F1ЛОС'офия: Еще Польска не сгинела!..

«...А чего нервничать? Иногда я думаю: “Переживать и изводить себя не надо, просто делай свое дело. Just do it”. В чем проблема-то? Облажаешься – окей, бывает, это жизнь. А если все идет как надо – значит, все в порядке».

Эти простые, но по-своему мудрые слова, сказанные в одном из интервью, по всей видимости, можно считать жизненным кредо Роберта Кубицы. Формула 1 – жестокая конкурентная среда, и ее жернова перемололи не одно юное дарование – где теперь все эти люди? В лучшем случае, с переменным успехом гоняются в каких-нибудь кузовных сериях, потому что все, кто провел в Ф1 хотя бы сезон, по умолчанию неплохо обращаются с четырехколесной техникой. А что на сияющей вершине автоспорта не смогли удержаться – так это просто не повезло, карты не легли... А ведь подавали надежды!..

Но Кубице повезло: он не просто удержался в Ф1 – сегодня его считают одним из самых перспективных гонщиков чемпионата, от которого ждут побед, если не титулов. Достаточно вспомнить, что на третью ступеньку подиума он взошел уже в своем третьем Гран При. И где? В Монце! Тот день остался у всех в памяти по двум причинам: подиум Кубицы, и заявление Михаэля Шумахера о решении расстаться с Формулой 1. Если о последнем, фактически, было известно заранее, то успех молодого поляка стал полной неожиданностью. К слову, сам Шумахер в свое время поднялся на подиум лишь с 8-й попытки.

Вопрос в другом: какую цену Кубица за это заплатил? Пожалуй, высокую. Детства у него, можно сказать, не было: еще 13-летним мальчишкой он уехал в Италию, чтобы осваивать там премудрости профессионального картинга, и, видимо, мера его таланта была такова, что далее спортивная карьера поляка развивалась только по восходящей. Разлука с родиной, с любимым Краковом была неизбежна: до недавнего времени польские народные массы автоспортом интересовались мало – видимо, какие-то другие проблемы волновали почти 40-миллионное население Польши. Соответственно, условий для роста не было, а расти хотелось...

Семья это почувствовала, прониклась, и сделала для юного Роберта все, что было в ее силах. Он жил в Италии, фактически вместе с командами, за которые выступал, предоставленный сам себе: никакой родительской опеки, ничего... Разумеется, он очень быстро повзрослел – иного выхода не было. А домой приезжал раз в два месяца – повидаться с семьей, да сдать очередные школьные экзамены. Эта ранняя взрослость, наверное, тоже сыграла свою роль: все давно заметили, что Роберт спокоен и рассудителен не по годам.

Зато теперь, говорят, наш герой-автогонщик – второй по популярности поляк в новейшей истории своей страны. Первое место, наверное, будет навечно занято Каролем Йозефом Войтылой, которого мир знает, прежде всего, как Папу Римского Иоанна Павла II, Царство Ему Небесное... И для того, чтобы нация заболела автоспортом, понадобилось менее двух лет. Так хочется верить, что нечто подобное когда-нибудь произойдет и в нашей стране – но об этом чуть позже...

...На Гран При Сан-Марино-2006 я познакомился с молодым польским журналистом Миколаем Соколом, представлявшем журнал Motor, а заодно какую-то крупную варшавскую спортивную газету. Наши места в пресс-центре оказались рядом, а когда я ему сказал, что еще в годы моего советского студенчества выписывал журнал, в котором он сейчас работает, мы моментально подружились. Разумеется, Миколай был страшно горд за земляка, которого взяли тест-пилотом в команду BMW, и сразу стал разглагольствовать, что этому старому жалобщику Вильневу пора на покой, а за руль должен сесть Кубица, и будет тогда Мюнхену и Хинвиллу счастье...

