События недавнего Гран При Японии еще раз показали: Фелипе Масса явно испытывает сложности. И дело вовсе не в том, что бразилец попал в аварию в первом повороте – такое может случиться с каждым. А вот то, что он не сумел пробиться в первую десятку по итогам квалификации, тогда как Фернандо Алонсо на такой же машине стартовал четвертым, не может не настораживать. Ситуацию анализирует журналист еженедельника Autosport Эд Стро...
«Фелипе Масса не новичок в чемпионских баталиях Формулы 1. Два года назад он был в двадцати секундах от титула, а в начале нынешнего сезона какое-то время возглавлял таблицу общего зачета. Однако сейчас он является единственным среди пилотов трёх топ-команд, кто не принимает активного участия в споре за чемпионское звание.
Конечно, не будем забывать, что гонщик совсем недавно оправился после серьезной травмы головы, а команда сейчас явно делает ставку на его напарника, что было явно продемонстрировано на Гран При Германии. Но давайте всё же взглянем на цифры.
В квалификации испанец переигрывает бразильца с завидной регулярностью: 11-4, разница в очках не столь велика (206–128), но по числу побед Фернандо далеко впереди, 4-0. Если сравнивать среднее время лучшего круга в гонке, то и здесь преимущество на стороне Алонсо, который на 0,386% быстрее напарника. Среди топ-команд это наибольший показатель. Неужели Фелипе действительно не хватает скорости?
Если так, то возникает резонный вопрос – в чем же дело? Масса выиграл уже 11 Гран При, а еще недавно ничуть не уступал своему тогдашнему партнеру по Ferrari Кими Райкконену, чемпиону мира 2007 года. Нет сомнений, что он серьезный и быстрый гонщик, и предполагать, что причина лишь в нём самом, не вполне верно. На самом деле все гораздо сложнее.
Во-первых, Фелипе стал одной из жертв новых шин, используемых в этом году. Он постоянно жалуется, что не может прогреть их до рабочей температуры. В этом нет вины Bridgestone, просто случилось так, что стиль одних пилотов легче адаптировать под конкретную резину, чем других.
Во-вторых, репутация Массы во многом опирается на сравнение с Райкконеном, но существует точка зрения, что лучшие годы финна пришлись на период выступлений за McLaren, тогда как в Ferrari он был уже не столь мотивирован, особенно после завоевания титула. Потому Кими – не самый лучший ориентир для оценки Массы.
Наконец, хоть сам гонщик и повторял много раз, что полностью оправился от травмы, полученной прошлым летом на Хунгароринге, все может быть не так однозначно. История гонок знает немало случаев, когда карьера даже очень талантливых пилотов фактически заканчивалась именно после серьезных аварий.
В поисках ответа для начала неплохо спросить самого Фелипе о причинах его отставания от Алонсо в нынешнем сезоне. «У Фернандо никогда не было проблем с прогревом шин. По ходу квалификации в большинстве случаев ему удается выжать из машины 100% её возможностей. У меня это получалось не всегда, ведь результат зависит от того, насколько хорошо вы можете подготовить новые шины к первому быстрому кругу», – говорит Масса.
Нет сомнений, что именно квалификация пока остается самой слабой стороной Фелипе. Вдобавок, против него сыграл запрет дозаправок, который ограничивает стратегические возможности команд, тогда как обогнать соперника на трассе по-прежнему непросто. Стартуя с третьего и четвертого ряда, нужно приложить максимум усилий и рассчитывать на везение, чтобы оказаться на подиуме. Поэтому Масса там нечастый гость.
Его скорость в гонке почти такая же, как у Алонсо, но все же испанец и здесь имеет определенное преимущество. Даже в Хоккенхайме Фернандо был быстрее напарника, и лишь заминка на старте не позволила двукратному чемпиону мира изначально оказаться впереди Фелипе, который в квалификации проехал на полсекунды хуже.
Кроме того, можно вспомнить, что на немецком этапе как раз после пит-стопа, когда Массе явно было неуютно на новом комплекте шин, он и оказался под серьезным давлением со стороны Алонсо, после чего и услышал по радио ставшие уже знаменитыми слова, стоившие команде 100 тысяч долларов.
О том, что бразильский пилот действительно испытывает проблемы с резиной, говорят факты. Там, где в квалификации применялся SuperSoft, Масса в среднем подбирался ближе к напарнику. В числовом исчислении величина составляет менее 1%, но тенденция усматривается. Также не стоит забывать, что все последние годы шасси Ferrari взаимодействуют с шинами весьма специфическим образом – пилоту нужно выполнить строго определенную последовательность действий на прогревочном круге. И если она нарушена – скажем, трафиком – это непременно отразится на результате.
