Один ведущих журналистов британского еженедельника Autosport, Марк Хьюз, прокомментировал для BBC ситуацию с гибкими крыльями Red Bull после Гран При Бельгии: он считает, что RB6 по-прежнему остается самой быстрой машиной чемпионата…
Марк Хьюз: «В Венгрии машины Red Bull опережали соперников почти на полсекунды. Потом FIA ужесточила нагрузочные тесты передних крыльев, и в Спа RB6 были не быстрее McLaren МР4-25. Напрашивается вывод, что фокусам с эластичными элементами аэродинамики пришел конец и у Red Bull уже нет былого преимущества. Однако не стоит торопиться с такого рода заключениями.
Не будем забывать, что в Гран При Германии, состоявшемся лишь за неделю до Венгрии, машины Red Bull были не быстрее Ferrari. А через несколько дней в Венгрии они заметно опережали всех, хотя существенные изменения в конструкцию не вносились.
Понятно, что во многом это связано с характеристиками трасс: в каких-то случаях преимущество Red Bull в прижимной силе проявляется больше, в каких-то – меньше. Чем поворот длиннее, чем он более скоростной, – тем лучше для RB6.
Хоккенхаймринг состоит в основном из коротких, медленных и среднескоростных поворотов. На Хунгароринге средняя скорость ниже, чем на немецкой трассе, но там есть средний сектор, где мы видим весьма длинные среднескоростные повороты.
Прижимная сила увеличивается с ростом скорости, и чем дольше машина находится в повороте, тем дольше сохраняется преимущество. Именно этим объясняется взлет конкурентоспособности RB6 в интервале между Хоккенхаймом и Хунгарорингом. А как насчет Спа?
Едва ли не весь средний сектор трассы состоит из длинных скоростных поворотов – идеальная ситуация для Red Bull. Но кроме этого на бельгийской трассе есть две прямых большой протяженности. Дело не только в том, что в процентном отношении извилистые участки в Спа короче, чем на Хунгароринге. Важнее другое: в конце прямых отрезков расположены зоны, где возможны обгоны, и для защиты от атак соперников необходима высокая максимальная скорость. Для венгерской же трассы это нехарактерно.
В Спа крылья RB6 были настроены на меньшую прижимную силу, чтобы Марк Уэббер и Себастьян Феттель не уступали соперникам на прямых. При этом было видно невооруженным глазом, что на машинах McLaren крылья вывернуты на гораздо больший угол, и все-таки МР4-25 оставались очень быстрыми.
В этой ситуации подавляющее преимущество RB6 в прижимной силе на втором секторе нивелировалось. Другими словами, конфигурация трассы – куда более серьезный фактор, повлиявший на форму Red Bull, нежели новые требования FIA к жесткости крыльев. И все-таки многие обратили внимание, что эти элементы на машинах Red Bull и Ferrari были установлены выше, чем в предыдущих гонках.
В Монце эксперты федерации будут по новой методике тестировать днища шасси, так что можно предполагать, что этим командам станет еще сложнее сохранять заниженное расположение передних крыльев. Есть ощущение, что более жесткие тесты FIA, введенные с подачи Mercedes и McLaren, все-таки сказались на скорости Red Bull.
Впрочем, в Монце преимущество в прижимной силе, в любом случае, проявляется там не столь очевидно – все дело к конфигурации. Зато в Сингапуре станет ясно, в какой мере эти тесты повлияют на конкурентоспособность RB6.
Но даже если в конструкцию машины будут внесены изменения, и передние крылья окажутся не столь близко к трассе, не стоит считать, что по аэродинамическим характеристикам машины Red Bull сравняются с McLaren.
Вспомним, что в Барселоне RB6 была на 0,6 секунды быстрее всех. Не так, как на Хунгароринге, но вполне достаточно, чтобы доминировать. При этом нет никаких свидетельств того, что тогда передние крылья на Red Bull Уэббера и Феттеля были ниже, чем на машинах соперников. На снимках, сделанных в Стамбуле, – через две гонки после Барселоны – на которых RB6 и McLaren MP4-25 едут рядом, видно, что крылья у них расположены примерно одинаково.
И только в Сильверстоуне появилось то самое крыло, из-за которого возник спор между Уэббером и Феттелем, – оно уже находилось совсем низко… Поэтому можно ожидать, что в Сингапуре, на Сузуке, Интерлагосе и в Абу-Даби (а также, возможно, в Южной Корее) значительное преимущество по-прежнему будет на стороне Red Bull.
Тем важнее для Льюиса Хэмилтона победить в Монце – это будет последняя трасса, где его машина, возможно, не уступит RB6 в скорости. Тогда он сможет несколько упрочить свое лидерство, – но после этого, возможно, ему уже будет сложнее повлиять на ситуацию.
«Похоже, что крылья Red Bull и Ferrari гнутся уже не так сильно, – сказал Льюис перед гонкой в Спа. – Возможно, их скорость несколько упадет, но нашей машине заметно не хватает прижимной силы, и я не слышал, чтобы инженеры обещали ее увеличить.
Это самый трудный чемпионат из всех, в которых я участвовал, – сейчас мне намного сложнее, чем в 2007-м и 2008-м, когда у нас почти всегда была самая быстрая машина. В этом году мне иногда удавалось добиться неплохих результатов, но логичнее было бы считать фаворитами гонщиков Red Bull. Их машина – самая быстрая, что только осложняет мою задачу».