Джеймс Аллен о стратегии Баттона в Сузуке и шансах на титул

Дженсон Баттон

Дженсон Баттон занимает сейчас пятую строчку в общем зачете - и имеет не так много шансов отстоять свой титул. Британский журналист Джеймс Аллен анализирует, что помешало его земляку добиться большего на недавнем Гран При Японии...

Джеймс Аллен: "Дженсон Баттон по ходу Гран При Японии выбрал стратегию с использованием жестких шин в финале квалификации и первой части гонки. Она не сработала, и в итоге позиции гонщика в общем зачете существенно ослабли. Действовать ему нужно было совершенно иначе.

McLaren приезжает на каждую гонку с задачей победить. При этом Хэмилтон почти всегда атакует на 100% и порой допускает ошибки, а Баттон старается стабильно зарабатывать очки и, на мой взгляд, не стремится принимать рискованные решения.

В Японии McLaren в любом случае не оказалась бы в лидерах, поскольку – уже не впервые в этом сезоне – те новинки, которые они привезли, работали не так, как надеялась команда, и потому перед квалификацией их пришлось снять. Тем не менее, машины были достаточно быстры, чтобы оказаться на втором ряду стартового поля. Этот вывод можно сделать по итогам второй части квалификации, где Баттон проехал лучше Алонсо с Кубицей.

Хэмилтон на Сузуке регулярно опережал Баттона на одну-две десятых, но Дженсон знал, что напарника можно не принимать во внимание, поскольку он оштрафован потерей пяти позиций за замену коробки передач. Если проанализировать выступление Баттона в финале квалификации, то видно – на жестких шинах он проехал круг всего на 0,2 медленнее Хэмилтона. Из-за жестких шин в сравнении с мягкими теряется как минимум столько же, так что Баттону удался воскресным утром отличный круг.

Можно с уверенностью сказать, и в McLaren с этим согласны, что на мягких шинах Дженсон квалифицировался бы третьим. А если так, он получил бы шанс финишировать в гонке не ниже третьей позиции. Но кроме этого у него была возможность опередить Уэббера на старте, как это сделал Кубица – такое развитие событий вполне могло иметь место, особенно если учесть, сколь неважно стартуют машины Red Bull. Да, они быстрее, но британец имел шанс огорчить Уэббера, финишировать вторым и заработать 18 очков.

Но вместо спора за третье или даже второе место он избрал более осторожный подход – при использовании жестких шин задняя часть вела себя в гонке более стабильно, а это для него очень важно – в то время как мягкие зернились бы слишком быстро на трассе без слоя отработанной резины (который смыл дождь). Еще один довод состоял в том, что выбор жестких шин позволит оставаться на трассе дольше, чем соперникам, а этот состав не столь чувствителен к зернению. Правда, в этом сезоне ещё никто не получал ощутимого преимущества, стартуя с первой половины решетки на жестких шинах. В лучшем случае пилот оказывался на финише там же, где был бы, выбрав мягкие.

С кем он рассчитывал посоперничать, сделав такой выбор? С Алонсо, Кубицей Хэмилтоном? Они бы и так оказались позади, выбери он Soft. При этом на жестких шинах он не мог конкурировать с Red Bull и Алонсо, ведь теперь Фернандо оказывался впереди на решетке из-за потери тех самых двух десятых в квалификации.

По ходу гонки пилоты поменяли мягкие шины на жесткие в районе 22-26 круга – и Баттон вышел вперед. Но его скорость неизбежно оказалась ниже, чем у соперников, и гонщику не удалось создать отрыв. Он оставался впереди до собственного пит-стопа, когда пропустил Феттеля, Уэббера, Алонсо и Хэмилтона. После остановки Баттона на 35-м круге Хэмилтон, стартовавший восьмым, смог выйти на четвёртое место.

Сомнительным выглядит и решение так долго не менять шины – ведь отставание Хэмилтона составляло 17 секунд после пит-стопа Льюиса, и с тех пор только уменьшалось. Этого точно не хватило бы для визита в боксы без потери позиции. Правда, пятым Дженсон остался бы в любом случае – отрыв от тех, кто ехал следом, был достаточно велик.

Только из-за проблем с коробкой передач Льюиса, Баттон в итоге финишировал четвёртым и смог закончить гонку там же, откуда стартовал (не будем забывать, что Кубица дистанцию не закончил).

В итоге Баттон проигрывает лидеру сезона уже не 25, как раньше, а 31 очко, что едва ли оставляет ему шансы отстоять свой титул. Если бы он атаковал на мягких шинах, прошел Уэббера на старте и затем сохранил второе место, то уступал бы сейчас лишь 22 очка и оставался бы в одной победе от первой строчки. И даже финиш на третьем месте делал ситуацию куда проще – отрыв составлял бы 28 баллов.

Эдди Ирвайн критикует Баттона за то, что тот весь сезон просто стабильно пилотирует, не предпринимая авантюрных или агрессивных действий. Я испытываю к Дженсону огромное уважение за его умение мыслить по ходу гонки, а в начале нынешнего сезона он порой шел на рискованные шаги. Но было бы здорово, если бы что-то подобное Баттон сделал и в Японии".


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё