Флавио Бриаторе (Renault), Патрик Хэд (Williams),
Рон Деннис (McLaren), Росс Браун (Ferrari)
Вопрос: Вчера был опубликован предварительный вариант календаря на следующий сезон, какого вы о нем мнения?
Флавио Бриаторе: Никакого. Кто-то утвердил этот вариант, не думаю, что очень просто найти новые трассы и спонсоров. Наша работа - гонки, а календарь меня не особенно беспокоит. Я просто принимаю его к сведению. Даже если бы я был недоволен, это все равно ничего не изменит.Патрик Хэд: Я рад возвращению трассы в Спа, хотя это все же предварительный вариант. Наверное придется корректировать свои планы, поскольку Гран при Бразилии пройдет в конце года, а обычно, пока гонка проходила в марте, я отправлялся туда чуть раньше. Погода в Бразилии изменится не сильно, дождей осенью там тоже немного. Флавио уже сказал, что мы не влияем на календарь. Это решает Берни и другие ответственные лица, а мы лишь участвуем в гонках.Рон Деннис: Формула 1 - это довольно серьезный бизнес и выражать собственное мнение стоит лишь в том случае, когда вы можете влиять на происходящее. По поводу календаря нашего мнения никто не спрашивал, нет смысла его обсуждать. Все в порядке, гонки продолжаются.Росс Браун: Думаю с технической точки зрения трасса в Бахрейне кажется интересной. Там наверняка будет жарко и мы попадем в контрастные условия. Прямо из Бахрейна, после одной из самых жарких гонок сезона мы попадем в холодный Нюрбургринг. Новые трассы всегда очень интересны - Бахрейн, Китай, было бы интересно их опробовать. Команды, у которых это получится будут иметь преимущество перед соперниками. Все старые трассы нам хорошо известны и инженеры начинают скучать, им полезно поработать на новых автодромах.
Вопрос: Трое из вас работают в командах, участвующих в борьбе за титул, четвертый делает все, чтобы оказать сопротивление. Что вы чувствуете перед финальными гонками сезона? Ситуация меняется и вы все время следите за соперниками?
Росс Браун: Борьба становится все более напряженной. Впереди финальная битва, разумеется это сказывается на работе команды, нужно сделать все, чтобы не возникли проблемы. Сейчас мы все дважды перепроверяем, очень скрупулезно ко всему относимся. Для победы в чемпионате важна каждая гонка. Рон Деннис: Мы два месяца работали над новой аэродинамикой, дорабатывали мотор и другие узлы машины, думаю это поможет нам в двух последних гонках. Трасса в Монце очень быстра и здесь выгода будет не так велика, а вот в двух следующих гонках мы должны быть конкурентоспособны. Предстоящая гонка не может решить судьбу чемпионата, это математический факт, а потом мы надеемся принять участие в борьбе за титул. Как уже сказал Росс, нужно прибавить, соблюдая большую осторожность. Посмотрим, как все сложится в воскресенье.Патрик Хэд: Наверное Берни хотел бы в воскресенье увидеть победу Кими, Монтойу на втором, а Майкла - на третьем месте, что сохранило бы равенство сил перед двумя последними этапами. Наверное Росс мечтает о другом, очевидно борьба будет упорной. У нас опытная команда, у большинства персонала уже есть опыт борьбы за чемпионат, они знают, как действовать в этой ситуации и с нетерпением ждут продолжения.
Вопрос: Флавио, вы тоже записаны в плане Берни?
Флавио Бриаторе: Не думаю, хотя ситуация в Формуле 1 действительно фантастическая. Три гонщика трех разных команд за три гонки до конца сезона имеют шанс на победу. Великолепная концовка сезона, и для ТВ, и для нашего бизнеса. Надеюсь все решится в последней гонке.
Вопрос: Третий мой вопрос касается командной тактики. Как вы интерпретируете этот термин в преддверии трех финальных гонок сезона? Все четко определено или еще есть белые пятна?
Патрик Хэд: Все ясно - нам запрещено применять командную тактику, если она влияет на результат гонки. В контракте наших пилотов нет никаких пунктов по этому поводу. Разумеется в ситуации, когда один из них имеет шанс на победу в чемпионате, а второй - нет, то он может помочь, но должен самостоятельно принять такое решение. Команда отдавать такой приказ не имеет права.Росс Браун: Это сложный вопрос. Интересно было узнать версию Патрика, но гонщик - член команды, а значит и он не имеет права использовать командную тактику. Конечно команда может занять отстраненную позицию, заявив, что "мы ничего не могли изменить, потому что гонщик все решил сам", но вы никогда не докажете, что он принял это решение самостоятельно. Нас втянули в очень туманную область, просто запретив командную тактику, но нужны более точные определения. Вчера Михаэль упоминал ситуацию с Дэвидом и Кими, теперь мы знаем, что такая тактика допустима в случае, если гонщики используют разную стратегию гонки. Мы видели прецедент, но хотелось бы более точно определить допустимые границы. Вероятно нас считают причиной принятия этой поправки к регламенту, но даже в этом случае все хотели бы точно знать, где проходит граница. Представьте, что можете выиграть чемпионат в решающей гонке сезона. Если один парень поможет другому улучшить его позицию в гонке, как это будет воспринято?Флавио Бриаторе: Я согласен с Россом. Это серый, а не черно-белый пункт регламента, поэтому его трудно интерпретировать. Представьте, что у одного из гонщиков проблема с машиной или она не так настроена, в результате он едет медленнее своего партнера по команде. Разумеется команда захочет выпустить вперед быстрого парня, особенно это касается Росса, Рона и Патрика, у которых лишь один пилот имеет шанс на победу в чемпионате. И в этой ситуации необходимо точно знать, что допустимо, а что - нет, иначе каждый будет по своему интерпретировать правила. Я уже говорил, что такая концовка сезона для Формулы 1 - фантастика, надеюсь за три оставшихся гонки мы ее не испортим. Все мы профессионалы, все знаем, сколько денег вложено в команду и понимаем, что возможность выиграть чемпионат есть только у одного гонщика. В этой ситуации было бы невероятно обидно упустить победу из-за недопонимания. Возможно федерация сможет разъяснить нам свое видение, потому что у подобного запрета есть тысяча интерпретаций.Рон Деннис: Все сказанное - правда, в спортивном регламенте масса спорных моментов. Хорошо, что мы обсуждаем этот специфичный вопрос - что может и что не может делать гонщик за рулем. Знаете, ведь существует установившаяся практика помощи одного гонщика другому во время общей квалификации, тогда и это можно считать спорным моментом? Мне кажется, ключевое слово здесь - команда. Нет сомнения в том, что она работает ради единой цели и пытается максимально облегчить себе задачу. Представьте себе гонку, в которой два гонщика одной команды едут на первом и втором месте, при этом шанс на победу в чемпионате есть у того, кто едет вторым, если он выиграет гонку. Не думаю, что кто-то посчитает неправильным, если гонщик пропустит вперед своего партнера по команде. Каждое стечение обстоятельств требует отдельной интерпретации, а сейчас нет четкой определенности. Дело не только в Формуле 1, но абсолютное большинство участников чемпионата хотели бы черно-белых правил, при которых невозможна иная трактовка того или иного пункта регламента. Все мы за это боремся, но видимо никогда этого не достигнем.
Вопрос: И последний вопрос. В последние несколько недель много обсуждалась проблема с резиной. Что вы думаете об этой ситуации?
Флавио Бриаторе: Я уверен в том, что Michelin представила в FIA всю необходимую информацию по этому поводу. Мы, как и остальные клиенты этой компании, знаем, что ничего, противоречащего регламенту, сделано не было, потому что в ином случае была бы дисквалификация в гонке. Мы используем этот профиль резины с Имолы 2001 года и никогда не говорили о интерпретации этого пункта регламента. Думаю 95% были уверены в том, что измерять нужно новую покрышку, в ином случае регламент явно предписывал бы обратное. За последние два года никто не просил меня измерять резину после гонки, эта ситуация неожиданно возникла после Гран при Венгрии, но эту гонку мы выиграли и резина, по словам технического делегата FIA Чарли Уайтинга абсолютно соответствовала регламенту. Мне трудно понять новую интерпретацию правил, как и что-то менять после двух лет без проблем за три гонки до финиша. Так мне кажется. Не стоит обвинять Michelin в незаконных действиях, второй производитель резины в мире, один из участников чемпионата, они тратят на это столько денег и ничего подобного не заслуживают. Не думаю, что одна резина может подарить команде победу и надеюсь, что в этом чемпионате больше не будет поводов для спора. Нам всем нужен хороший чемпионат, мы одержали победу в гонке, добились максимума и все этим довольны, потому что в результате получился невероятный чемпионат.Патрик Хэд: Не думаю, что будет большое отличие между мнением Флавио и моим. Да, два с половиной года этот профиль резины Michelin не вызывал у FIA никаких нареканий, пока после Гран при Венгрии мы не получили факс с объявлением о том, что ширину пятна контакта будут измерять после гонки. Michelin просто поставили перед фактом и им пришлось реагировать на ситуацию. В профиль резины внесли очень небольшую поправку и на тестах в Монце представители FIA сказали, что вопрос закрыт.Рон Деннис: Я думаю, что мы стали свидетелями одного из редких случаев в автоспорте, когда все факты и выбор времени всем очевидны и пресса смогла сделать собственные выводы, отреагировав соответствующим образом. Решение, в конечном счете принятое FIA стало результатом обсуждения с представителями нескольких команд и Michelin, но не думаю, что его нужно обсуждать в этом зале. Будучи открытым человеком я хотел ответить на инсинуации и обвинения, но не буду ничего говорить. Я искренне надеюсь, что вопрос закрыт, потому что сезон получился действительно интересным и его надо закончить на высокой ноте. Все мы встаем рано утром и честными глазами смотримся в зеркало, при этом совершенно не важно, управляете вы крупной компанией, командой или просто собственной жизнью. Мне не стыдно заглянуть себе в глаза, про остальных я не знаю.Росс Браун: Мы уже коснулись черно-белого регламента и трактовки положений действующих правил. Очевидно наша интерпретация не подразумевала измерений исключительно новой резины. Если ее профиль стандартизован, тогда действительно имеет смысл измерять новую покрышку, но стандарта нет. В регламенте не написано, что пятно контакта именно новой резины не должно превышать 270 мм, видимо наша интерпретация правил не совпала с версией команд, использующих Michelin и мы обратились в вышестоящую инстанцию.Патрик Хэд: Почему вы ждали 38 гонок, если с самого начала так трактовали правила? Вы выбрали очень странный момент для протеста, Росс...Росс Браун(после паузы): Насколько я знаю эту резину вы получили только в Монако.Патрик Хэд: Мы используем ее с Имолы 2001 года.Росс Браун: Команда Renault использует другую резину, чем вы, Патрик. Компания предоставляет своим партнерам разные покрышки и раньше у нас были только предположения по этому поводу. Bridgestone - очень этичная компания, они давно знали об этой проблеме и не поднимали ее. Но они не знали, как с ней справится и обратились к нам с вопросом после гонки в Венгрии... (смех в зале)... Вы будете продолжать смеяться? Спасибо. Они представили нам фотографии покрышек, сделанные в Венгрии и мы попросили объяснений от Чарли Уайтинга. Он и сам не понимал, что происходит, поэтому в среду команды получили факс от FIA.Патрик Хэд: А я думал, что этот факс стал следствием встречи в Маранелло, во вторник, с участием президента FIA и директора гонки...Росс Браун: Все мы знаем, насколько популярна паранойя в Формуле 1. Рон весьма справедливо заметил, что вы утром должны посмотреть на себя в зеркало честными глазами. Та встреча была посвящена обсуждению нашего будущего в Формуле 1. У нас нет обыкновения встречаться с представителями FIA для обсуждения регламента, да и Макс с Чарли сами предложили не обсуждать эту тему, потому что решение уже было принято. Не думаю, что Мосли нарушил бы свой график и прилетел в Италию во вторник, сразу после гонки, из-за резины. Я уже сказал, Формула 1 больна паранойей. У нас была иная интерпретация регламента и мы попросили разъяснений у FIA. Позиция федерации всем известна и считать это заговором - настоящая паранойя. Позади великолепный сезон и я не думаю, что теперь он сколь-нибудь серьезно изменится. Мы были конкурентоспособны, боролись на высоком уровне и я уже сказал, что не думаю, что разница будет велика.
Далее ведущий пресс-конференции дал слово журналистам и боссы команд 40 минут выясняли, кто прав в скандале с резиной. Переводить эти разборки я не стал из-за нехватки времени и желания. Впрочем вы можете послушать полную запись пресс-конференции, скачав и разархивировав этот файл. Формат - mp3, размер архива - 6.7 мБ.