Япония'05: До победного конца

Кими Райкконен на Гран При Японии 2005 года
Гонка #749: 9 октября 2005 года. Гран При Японии, Сузука
Поул Ральф Шумахер (Toyota) – 1:46,106 (197,022 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren) – 1:31,540 (228,372 км/ч)
Победитель Кими Райкконен (McLaren) – 1:29:02,212 (207,268 км/ч)

Сезон 2005 года знаменовал собой смену эпох в Формуле 1 – на протяжении многих лет в Формуле 1 сражались за титул те, кто дебютировал в начале 90-х, но теперь пришло время новых героев. Этот переход многих застал врасплох – ведь ещё в 2004-м Михаэль Шумахер выиграл 13 гонок, а в 2005-м даже на подиумы редко поднимался!

Конечно, в Ferrari не разучились делать машины, но свою роль сыграла смена регламента. Изменения коснулись всех технических сторон спорта – шасси, моторов и шин. Но определяющими стали именно шины – по новым правилам, смена шин по ходу гонки запрещалась, а значит, шинникам пришлось всё начинать с нуля.

При создании резины, способной выдерживать полную дистанцию гонки, в Michelin и Bridgestone использовали разный подход. Японцы отталкивались от надёжности – шины, в первую очередь, должны были сохранять работоспособность в любых ситуациях. Французы же во главу угла поставили скорость. Из-за этого было несколько ситуаций, когда их шины разрушались по ходу дистанции, что приводило к сходам, но в целом скорость клиентов Michelin оказалась значительно выше.

Свою единственную победу в том сезоне Шумахер одержал в Индианаполисе, где пилоты, на чьих машинах стояла резина Michelin, попросту не вышли на старт, так как французские шинники не гарантировали, что шины не взорвутся на бэнкинге, когда нагрузка на левую сторону машины достигает максимальных значений. Та гонка с шестью участниками вошла в историю как одна из печальных страниц Формулы 1, но основные репутационные потери, как ни странно, понесла в этой ситуации вовсе не Michelin.

Михаэль Шумахер, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо на трассе в Сузуке

В новых условиях сражение за титул вели два молодых пилота – Фернандо Алонсо из Renault и Кими Райкконен, представлявший McLaren. Интрига развивалась достаточно напряжённо, но хорошие результаты на старте чемпионата и исключительная стабильность помогли испанцу взять верх – после Бразилии, за два этапа до конца сезона, Алонсо гарантировал себе титул чемпиона мира.

Следующая гонка проходила в Японии. Зрители, собравшиеся на автодроме в Сузуке, конечно же, были расстроены тем, что чемпион уже определён, однако борьба в Кубке конструкторов продолжалась. Здесь лидировала McLaren, а Renault уступала всего два очка, так что многое зависело не только от Алонсо и Райкконена, но и от их напарников, Джанкарло Физикеллы и Хуана-Пабло Монтойи соответственно.

Да, Монтойя больше не выступал в Williams – команда из Гроува полностью сменила состав. В 2005-м за руль FW27 сели Марк Уэббер и Ник Хайдфельд, а Ральф Шумахер перешёл в Toyota. Именно Ральф стал главным героем субботы в Сузуке, завоевав поул. Конечно, после этого в паддоке ходило много шуток относительно количества топлива в баке у немца – в Toyota очень хотели отличиться у себя на родине. Это был лишь второй поул в истории команды (первый был завоёван на всё том же злосчастном Гран При США несколькими месяцами ранее), и мало кто верил, что она сможет получить в этой связи какое-то реальное преимущество.

Впрочем, причиной столь высокой позиции Ральфа были не только пустые баки его Toyota, но и дождь, пошедший прямо посреди квалификации. В результате стартовая решётка выглядела весьма необычно, а лидеры оказались далеко позади. Так, за Ральфом стартовали Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, Кристиан Клин и Такума Сато, тогда как Михаэль Шумахер начинал гонку 14-м, Алонсо 16-м, а Райкконен 17-м. Монтойя и Трулли вообще никакого времени показать не смогли, так что оказались 18-м и 19-м соответственно.

Старт Гран При Японии 2005 года

Уже это обещало зрителям интересную гонку, и ожидания эти не были обмануты. Перемешанная стартовая решётка привела к тому, к чему обычно и приводит – к ожесточённой борьбе уже на первом круге и многочисленным столкновениям. К тому же, хотя дождя не было, трасса оказалась слишком скользкой, и первой жертвой плохого сцепления стал местный герой Такума Сато. И в тот момент, когда он попытался вернуться с гравия на асфальт, в этом же месте вылетел Баррикелло!

Контакта избежать не удалось, Рубенс медленно поехал в боксы с пробитым колесом, Сато – со сломанным антикрылом. Тем временем произошёл небольшой контакт между пилотами McLaren – обошлось без последствий, но уже в конце круга проваливший старт Вильнёв вытеснил Монтойю за пределы трассы, тот на высокой скорости врезался в стену, и на трассу выехал автомобиль безопасности.

Позже в Toyota утверждали, что появление автомобиля безопасности испортило гонку Ральфу Шумахеру – якобы на лёгкой машине немец должен был оторваться на первых кругах от преследователей, что позволило бы избежать серьёзного трафика после пит-стопа и дало бы возможность бороться за победу. Но японцам мало кто поверил – сейфти-кар сдерживал пелотон шесть кругов, но вряд ли это серьёзно повлияло на позиции Ральфа. К тому же, у Шумахера-младшего была возможность экономить топливо, так что если бы не автомобиль безопасности, Ральф поехал бы в боксы не на 13-м круге, а на 10-м или, самое позднее, на 11-м.

Так или иначе, в этой гонке Ральф больше не лидировал – после своей остановки он оказался девятым, позади Кристиана Клина. Для второй Toyota гонка к этому моменту уже закончилась – Ярно Трулли стал жертвой безрассудной атаки Такумы Сато. Места с пятого по седьмое уже занимали Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен – на старте всем троим удалось отыграть множество позиций, а вскоре после рестарта все трое опередили Клина.

Столкновение Такумы Сато и Ярно Трулли

Правда, для Алонсо сражение с Клином сопровождалось очень странными обстоятельствами. Фернандо был намного быстрее, но поначалу при попытке обгона немного ошибся, срезал шикану – и тут же вернул позицию. К концу круга он уже вновь опередил Клина, начал быстро отрываться, а спустя ещё несколько кругов дирекция гонки вдруг решила, что он должен вернуть позицию! К этому моменту Фернандо опережал австрийца уже на четыре секунды, так что ему пришлось очень серьёзно сбросить скорость. Затем он ещё три круга оставался позади Клина, после чего, наконец, смог снова выйти вперёд.

Лидировал Физикелла, за ним следовали Баттон и Култхард. Джанкарло остановился раньше соперников, так что отдал лидерство сначала Дженсону, затем Дэвиду, а потом и Михаэлю, но когда они тоже поехали в боксы, статус-кво восстановился. Впрочем, на пит-стоп Физикеллы мало кто обратил внимание, потому что весь мир в это время наблюдал за сумасшедшим манёвром Фернандо Алонсо, который смог обогнать Шумахера в 130R!

Часто бывает, что после бурного начала гонка стабилизируется, и дальше пилоты спокойно едут до финиша в том же порядке, что установился к середине дистанции. Так вот, это был совсем не тот случай! Пилоты и не собирались успокаиваться – напротив, борьба шла на каждом круге. В какой-то момент казалось, что главными претендентами на подиум стали Физикелла, Баттон и Уэббер, но многое зависело и от стратегии.

В McLaren постарались провести первый и второй пит-стоп как можно позже, и это обеспечило Кими преимущество. Финн был самым быстрым пилотом в пелотоне, почти всё время находился на свободной трассе и постепенно поднимался выше и выше. После очень позднего финального пит-стопа на 46-м круге он выехал на трассу вторым. Он уступал Физикелле восемь секунд, до финиша оставалось восемь кругов. Борьба окончилась? Как бы не так!

Подиум Гран При Японии 2005 года

Количество топлива в баках Renault и McLaren было одинаковым, шины тоже в одинаковом состоянии, но Райкконен ехал на секунду быстрее соперника. Тем временем, Алонсо догнал Уэббера и за пять кругов до финиша, несмотря на отчаянное сопротивление пилота Williams, смог его опередить. «Асфальт кончился, так что пришлось воспользоваться травой!» – описал свой манёвр Фернандо после финиша.

Райкконен догнал Физикеллу в конце предпоследнего, 52-го круга. Он тут же попробовал атаковать в шикане, но Джанкарло перекрыл ему траекторию. Однако уже на выходе на стартовую прямую Кими оказался вплотную за Renault, и стало ясно, что обгон практически неизбежен. Физикелла, вопреки обыкновению, оборонялся максимально жёстко, но всё же к концу стартовой прямой финального круга Райкконен возглавил гонку.

Кими одержал свою седьмую победу в сезоне – и одну из самых красивых. Он стартовал только 17-м, провёл блестящую гонку и был самым быстрым на трассе. Соседями по подиуму стали два пилота Renault, но если Алонсо остался вполне доволен исходом борьбы, то Физикелла был, конечно, разочарован. «Я сделал всё, что мог, но он был просто быстрее меня на прямой», – оправдывался итальянец после финиша.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё