Алан Хэнри. F1Racing. Март 2006.
Попробуйте произнести эту цифру вслух: $2.814.720.000. Впечатляет? Почти три миллиарда долларов потратили десять команд чемпионата в 2005-м. В этом году цифра безусловно возрастет, а в следующем станет еще больше, но если Максу Мосли удастся реализовать свою реформу, то в 2008-м затраты существенно сократятся.
Этот материал основан на прошлогодних цифрах, а значит включает в себя проблемы, которые достались командам от 2004-го. Помогли ли эти затраты? Судя по успеху Toyota - да, эта команда обогнала Ferrari, но возглавив рейтинг затрат все же не выиграла титул. В McLaren окончательно расплатились за свой Технологический Центр (с большой буквы), хотя за счет окончания строительства дружина Рона Денниса немного сэкономила, потратив за год на 15 миллионов меньше, чем в 2004-м. Хотите смешных цифр? Пожалуйста, компания Red Bull купила Jaguar Racing за 1 доллар, при этом досрочное расторжение контракта с Пиццония в 2003-м обошлось Jaguar в 477317 раз дороже.
Эта статья о расходах, точнее о том, из чего складываются эти почти три миллиарда. А уж насколько они оказались оправданы - судить вам...
1. Исследования и развитие
1. Toyota $63.40 млн 2. McLaren Mercedes $45.66 млн 3. B.A.R-Honda $33.40 млн 4. Ferrari $26.60 млн 5. BMW Williams $22.50 млн 6. Renault $18.09 млн 7. Sauber Petronas $15.03 млн 8. Red Bull $13.48 млн 9. Jordan $12.20 млн 10. Minardi $0.45 млн ================================ Всего: $250.81 млн
Статью расходов на исследовательские работы трудно обособить, многие команды включают в нее работы на аэродинамическом полигоне и/или подготовку к ним, материаловедческую экспертизу и прочие косвенные затраты, поскольку ее легко отнести к инвестициям, а значит - снизить налоговое бремя. В документах McLaren двухлетней давности указывалась сумма в $34 миллиона, естественный прирост в 5% плюс 10% на Технологический Центр - команда осталась при своих, но в конце сезона испытывала серьезный прессинг со стороны Toyota и Honda, которые наверняка возглавят рейтинг затрат на исследовательские работы в 2006-м.
Насколько велики затраты Toyota? Они в 3.5 раза превышают затраты Renault на разработку чемпионской машины...
2. Затраты на постройку машины
1. Toyota $2.80 млн 2. McLaren Mercedes $1.99 млн 2. Renault $1.92 млн 4. Ferrari $1.80 млн 5. Sauber Petronas $1.75 млн 6. BMW Williams $1.65 млн 7. B.A.R-Honda $1.37 млн 8. Red Bull $1.25 млн 9. Jordan $0.80 млн 10. Minardi $0.75 млн ================================ Всего: $16.08 млн
Простая и буквальная статья. Разница между командами скорее говорит о различиях в оплате труда. В Германии и Швейцарии на этот счет довольно строгие законы и затраты на "человеко-час" выше, чем в Великобритании, лидерство Toyota отчасти обусловлено и этим. Ориентировочные затраты по постройку шасси, коробки и прочих элементов для одной машины колеблются в районе $250.000 - 300.000. Toyota построила за год десять машин, Renault и McLaren хватило семи, у Ferrari, Williams и Sauber их было по шесть. Скромнее выступили в Red Bull и и BAR - по пять машин, а Jordan/Midland и Minardi ограничились всего тремя машинами за сезон.
3. Затраты на аэродинамический полигон
1. McLaren Mercedes $15.93 млн 2. Ferrari $15.55 млн 3. BMW Williams $14.91 млн 4. Toyota $13.14 млн 5. Sauber Petronas $11.71 млн 6. B.A.R-Honda $11.62 млн 7. Renault $9.06 млн 8. Red Bull $6.78 млн 9. Jordan $5.10 млн 10. Minardi $3.40 млн ================================ Всего: $107.20 млн
Даже такая маленькая и экономная команда, как Minardi, оплачивала в 2005-м труд 20-ти инженеров по аэродинамике, а лидеры имеют собственный полигон (иногда и не один), работающий без выходных. В Williams вынуждены были затянуть пояса у других отделов, чтобы увеличить расходы на аэродинамику - дорогое это удовольствие, но дает заметный эффект... хотя Renault и здесь в середнячках.
4. Работа на тестах
1. Toyota $77.50 млн 2. Ferrari $75.75 млн 3. BMW Williams $74.50 млн 4. McLaren Mercedes $65.86 млн 5. B.A.R-Honda $54.00 млн 6. Renault $44.00 млн 7. Red Bull $37.50 млн 8. Sauber Petronas $27.50 млн 9. Jordan $26.50 млн 10. Minardi $10.00 млн ================================ Всего: $493.11 млн
Девять из десяти команд чемпионата добровольно согласились ограничить продолжительность тестов, ведь это вторая по объему затрат статья бюджета. Ferrari не присоединилась к этому соглашению и усилиями Луки Бадоера и Марка Жене почти безостановочно трудилась в Фьорано и Муджелло. Сколько бы они не проехали, эти трассы - собственность команды, а значит почти ничего не надо платить. На вершине снова Toyota - Ральф, Ярно, Зонта и Панис проехали почти 39000 км, больше 8500 кругов на шести европейских автодромах. Каждый такой круг стоит около 1250 долларов (топливо, шины, тормоза и другие расходные материалы), прибавьте к этому транспортировку машин, гонщиков, аренду трасс...
5. Работа на Гран При
1. Ferrari $37.28 млн 2. Toyota $29.71 млн 3. BMW Williams $27.46 млн 4. McLaren Mercedes $25.33 млн 5. Renault $25.09 млн 6. Sauber Petronas $24.03 млн 7. B.A.R-Honda $23.24 млн 8. Red Bull $19.51 млн 9. Jordan $21.34 млн 10. Minardi $10.25 млн ================================ Всего: $243.24 млн
В сезоне 2005 года, впервые в истории чемпионата, проводилось 19 Гран При, что сразу на 10% увеличило транспортные расходы, правда за счет хитрой схемы перевозки машин в Турцию кое-что удалось сэкономить.
Сколько багажа перевозят команды? Один из представителей транспортной службы McLaren утверждает, что на европейские этапы вместе с командой ездит около 350 тонн оборудования. При этом вес трех машин - всего полторы тонны. Багаж даже небогатых команд оценивается в 30 тонн, так что вес машин можно не учитывать...
6. Зарплата команд
1. Toyota $68.53 млн 2. McLaren Mercedes $62.23 млн 3. BMW Williams $57.05 млн 4. Ferrari $51.04 млн 5. Renault $41.80 млн 6. B.A.R-Honda $40.70 млн 7. Sauber Petronas $39.60 млн 8. Red Bull $23.78 млн 9. Jordan $16.50 млн 10. Minardi $12.24 млн ================================ Всего: $413.47 млн
Toyota пригласила к себе самых квалифицированных специалистов и вынуждена за это расплачиваться. В финансовый отчет McLaren и Williams по налоговым соображениям внесен чуть больший период - не 12, а 14 месяцев. Ничего нелегального в этом нет, Британия не Россия, просто финансовый год начался чуть раньше, так что лидерство Toyota еще более впечатляет. За все приходится платить...
Формула 1 - неплохой бизнес, зарплата Мартина Уитмарша оценивается в пять миллионов долларов, а известный всем Эдриан Ньюи (по слухам) обойдется Red Bull в 10 миллионов годовых. Жан Тодт, Росс Браун, Майк Гаскойн получают примерно столько же - понятно, почему в паддоках так много довольных лиц. Обычные сотрудники оплачиваются скромнее - от 60 до 90 тысяч в год.
7. Моторы
1. Toyota $180.00 млн 2. B.A.R-Honda $170.00 млн 3. Ferrari $150.00 млн 4. McLaren Mercedes $140.00 млн 5. BMW Williams $137.00 млн 6. Renault $115.00 млн 7. Sauber Petronas $26.00 млн 8. Red Bull $18.00 млн 9. Jordan $15.00 млн 10. Minardi $10.00 млн ================================ Всего: $961.00 млн
Подсчитать эти расходы сложнее всего, команды потратили на моторы почти миллиард долларов, но, к примеру, финансовый департамент McLaren не смог озвучить точную смету. Команда потратила на моторы около 140 миллионов долларов и экономия, вызванная переходом на V8 будет компенсирована затратами на его разработку. BMW должна была обогнать McLaren, но команде удалось сэкономить около восьми миллионов за счет раннего отказа от доработки V10 для Williams в пользу V8 для собственной команды.
Toyota возглавила и этот список, потратив на моторы в 2005-м больше, чем за год до этого. Компенсация в 10 миллионов за поставку моторов для Jordan/Midland практически ничего не меняет. Ferrari получила за свои моторы от Sauber 26 миллионов, так что затраты ведущих команд примерно равны.
