Профессиональный спорт немыслим без допинга. Когда на кону большие деньги, в ход идут любые средства, в том числе и запрещенные. Конструкторы команд находят лазейки в регламенте, так же лабораториям спортивных федераций противостоят не менее мощные лаборатории фармацевтов и борьба эта никогда не закончится. Удивительно, но Формулу 1 тема допинга обходит стороной - здесь нет таких физических акцентов, как в велогонках или легкой атлетике, тем не менее FIA приняла стандарты международного Олимпийского комитета и периодически тестирует гонщиков.
В истории чемпионата известны лишь три случая, когда были обнаружены запрещенные препараты. В 1995-м в анализах Рубенса Баррикелло и Макса Паписа нашли следы эфедрина, но оба гонщика были простужены и принимали микстуру от кашля, к тому же тогда в чемпионате не было допинговых ограничений. В третьем случае наказание последовало - чешский гонщик Томаш Энге в 2002-м попался на марихуане и у него отобрали титул чемпиона F3000, тогда Томаш оправдывался тем, что на вечеринке кто-то действительно курил травку, а он лишь стоял неподалеку.
Случай с Энге был, безусловно, самым громким. Вопрос тогда рассматривался на специальном заседании Всемирного совета по автоспорту и чех не только лишился титула в F3000 (он достался Себастьяну Бурдэ), но и будущего в Формуле 1, на которое многие рассчитывали. Отвернулся даже менеджер - Антони Хароуж, заявив журналистам: "Я не думаю, что Томаш когда-либо сможет выступать в Формуле 1, может случиться и так, что он вообще больше не выйдет на трассу. Любая команда заинтересована в безупречном образе своих гонщиков". Обошлось, чех все же продолжил карьеру, но в других чемпионатах...
Ну а что же сегодня? Сегодня гонщики чемпионата регулярно сдают тесты на допинг и пока обходится без скандалов. Лекарственные средства обычно акцентируют какой-то один аспект - физическую выносливость, координацию, силу, а в Формуле 1 важно сочетание этих качеств в конкретный момент непредсказуемой гонки, а победит гонщик или нет - больше зависит от машины и удачи, так что лучшее лекарство - скорость и надежность...
Алекс Вурц: "Наверное существуют химические препараты, которые могут помочь гонщику Формулы 1, но прежде все обходились без них и как-то выигрывали. В нашем спорте допинг не актуален, меня уже несколько раз тестировали, но врач команды заботится о 100%-й чистоте спортсменов. Знаете, здоровье - вот главный допинг в Формуле 1".
Хорошо, допинга нет, а как с другими запрещенными препаратами? В конце 2004 года в прессу просочилось высказывание бывшего врача Ferrari Бениньо Бартолетти о том, что каждый третий гонщик употребляет кокаин. Врачи FIA взяли анализы у основных и тест-пилотов, получив 50 отрицательных проб...
Алекс Вурц: "Нам не меньше других спортсменов приходится следить за режимом. Если ты профессионал, значит не можешь просто придти на вечеринку и попробовать кокаин, есть вещи, от которых нужно отказаться. Если кто-то курит травку, эту компанию нужно покинуть, даже если это компания лучших друзей. Малейшие подозрения на использование запрещенных препаратов могут поставить крест на карьере".
А как со средствами, которые успокаивают или возбуждают?
Алекс Вурц: "Не думаю, что это имеет смысл. Нам не нужны таблетки от страха, главный противник не страх. Конечно, есть средства, помогающие поддерживать высокую концентрацию, но мы в рамках регламента и этот регламент запрещает использование любой химии. Точка".
Вурц поставил точку, мы поставим многоточие... На заре автоспорта никто не следил за использованием допинга и Стирлинг Мосс как-то признался журналистам, что принимал какие-то таблетки перед победой в Милле Милья: "Фанхио тогда дал мне несколько пилюль, которые должны были меня поддержать. Не знаю, что это было, но они работали, это точно..."