Дэвид Култхард провел в Формуле 1 четырнадцать сезонов и восемь из них выступал в McLaren, так что отлично знает эту команду и, наверное, по-своему переживает, когда у нее неприятности. В своей колонке на сайте ВВС шотландец прокомментировал главный скандал последних дней, в центре которого оказались McLaren и Льюис Хэмилтон.
Дэвид Култхард: «После удивительной победы в прошлогоднем чемпионате, в 2009-м Льюису Хэмилтону приходится пилотировать не самую быструю машину, и к тому же сейчас он оказался в самом центре скандала.
Поставлена под сомнение честность Хэмилтона, и кое-кто уже назвал его лжецом, когда выяснилось, что после Гран При Австралии чемпион мира ввел в заблуждение стюардов.
Как такое могло случиться, и что это означает для Льюиса? В McLaren всю ответственность возложили на спортивного директора Дэйва Райана, отстранив его от работы.
Хэмилтон – гонщик, и говорит, что действовал в соответствии с инструкциями, полученными от команды. Готов поверить, так оно и было.
Я сам не раз бывал в похожих ситуациях: ты всегда доверяешь своей команде, веришь в ее честность, в безопасность машины, – так почему ты должен сомневаться в ее правоте, если тебе иной раз дают совет, как себя вести и что говорить?
Публика должна понять: когда ты идешь на заседание стюардов, то изо всех сил пытаешься произвести позитивное впечатление и добиться нужного тебе результата – избежать штрафа. Нравится это кому-то, или нет, но это тоже часть спорта.
Если стюарды решили, что хотят с тобой побеседовать, прежде всего, они вызывают менеджера команды, – в случае с McLaren это Райан, – и он немедленно бросается за гонщиком. По дороге на заседание вы успеваете договориться о тактике поведения, и потом как-то преподносите информацию стюардам.
Но я не думаю, что Хэмилтон и Райан долго обсуждали ситуацию, поскольку картина происшедшего в Мельбурне была предельно ясна. Ярно Трулли вылетел с трассы, Хэмилтон его обошел, а потом вернул гонщику Toyota позицию.
Однако мы просто не знаем, что именно Хэмилтон и Райан говорили стюардам – в этом-то и проблема. Но мне трудно поверить, что Райан мог сознательно лгать стюардам или бесчестно себя вести. Мне приходилось несколько раз представать перед стюардами в компании с ним, поскольку в мои времена он уже был менеджером команды: никогда он не просил меня сообщать недостоверную информацию.
Возникает вопрос, почему Райану доверили самому решать, какую историю рассказывать стюардам, и при этом он не посоветовался с главой команды Мартином Уитмаршем или боссом всей McLaren Group Роном Деннисом?
Однако Уитмарш возложил всю ответственность именно на Райана, и нам приходится этому верить. Но для чего Уитмаршу или Деннису надо было вмешиваться в ситуацию, если она представляется абсолютно ясной?
Кстати, Деннис больше не является главой команды, и не собирался в Малайзию: что бы подумали в паддоке, если бы он вдруг появился в Сепанге и включился в процесс тушения разгоравшегося пожара?
Но Рон может быть всерьез озабочен тем, как эта история повлияет на отношения McLaren и Хэмилтона. Думаю, Льюис поступил правильно, когда публично принес свои извинения, представ перед мировой прессой. С одной стороны, он в долгу пред McLaren, с другой – должен сам защищать свою репутацию.
В общем, начало карьеры Уитмарша на посту главы команды складываетcя явно непросто. Хэмилтону не избежать объяснений с сотрудниками McLaren, подчиненными Уитмарша, но эти отношения начались не вчера и достаточно прочны – будем надеяться, выдержат.
В любом случае, у Льюиса контракт с McLaren до конца 2010-го года, так что пока он останется с ней. Однако впереди длинный и тяжелый сезон, и когда у гонщика начинаются неприятности, он неизбежно обращает свои взоры на другие, более успешные команды. Льюис начинает понимать, что чудесный аттракцион, имя которому Формула 1, может нести его не только вверх: иногда приходится переживать и падения.
В общем, у команды из Уокинга проблемы, поскольку ее два последних года были очень тяжелыми. Несмотря на победу в чемионате-2008, шпионский скандал 2007-го года нанес ей серьезный ущерб. И вот теперь вновь к McLaren и ее руководству возникли серьезные претензии. Все это не идет на пользу имиджу.
Кроме того, новый скандал, безусловно, скажется и на атмосфере внутри McLaren Group, на спонсорах и на Mercedes-Benz, которому принадлежит 40% акций этой компании.
Чаще всего Mercedes играет роль молчаливого партнера, но сегодня этим людям приходится подставляться под удар, хотя не они заварили эту историю.
Чутье мне подсказывает, что людям надо верить. У меня давние отношения с McLaren, и если бы я мог заподозрить команду в нечестности, я бы предпочел не иметь с ней дела.
Леопард не может избавиться от своих пятен, так неужели современная Формула 1 настолько изменилась, что даже McLaren готов принять политику "победа любой ценой"?
У меня нет ответа на этот вопрос, однако мне кажется, что это еще не последняя скандальная история, в которой участвуют Льюис Хэмилтон и его команда».