8. Зарплаты гонщиков
1. Ferrari $46.50 млн 2. McLaren Mercedes $40.00 млн 3. Toyota $39.50 млн 4. Renault $18.25 млн 5. B.A.R-Honda $10.25 млн 6. BMW Williams $5.00 млн 7. Sauber Petronas $4.50 млн 8. Red Bull $2.50 млн 9. Jordan $0.50 млн 10. Minardi $0.35 млн ================================ Всего: $167.35 млн
Михаэль Шумахер доминирует - 35 миллионов зарплаты, Баррикелло получил от Ferrari 10 миллионов, Бадоер - полтора. В McLaren 22 миллиона досталось Райкконену, 15 миллионов получил Монти, на банковском счете Вурца добавилось 2.5 миллиона, а Педро де ла Роса заработал 500 тысяч.
Бывший менеджер Ральфа Шумахера Вилли Вебер сумел обеспечить своего подопечного контрактом с Toyota на 25 миллионов долларов в год, но даже в сумме с 10 миллионами Трулли, 3.5 миллионами Паниса и скромным миллионом Зонты, Toyota заняла лишь третье место, уступив Ferrari и McLaren.
Выигравший титул Фернандо Алонсо зарабатывал на равных с Джанкарло Физикеллой - по 9 миллионов на каждого, прибавим к этому 250 тысяч для Франка Монтаньи - в Renault умеют считать деньги.
9. Переезды и гостиницы
1. Ferrari $19.46 млн 2. McLaren Mercedes $14.05 млн 3. Toyota $12.97 млн 4. BMW Williams $10.05 млн 5. B.A.R-Honda $8.53 млн 6. Renault $8.10 млн 7. Sauber Petronas $7.70 млн 8. Red Bull $5.72 млн 9. Jordan $4.86 млн 10. Minardi $2.47 млн ================================ Всего: $93.91 млн
По сравнению с 2004-м эта статья расходов увеличилась. Персонал среднего звена вернулся в салон бизнес-класса, бюджетные авиакомпании уже никого не интересуют, а руководство и ведущие гонщики летают личными самолетами. Поговаривают, что пробки на европейских авиалиниях после Гран При, вызваны частными самолетами звезд Формулы 1.
10. Корпоративные мероприятия
1. Toyota $11.50 млн 2. Red Bull $10.70 млн 3. BMW Williams $10.00 млн 4. Ferrari $9.00 млн 5. McLaren Mercedes $8.50 млн 6. B.A.R-Honda $7.05 млн 7. Renault $6.50 млн 8. Sauber Petronas $3.50 млн 9. Jordan $1.40 млн 10. Minardi $0.40 млн ================================ Всего: $68.55 млн
Центр роскоши Формулы 1 - Paddock Club под управлением мультимиллионера Падди Макнолли. Бывший спортивный журналист стал партнером Берни Экклстоуна и его компания Allsport Management сейчас платит около 50 миллионов долларов за монополию на развлечения. Двухдневный билет в Paddock Club обходится в $3000-4500, обеспеченные команды выкупают по 80-100 билетов для себя и своих деловых партнеров, хотя их боссы считают, что эти доходы следует приравнять к коммерческим и поделить, вернув часть денег командам.
Разумеется есть и альтернативы, команда Red Bull построила в Монако собственный центр развлечений - "Energy Station", который (по слухам) обошелся в восемь миллионов долларов. Еще два миллиона ушло на "китайскую деревню", которая была построена Red Bull в Шанхае для того, чтобы достойно отметить окончание сезона.
Суммарные затраты
1. Toyota $499.05 млн 2. Ferrari $432.98 млн 3. McLaren Mercedes $419.95 млн 4. B.A.R-Honda $360.16 млн 5. BMW Williams $360.12 млн 6. Renault $287.81 млн 7. Sauber Petronas $161.32 млн 8. Red Bull $139.22 млн 9. Jordan $104.20 млн 10. Minardi $50.31 млн ================================ Всего: $ 2.814.720.000
Toyota уверенно занимает первое место, опередив лидера последних лет на 66 миллионов, совсем немного уступила им команда McLaren. BAR и BMW Williams идут вровень, но в 2006-м у BMW будет собственная команда, которая наверняка потратит больше, чем Sauber, да и преемница Minardi - Scuderia Toro Rosso вряд ли уложится в 50 миллионов.
В Renault ухитрились выиграть оба титула, потратив почти в половину меньше, чем Toyota - есть, чем гордиться. После ухода из Формулы 1 табачных спонсоров финансовое бремя ляжет на автопроизводителей. Выдержат ли они или уйдут в менее дорогостоящий чемпионат? Гарантий быть не может, поэтому у Мосли нет вариантов - затраты надо сокращать искусственно. Получится ли?