...Следующая встреча с Миколаем произошла уже в Истанбул-парке: Вильнева к тому времени успели уволить, и место в кокпите второй BMW Sauber занял серьезный молодой человек с орлиным профилем. Это была вторая гонка Кубицы, и, хотя в ней вчерашнему дебютанту не слишком повезло, у меня появилась новая тема для разговоров с польским коллегой: он мне рассказывал о том, что творится в Польше, где благодаря Роберту как на дрожжах с каждым днем растет интерес к Формуле 1, и расспрашивал о перспективах Гран При России. Ясное дело, беседы о земляке Миколая носили куда более оптимистический характер. Оказалось, сам он был знаком с Кубицей с детства: мальчишками вместе гоняли в картинге, но потом их судьбы разошлись. О Кубице Миколай сказал, что парень он классный – талантливый, толковый и целеустремленный, но... немного не похожий на поляка: не интересуется ни водкой, ни женщинами.

Кстати, а вот и цитата подходящая, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Как-то Кубица признался: «Я всегда стараюсь не привлекать к себе лишнего внимания. Но в Польше сейчас в газетах пишут много всякого, и часто неправильно. Ты что-то скажешь, а ведь газетам подавай сенсации, и они твои слова перевирают. Мне иногда кажется, что они сидят там, пиво дуют, а потом придумывают, что бы такое написать...»

Ну, будем надеяться, что к творчеству моего нового знакомого, пана Сокола, это не относится. Словом, к уже перечисленным чертам Кубицы надо добавить еще и скромность: он вспоминает, что, когда впервые участвовал в послегоночной пресс-конференции, то был просто счастлив, поскольку все внимание было приковано к Михаэлю Шумахеру, торжественно провозгласившему, что семикратный сделал свое дело, семикратный может уходить... Роберту же в Монце в 2006-м году задали буквально один-единственный вопрос, и это его устроило наилучшим образом. Нет, конечно, по степени немногословности с главным молчуном Формулы 1, с Кими Райкконеном, его не сравнить – поляк все же поразговорчивей будет, – но то, что он не болтун, это точно.

Вот так, потихоньку, полегоньку, не привлекая к себе лишнего внимания, Кубица вырос в профессионала экстра-класса: он едва не взял поул в Мельбурне, и уверенно добился своего на квалификации в Бахрейне – это не случайность, это, скорее всего, тенденция, развитие которой мы будем наблюдать в течение всего сезона. Если, конечно, BMW сможет выдержать гонку технологических вооружений, и не отстать от Ferrari и McLaren. Кстати, о Ferrari: может быть, Кими говорит немного, но всегда по делу. И когда чемпион мира сказал, что не удивится, если BMW уже в этом году начнет выигрывать гонки, то понимать это надо так: в Бахрейне он опередил Кубицу не без труда, и знает, чего стоило сдерживать натиск поляка. Поедет баварское колесо чуть быстрее – и тогда еще неизвестно, чья возьмет, и Кими это уже почувствовал.

...Но Роберт Кубица был не единственным славянином, поднявшимся на подиум в Бахрейне. В тот же уик-энд, в Сахире, проходил очередной этап азиатской серии GP2, и наш Виталий Петров пришел 3-м в воскресном спринте. Вспоминая давнюю беседу с Миколаем Соколом о кислых перспективах российского автоспорта, которая состоялась в Стамбуле в 2006-м году, могу привести такой эпизод: окна пресс-центра Истанбул-парка выходили на дорожку, по которой участники чемпионата GP2 из своего дальнего паддока попадали на трассу. И как раз, когда я рассказывал польскому журналисту о Петрове, как об одной из главных наших надежд, в это самое время мимо здания пресс-центра, палимые беспощадным южным солнцем, длинной вереницей тянулись команды GP2 – катили и машину Виталия...

Виталий Петров

Как ни крути, но по прошествии полутора лет мы можем (не без удовольствия) констатировать: братья-славяне делают успехи! В этом сезоне в Формуле 1 Роберт Кубица уже дважды был на подиуме, и один раз выиграл поул. Наш Виталий победил в Малайзии, и еще трижды поднимался на пьедестал. Я ничего не хочу сказать, глупо пытаться проводить какие-то параллели, я просто за то, чтобы эта череда продолжалась. Может быть, всем вместе постучать по дереву? Чего-чего, а этого добра в нашей стране пока хватает.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё