Убедительная победа Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing в Сингапуре мало кого оставила равнодушным. Поклонники таланта трехкратного чемпиона мира ликуют, недовольные его триумфом переживают настолько глубоко, что позволяют себе явно неспортивное поведение, а некоторые эксперты высказывают весьма экзотические теории, намекая, что скоростное преимущество немца выглядит как-то подозрительно.
Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен вместе с Марком Гилланом, бывшим главным инженером Williams, проанализировали работу Феттеля в Сингапуре и пришли к выводам, по-своему любопытным, но абсолютно прозаическим.
Джеймс Аллен: «Гонки, где столь явно проявляется преимущество конкретного пилота за рулём конкретной машины, доводится видеть нечасто. Феттель создал отрыв в первой фазе Гран При, после чего немного сбавил темп, контролируя износ шин и сохраняя необходимое преимущество до первого пит-стопа. Появление на трассе автомобиля безопасности заставило его вновь взяться за работу, чтобы восстановить отрыв, и тогда он показал невероятный темп на фоне незначительной деградации резины.
Откуда же взялась эта скорость, и проявится ли она вновь в Корее и Японии?
Дело в том, что в Red Bull Racing очень много работали над улучшением сцепления ведущих колес машины с трассой при разгонах после медленных поворотов. В среднем, если принимать в расчёт все трассы чемпионата, то 25% времени круга тратится на выходе из поворотов на скоростях ниже 130 км/ч. Именно этому аспекту надо уделять максимальное внимание. И если здесь вам удастся заметно прибавить, это существенно отразится на времени прохождения круга.
Сингапур – вообще нетипичный случай, ведь эта городская трасса состоит из 23 поворотов, многие из которых надо проходить на скоростях ниже 130 км/ч, поэтому именно здесь столь ярко проявились результаты работы инженеров Red Bull. Сузука – трасса скоростная, и здесь это преимущество будет не столь явным, но, вероятно, все вновь почувствуют это на первом и последнем секторах кольца в Корее.
В значительной степени в Милтон-Кинсе работали над областью диффузора RB9, который генерирует основную прижимную силу в медленных поворотах, взаимодействуя с выхлопной системой, несмотря на запрет использования специальных режимов работы двигателя, когда выхлопные газы продолжают вырабатываться даже тогда, когда гонщик снимает ногу с педали газа.
Повышению скорости способствовало то, что в Red Bull отдельно работали в аэродинамической трубе над поведением RB9 в поворотах и при наклонах корпуса. Машины, разработанные Эдрианом Ньюи, всегда отличались высокой прижимной силой, но в данном случае команда занималась не просто количественным аспектом, но и проблемой стабильности прижима. В Милтон-Кинсе всегда удавалось добиться высокой эффективности работы диффузора в быстрых поворотах, а теперь они переключили внимание на работу машины на низких скоростях.
Помог команде и переход Pirelli на более жесткие составы резины, происшедший, начиная с Гран При Венгрии. На этих шинах Феттель выиграл три из четырех гонок. Кроме этого, так же, как в Mercedes, в Red Bull успешно занимались проблемой контроля температурного режима работы шин. Это помогло Себастьяну проехать более длинный первый отрезок гонки по сравнению с соперниками, идеально выбирая моменты для проведения пит-стопов во всех последних гонках. Кстати, в Сингапуре четыре из пяти самых быстрых пит-стопов – на счету механиков Red Bull Racing,
Многих заинтриговали предположения, сделанные бывшим владельцем команды Minardi Джанкарло Минарди после Гран При Сингапура, которому показалось, что двигатель на машине Феттеля звучал особенным образом, и он подумал, что это похоже на работу системы трэкшн-контроля.
Понятно, что все пытаются найти причины доминирования Себастьяна. Скорее всего, в Red Bull поработали с настройками силового агрегата, и это могло сказаться на его звуке, но за всем, что связано с проблемой запрещённого трэкшн-контроля, следит стандартный электронный блок управления, который по заказу FIA производит McLaren Electronics. Все команды используют одинаковые блоки, и скрыть использование системы трэкшн-контроля крайне сложно.
Работа, проделанная Red Bull Racing, свидетельствует о том, насколько эффективно команда использует дополнительные ресурсы, занимаясь модернизацией машины. А учитывая то, что Феттель в этом сезоне сделал шаг вперед как гонщик, став ещё более зрелым профессионалом, то сочетание его мастерства и скорости RB9 действительно впечатляет».