Гонка #92: 14 августа 1960 года. Гран При Португалии. Порту |
|
Поул | Джон Сёртиз (Lotus 18) - 2.25,56 (183,19 км/ч) |
Лучший круг | Джон Сёртиз (Lotus 18) - 2.27,53 (180,744 км/ч) |
Победитель | Джек Брэбэм (Cooper T53) - 2:19:00,03 (175,849 км/ч) |
В 1960-м Гран При на португальской трассе Боавишта проходил уже в шестой раз, но в зачёт чемпионата мира входил лишь во второй. Первым случаем был знаменитый этап 1958 года, вошедший в историю благодаря джентльменству Стирлинга Мосса.
Тогда Майк Хоторн заглох на одном из подъёмов и решил завести мотор, проехав по обочине вниз. Он пересёк линию финиша вторым, но был дисквалифицирован за то, что ехал против направления движения. Однако Мосс доказал, что Майк не нарушил правила – ведь в этот момент он ехал за пределами трассы. Хоторну вернули второе место и лучший круг, по итогам чемпионата именно он завоевал титул, опередив Мосса на одно очко.
В те годы в Португалии не было стационарного автодрома приемлемого уровня, потому гонка проходила по улицам городов. В 1959-м это был парк Монсанто в Лиссабоне, а в 1960-м вновь настала очередь Порту. Главная прямая пролегала по Боавишта Авеню, которая и дала название трассе. Однако гонщиков в Португалии ждали не только красивые улицы и горные виражи, но и все прелести городских гонок того времени – включая булыжные мостовые и трамвайные пути, пересекавшие трассу.
Список участников Гран При был ограничен организатором, Автомобильным клубом Португалии: на гонку допускались лишь те команды, что получили приглашение. В их числе оказались Cooper, Lotus, BRM и Ferrari. Была приглашена к участию и Aston Martin, но не приехала – команда переживала не лучшие времена. Её место заняла частная команда Scuderia Centro Sud – правда, с условием, что за руль одной из машин сядет местный пилот, Мариу Араужу де Кабрал.
Кроме того, право выйти на старт получили ещё две сильнейшие частные команды – Yeoman Credit, за которую выступали Тони Брукс, Оливье Жендебьен и Генри Тейлор, и Walker Racing Team с единственным пилотом Стирлингом Моссом, но зато с двумя машинами – Cooper T51 и Lotus 18. Выбор между двумя шасси (двигатели на них были идентичными) планировалось сделать уже по ходу первых заездов, и в итоге Мосс предпочёл Lotus. Для Мосса, кстати, этот Гран При стал первым почти за два месяца, после переломов ног, полученных на тренировках Гран При Бельгии.
В личном зачёте борьбу за титул вели два пилота Cooper, Джек Брэбэм и Брюс Макларен. Теоретические шансы на титул имел и Мосс, и Иннес Айрленд из Lotus, но помочь им могло только невероятное стечение обстоятельств. Было ясно, что чемпионом станет либо Брэбэм, либо Макларен. Четыре предыдущих Гран При выиграл австралиец, его шансы выглядели предпочтительнее.
И без того небольшой заявочный лист гонки в 16 машин (для сравнения, на предыдущем этапе в Сильверстоуне на старт вышли 24 пилота) стал ещё меньше после первой же тренировки – Генри Тейлор попал в аварию и сломал руку. В первый же день повредил машину Брэбэм, но её удалось отремонтировать. Из-за различных проблем пропустил почти все пятничные заезды и пилот Lotus Джон Сёртиз. Тем не менее, в субботу именно он завоевал поул – первый в своей карьере. Второе время показал Дэн Гёрни на BRM, а Брэбэм стартовал третьим.
Гонка началась несколько необычно. Уже после сигнала о том, что до старта осталось 30 секунд, машина расположившегося на втором ряду Грэма Хилла начала медленно ползти вперёд. Его примеру последовали и остальные. В результате в момент, когда была дана отмашка флагом, на первой линии фактически находились пять машин, и ещё несколько – на расстоянии пары метров от них.
Лидерство захватил Брэбэм, но уже на прямой Гёрни опередил его, благодаря слип-стриму. Вслед за ними с минимальными отрывами следовали ещё шесть машин. Замыкал эту группу Джим Кларк – его Lotus был сильно повреждён в субботней аварии, так что в гонке некоторые элементы передней части его машины были скреплены скотчем. Уже в первых поворотах боровшийся за позицию Вольфганг фон Трипс повредил свою Ferrari – носовую часть машины буквально перекосило, однако немец продолжил гонку.
