Британский эксперт Джеймс Аллен рассуждает об одном очень любопытном техническом узле современных машин Формулы 1 – регуляторе дорожного просвета, который при умелом использовании может принести ощутимую выгоду.
Джеймс Аллен: «В паддоке Мельбурна – как до того в паддоке Бахрейна – много говорят о специальных устройствах на машинах Red Bull и Ferrari, которые позволяют регулировать величину клиренса. Это позволяет оптимизировать работу аэродинамики в квалификации и по ходу большей части гонки.
Чем ниже – до известной степени – опустить машину, тем больше прижимной силы можно получить. После отмены дозаправок команды вынуждены выставлять дорожный просвет так, чтобы сначала машина работала в квалификации, а затем, безо всяких изменений, и на стартовом отрезке гонки, получив на борт дополнительно 160 кг топлива.
Лишний вес неизбежно прижмет машину ближе к асфальту – подвеска «сложится» примерно на 3 мм. Разумеется, по ходу дистанции она будет постепенно возвращаться назад. Если на пит-стопе уменьшить клиренс, можно получить дополнительную прижимную силу на остаток дистанции.
Здесь все легально, если машина неподвижна во время внесения изменений – так что придется потратить несколько дополнительных секунд. Но оно того стоит: каждый миллиметр дорожного просвета примерно на 5 кг повышает аэродинамическую нагрузку. А это, в свою очередь, улучшает время круга на 1/20 секунды.
А значит, если провести пит-стоп в Мельбурне на 18 круге и уменьшить величину дорожного просвета, то можно пользоваться преимуществом еще сорок кругов. То есть отыграть две секунды. Но ведь машину можно опустить на 4 мм, это вполне реально и принесет уже восемь секунд! Весь вопрос с том, позволяет ли система регулировки дорожного просвета произвести изменения быстрее, чтобы в итоге остаться в плюсе?
Механизм, используемый Ferrari, приводится в действие ручной силой и довольно незамысловат. А вот про Red Bull говорят, что их система более продвинута. Как будто бы она позволяет машине ехать с малым клиренсом в квалификации, затем приподнимает ее к старту гонки и затем вновь прижимает к асфальту по мере того, как вырабатывается топливо. В такой штуке самое главное – её полное соответствие регламенту.
В других командах раздумывают над тем, как же конструкторы Red Bull добились этого – есть предположения, что использован раздел правил, позволяющий закачивать дополнительный газ для поддержания внутреннего давления в амортизаторах между квалификацией и гонкой. В этом случае действительно можно «приподнимать» машину перед стартом, когда заправляется топливо. Отсюда – и их потрясающая скорость в квалификации».