В то же время руководитель департамента разработки гоночных шин Bridgestone Хирохиде Хамашима не уверен, что все дело именно в шинах: «Очень сложно объяснить разницу во времени круга между Фернандо и Фелипе. Масса нередко жалуется на температуру резины или что-то подобное, но я не могу этого понять. Я ничего не вижу – уж извини, Фелипе…»
Не самый подробный ответ, но кое-что он позволяет понять: проблемы, по мнению Хамашимы, скорее в пилоте, чем в резине. Если забыть на время о сложностях с шинами, то вполне нормально уступать Алонсо самую малость. Зимой накануне сезона некоторые ожидали, что Масса сможет составить Алонсо серьезную конкуренцию, но большинство склонялось к точке зрения, что испанец будет стабильно демонстрировать скорость как минимум не ниже Райкконена. Потому, опираясь на данные из прошлых сезонов, выдвигалось мнение, что Алонсо будет выглядеть в целом быстрее. Пока так и есть – хотя нынешняя ситуация не является до конца показательной. Чтобы понять истинное положение вещей, нужно посмотреть за результатами гонщиков в следующем сезоне.
Перейдём к травме головы. Такие вещи всегда вызывают вопросы о долговременных последствиях. Даже среди близкого круга бразильских друзей гонщика есть те, кто сомневаются, смог ли он полностью обрести былую форму. Но это было бы слишком просто, да и исследования дипломированных специалистов говорят обратное.
Нейрохирург Стив Олви, обсуждая случай с Массой, однозначно высказывался о его восстановлении: «Это один из самых удивительных случаев. Мне, пожалуй, не доводилось видеть столь быстрого выздоровления после такой серьезной травмы головы. Он вернулся на тот же уровень».
Таким образом, мы можем не принимать во внимание проблемы физического состояния. А что с психологическими? По мнению того же Олви, пилот «полностью их преодолел». Впрочем, оппоненты всегда могут заявить, что по ходу длинного и сложного сезона, когда не всё на трассах складывается удачно, старые раны могут открыться вновь…
Наконец, стоит принять во внимание и ещё один фактор. Масса, как и многие его земляки, очень эмоционален, и сторонний наблюдатель никогда не увидит в нем той безоговорочной уверенности, которая отличала Михаэля Шумахера (версии 1991-2006 годов). Отношения Фелипе с его гоночным инженером Робом Смедли тому пример – вспомните, как совместными усилиями они добились поула в Монако два года назад. Уверенность Массы в своих силах росла – вместе с его результатами – стремясь к тому значению, которое едва не позволило стать два года назад чемпионом мира, выиграв на домашнем Интерлагосе.
Но то, что выстраивается на протяжении многих лет, можно разрушить в один момент. Не может ли быть такого, что события 2010 года зародили в нем сомнения, что в сочетании с капризами Фортуны могло подорвать уверенность гонщика? Ведь даже в Ferrari есть те, кто полагает, что Масса образца 2008 года лучше бы справился с нынешней ситуацией.
И тут нужно вновь вспомнить о Гран При Германии. Возможно, именно та победа, которую гонщику не дали одержать спустя год после трагических венгерских событий, стала самым серьезным ударом. Недаром поговаривают, что этот эпизод отразился на отношениях между Фелипе и Ferrari, которые казались незыблемыми. А если проанализировать поведение пилота в первые часы после финиша – нет сомнений, что его душевное состояние серьезно пошатнулось. После такого гонщикам редко удается оправиться без последствий.
Итоговый ответ стоит искать там, где его может найти только сам Масса – в его мыслях и душевном состоянии. Можно предположить, что последние события подорвали уверенность в своих силах, но остается лишь гадать, до какой степени. И хотя его ближайшее будущее неразрывно связано с Ferrari – недавно был подписан новый контракт – нет уверенности в том, что их сотрудничество продолжится и после 2011 года. А это значит, что у Фелипе просто нет возможности провести следующий чемпионат так, как нынешний – нужно возвращаться на топ-уровень.
Подобно своему другу и бывшему напарнику Михаэлю Шумахеру, бразилец очень рассчитывает, что ему на руку сыграет переход в 2011 году на шины Pirelli, который позволит избавиться от одной из самых серьезных проблем. Если это случится, мы вполне можем увидеть того Массу, которого знаем по сезону 2008 года – и он имеет шанс навязать борьбу Алонсо. В этом почти нет сомнений.
«В следующем сезоне все возьмут новый старт, – говорит Масса. – Это будет движение в другом направлении, и многое может измениться. Но все же давайте сначала думать о максимально успешном завершении нынешнего чемпионата».
Невозможно предсказать, что ждёт Фелипе в 2011-м. На него давят звание пилота Ferrari, необходимость реабилитироваться после сложного сезона и работать в одних боксах с одним из лучших пилотов Формулы 1 наших дней. Потому ситуация едва ли станет проще, даже если новые шины избавят его от проблемы, которую он сам считает главной.
Но прежде Масса не раз нас удивлял. Возможно, сумеет и в этот раз».