaren", а уже в апреле в прессу попали слухи о возможном расставании гонщика с командой - столь велико было разочарование.
Сезон начался с семи "сухих" гонок. Гонщика критика не коснулась, а команде досталось. Прозвучала фраза о том, что в руководство попали люди, далекие от гонок, похоже это поняли и в Honda, затеяв очередную реструктуризацию. Летом сезон был объявлен промежуточным, а осенью команда принялась хвалить гонщика, пытаясь компенсировать промахи, допущенные при разработке машины...
Ник Фрай: "Это заявление может показаться странным, но я считаю, что Баттон провел свой лучший сезон. Он безупречен на трассе, не допускает ошибок и произвел отличное впечатление, выступая на слабой машине. Едва предоставляется шанс, Дженсон его использует. В 2006-м, мы были разочарованы, если одна из машин не попадала в десятку лучших на квалификации или показывала в ней десятое время, но увы - в 2007-м пришлось сменить приоритеты, ставить перед собой не абстрактные, а конкретные, реальные цели".
Следующий сезон будет определяющим, как для Honda, так и для Дженсона.
Дженсон Баттон: "В 2007-м машина была ужасной, такие гонки мне не интересны. Я помню свои ощущения после Венгрии - год назад я одержал победу, а 12 месяцев спустя выступал на машине, которая была совершенно неуправляемой. Если мы снова не начнем побеждать, придется принять серьезное решение. В конце следующего сезона мой контракт предусматривает опцию продления, а значит мы сядем за стол переговоров. Если машина окажется неконкурентоспособна, я уйду, других вариантов нет. Я не рассчитываю, что Honda сможет бороться за титул в 2008-м, но жду действительно серьезного прогресса".
16. Ральф Шумахер
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2006 | Toyota | 18 | 10 | 20 | 3 | 7 |
2007 | Toyota | 17 | 16 | 5 | 6 | 6 |
Сезон 2007 года стал худшим в карьере Ральфа Шумахера, в прошлые годы Ральф всегда, даже на неудачных машинах, неизменно поднимался на подиум. В 2007-м немец почти не давал интервью и первым объявил о разрыве контракта с командой, которая оплачивала приличный гонорар, но не смогла построить конкурентоспособную машину.
Очко в Австралии, очко в Канаде и три очка в Венгрии. Три результативных гонки - опять же, худшее достижение в карьере. Даже в дебютном 1997-м (ровно десять лет назад) за рулем Jordan немец шесть раз финишировал в призах.
Что дальше? В начале декабря Ральф проведет тесты в составе Force India, но даже по сравнению с вечно медленной Toyota это все таки шаг назад...
Ральф Шумахер: "Я не могу сделать заявление, сначала должны быть подписаны бумаги. К сожалению для британской прессы, я, вероятно, останусь в Формуле 1. Я хочу принять новый вызов, подписать контракт с командой, которая сможет уверенно прогрессировать. В F1 все возможно, если вы сумеете построить команду вокруг себя и добиться реальной конкурентоспособности машины".
17. Такума Сато
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2006 | Super Aguri | 18 | 23 | 0 | 10 | 8 |
2007 | Super Aguri | 17 | 17 | 4 | 6 | 4 |
Сато остепенился? В 2007-м мы почти не видели привычной самоуверенности японца, хотя нет.. в Канаде Сато обогнал и будущего чемпиона Райкконена, и действующего (в тот момент) чемпиона Алонсо, заработав три очка на финише. Еще одним исключением стала испанская гонка, в которой Такума смог заработать очко. Потом соперники ушли вперед, а Super Aguri осталась на месте.
В начале июня Даниэле Аудетто заявил, что в 2008-м Super Aguri выиграет свой первый Гран При, а точнее - Сато выиграет его для Super Aguri, но в тот момент еще были какие-то иллюзии по поводу клиентских машин. Выйдет ли Super Aguri (в ее сегодняшнем виде) на старт следующего чемпионата и будет ли Сато гоняться в 2008-м - большой вопрос...
18. Витантонио Лиуцци
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2006 | Toro Rosso | 18 | 19 | 1 | 8 | 5 |
2007 | Toro Rosso | 17 | 18 | 3 | 6 | 9 |
В феврале 2007-го подтверждение контракта Toro Rosso с Витантонио Лиуцци закрыло предпоследнюю вакансию в чемпионате, последним подписал контракт напарник итальянца - Скотт Спид. Весной машине не хватало скорости, летом - надежности, по меркам 2007-го девять сходов (причем подряд) - показатель уникальный, но осенью, когда Спида сменил Себастьян Феттель, машина поехала и Витантонио смотрелся неплохо. Вопрос в том, хватит ли этого для подписания контракта...
Витантонио Лиуцци: "Второй сезон получился сложным. Нас преследовали проблемы с надежностью, осенью их отчасти удалось решить, и я смог напомнить о себе - в Японии неплохо провел гонку, заработал очко, через несколько дней, в Китае, добился лучшего результата за карьеру, финишировав шестым. Я был счастлив, за себя, и за команду, с которой работал эти два года. Надеюсь, эти результаты помогут подписать контракт, но пока уверенности нет".
19. Адриан Сутил
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш | Сходы |
2007 | Spyker | 17 | 19 | 1 | 8 | 8 |
Льюис Хэмилтон выступал с Адрианом в F3 и высоко оценивал его талант перед началом сезона, но гонщики провели чемпионат на противоположных полюсах. Льюис выступал за McLaren, а Адриан знакомился с Формулой 1 в команде, которая не заработала очков в 2006-м, но, финишировав девятым, в Сузуке именно Сутил, после штрафа, наложенного на Витантонио Лиуцци за обгон под желтыми флагами, принес Spyker единственное очко. Очко за Spyker, учитывая плотность борьбы в призовой восьмерке, стоит не меньше победы в ином младшем чемпионате.
В тот момент уже и Spyker практически не было - элитный голландский автопроизводитель переживает не лучшие времена, но Адриан познакомился с трассами, узнал мир Формулы 1 и наверняка продолжит карьеру в 2008-м. Хочется верить, что слабые машины не остановят карьеру немца...
Адриан Сутил: "К моему менеджеру обращались представители разных команд, но пока без прямых предложений - если таковые будут, то все решат два фактора: согласие Колина Коллеса и мое желание. Я уже говорил - у меня контракт со Spyker, я хочу помочь этой команде, но если мы получим действительно интересный вариант, позволяющий бороться в десятке лучших, то я поговорю с Коллесом".