На втором круге Брэбэм ошибся, выехал за пределы трассы и вернулся восьмым, а на вторую позицию поднялся Мосс, которого активно атаковали Сёртиз и Фил Хилл. Лидирующая группа распалась – начал терять скорость Брукс, из-за проблем с подачей топлива вынужден был заехать в боксы Айрленд. А затем сошли сразу два гонщика BRM – Йо Боньер из-за прокладки головки цилиндров двигателя, а Грэм Хилл из-за отказа коробки передач.
Вскоре Гёрни откатился назад, дважды поскользнувшись на масляных лужах. Сёртиз, в свою очередь, смог опередить Мосса и впервые в карьере вышел в лидеры гонки Формулы 1. Какое-то время Мосс пытался ему навязать борьбу, но вынужден был свернуть в боксы – из-за проблем со свечами зажигания двигатель работал только на трёх цилиндрах! Стирлинг быстро вернулся на трассу, потеряв не так много времени, но сразу же выяснилось, что проблема не устранена, и ему пришлось вновь отправиться на пит-лейн. В итоге с мотором всё же удалось разобраться, но британец откатился на девятое место.
Сёртиз продолжал уверенно лидировать, опережая Фила Хилла более чем на 10 секунд, а к тому, в свою очередь, начал приближаться Брэбэм. Догнав Ferrari соперника, Брэбэм быстро смог его опередить, однако спустя пару кругов Хилл контратаковал и вернул вторую позицию. Борьба между ними продолжалась ещё несколько кругов, пока на машине Хилла не отказало сцепление, из-за чего он вылетел с трассы и разбил машину.
Тем временем гонка потеряла ещё двух участников – Мастен Грегори сошёл из-за отказа коробки передач, а последний представитель BRM, Дэн Гёрни, вынужден был прекратить борьбу из-за утечки масла, которая вызвала перегрев двигателя. Возникли проблемы и у обоих пилотов Yeoman Credit, но, посетив боксы для ремонта машин, и Брукс, и Жендебьен смогли вернуться в гонку (Жендебьен, правда, в итоге до финиша не добрался из-за отказа коробки передач).
Середина дистанции была давно пройдена, и, казалось, всё идёт к первой победе Джона Сёртиза. Пилот Lotus довёл свой отрыв от Брэбэма до 22 секунд, а занимавший третью позицию Брюс Макларен уступал ещё 39 секунд. Кларк проигрывал своему напарнику почти две минуты, а все остальные – более круга. По скорости с Сёртизом мог соперничать только Мосс, но он уже был в двух кругах позади, к тому же вынужден был снова остановиться из-за неполадок на его Lotus.
За 20 кругов до финиша на машине Сёртиза возникла утечка топлива. Эта проблема могла помешать ему выиграть, но всё равно он должен был подняться на подиум – чуть позже Джон планировал заехать в боксы, чтобы дозаправиться до финиша. Однако бензин тёк прямо на ноги Сёртиза, и они начали соскальзывать с педалей. Извилистая португальская трасса подобного не прощала – на 36-м круге Сёртиз ошибся на торможении и вылетел с трассы. Он пытался вернуться по прилегающей дорожке, но врезался в тюки с соломой. В итоге ему всё же удалось выехать на трассу, однако Брэбэм к этому моменту умчался далеко вперёд. К тому же многочисленные аварии буквально разорвали радиатор его Lotus, и гонка для Сёртиза завершилась на следующем круге в облаке пара, вместе с которым развеялись надежды моточемпиона на первую в жизни победу в Формуле 1.
Джек Брэбэм одержал очередную уверенную победу – пятую подряд. Он почти на минуту опередил своего напарника и главного соперника в борьбе за титул Брюса Макларена. Джим Кларк, который стартовал на повреждённой машине и всю гонку провёл крайне осторожно, сумел подняться на подиум. Четвёртое место завоевал фон Трипс – также проехавший почти всю дистанцию с повреждениями после аварии на первом круге. Официально классифицированы были всего пять пилотов.
За два круга до финиша пятую позицию занимал Мосс, проигрывая лидеру три круга. Но ехавший шестым (и последним) Брукс отставал на шесть, так что опередить Стирлинга уже не мог. Однако Мосс врезался в тюки с соломой – в том же месте, где до него вылетали Сёртиз и Фил Хилл. Целых пять минут он пытался завести мотор, но трасса в этом месте шла в гору, так что разогнать машину не получалось. Тем временем Брэбэм успел финишировать, так что гонка фактически завершилась. Тогда Мосс развернул машину в противоположном направлении, покатившись под уклон, завёл двигатель, снова развернулся и доехал до линии финиша. После чего был дисквалифицирован за движение в противоположном направлении. Но на этот раз ничего доказать не удалось.