Дата |
Трасса |
Круг |
Кругов |
Дистанция |
9-12.09 |
Autodromo Nazionale di Monza |
5793 м |
53 |
306.720 м |
Официальный сайт |
Строительство "Monza Autodrome" началось в январе 1922 года. Миланский Автомобильный клуб решил отпраздновать свое 25-летие постройкой собственного автодрома. Было рассмотрено несколько проектов и окончательный выбор пал на парк в Монце, рельеф которого устроил инвесторов, инженеров и строителей. Тут же была учреждена компания по поддержке строительства - S.I.A.S (Societa Incremento Automobilismo e Sport) с полностью частным капиталом. Архитектором трассы стал Альфредо Роселли.
Первоначальный проект включал в себя трек длиной 14 километров, его стоимость оценивалась в 6 миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года символический "первый камень" был заложен руководителями Миланского автоклуба и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней трасса была полностью готова и включала в себя 4,5 километровый изгиб прямой, два комплекса быстрых поворотов (расчетная скорость по тем временам - 180-190 км/ч), связанных двумя прямыми по 1070 метров и поворот с переменным радиусом.
Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Победителем прошедшей в тот же день гонки стал Пьетро Бордино на Fiat 501.
В 1928 году произошла самая серьезная авария в истории итальянского автоспорта - пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и погубил 27 зрителей. Гран при Италии решили временно проводить на небольшом участке трассе - от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.
Во время войны трасса "Monza Autodrome" использовалась не по назначению - сначала сюда вывезли архив, затем животных из Миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны - еще раньше. В начале 1948 года Миланский автомобильный клуб принял решение восстановить трассу и снова в рекордные сроки, меньше чем за два месяца трек был готов принять гонщиков. 17 октября "Гран-при Италии" выиграл французский гонщик Вимиль на Alfa Ромео 158, а через неделю здесь финишировал чемпионат мотогонщиков.
В 1955 году строители снова вернулись на трассу, но на этот раз работы предстояли более кардинальные. Возросшие скорости и требования безопасности не сочетались с насыпным фундаментом, нужно было класть бетонный фундамент. Длину уменьшили до 4,250 километров и построили несколько новых участков - кривую с увеличивающимся радиусом назвали "Параболикой", а две новых "кривых прямых" позволяли достичь расчетной скорости в 285 км/ч. Вместе с тем модернизировали и десятикилометровый вариант, так что всевозможные гоночные чемпионаты могли выбирать из двух трасс более подходящую. Правда в 1961 году, после страшной аварии длинную трассу закрыли для одноместных машин навсегда. При входе в "Параболику" Вольфганг фон Трипс на Ferrari не удержал траекторию и врезался в трибуну. Гонщик и 11 зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед "Гран-при Италии", 5 сентября 1970 года не выдержал и он. На Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же "Параболике", машина пробила слабое основание заграждения и гонщик погиб.
Если трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, то теперь перед организаторами стояла задача эту скорость ограничить. И с 1970 года конструкторы и строители вступили в необъявленное сражение. Трассу перекраивают, что бы снизить скорость, конструкторы машин изобретают что-то, чтобы ее повысить. Список страшных аварий все увеличивался и увеличивался.
Швед Ронни Петерсон был одним из специалистов по трассе в Монце. Он побеждал здесь трижды - в 1973, 1974 и 1976 году. Во время старта Гран При Италии 1978 года он попал в тяжелую аварию, сломал обе ноги и был доставлен в городской госпиталь, где вскоре умер. Чемпионом стал его партнер по команде.
Новый комплекс боксов, построенный в начале 90-х годов и система "быстрой безопасности" делают автодром в Монце одной из самых оборудованных трасс чемпионата. Итальянцы говорят о нем только в превосходной степени. Материал, из которого сделаны стены боксов может сопротивляться огню в течении двух часов, пресс-центр вмещает 370 журналистов, кучу независимых офисов и питейных заведений. Вся электроника управляется из единого центра с быстрым каналом в интернет и спутниковой связью. На трассе установлен 31 датчик контроля позиции машин, так что малейший инцидент или обгон сразу становится достоянием технических служб команд и прессы.
Несмотря на желание FIA ограничить скорость машин прошлогодний уик-энд в Монце стал свидетелем сразу двух новых рекордов. Мотор BMW впервые раскутился во время квалификации до 19000 оборотов, а Хуан-Пабло Монтойя побил рекорд средней скорости на круге, установленный в Сильверстоуне'85 Кеке Росбергом и продержавшийся 17 лет. Колумбиец проехал круг за 1'20"264 - 259.827 км/ч.
Расписание Гран-при Италии. Время московское. |
Дата |
Событие |
Время |
РТР |
10 сентября |
Первая практика |
13.00-14.00 |
- |
10 сентября |
Вторая практика |
16.00-17.00 |
- |
11 сентября |
Третья практика |
11.00-11.45 |
- |
11 сентября |
Четвертая практика |
12.15-13.00 |
- |
11 сентября |
Квалификация |
15.00-17.00 |
15.10 (Спорт) |
12 сентября |
Гонка |
16.00 |
15.45 (Спорт) |
Пэт Симондс, Renault: "Монца всегда считалась трассой для моторов и это на самом деле верно, мощность и надежность мотора очень важна на трассе, 71% дистанции которой гонщики проходят с полным газом. А значит - очень важна эффективность систем охлаждения и снабжения мотора кислородом. Сравните 19.000 оборотов мотора Формулы 1 и 6.000 оборотов мотора дорожной машины, чтобы понять, с какими нагрузками нам приходится иметь дело. Мощность мотора - величина не постоянная, она зависит от температуры и влажности воздуха, от атмосферного давления. Все эти условия мы имитируем на стендах, но компьютеры не в состоянии воспроизвести ситуации, с которыми гонщик сталкивается на трассе".
Гран-при Италии : Все этапы |
Дата |
Трасса |
Поул |
Победитель |
14.9.03 |
Монца |
М.Шумахер |
Ferrari |
М.Шумахер |
Ferrari |
15.9.02 |
Монца |
Х.П.Монтойя |
Williams |
Р.Баррикелло |
Ferrari |
16.9.01 |
Монца |
Х.П.Монтойя |
Williams |
Х.П.Монтойя |
Williams |
10.9.00 |
Монца |
М.Шумахер |
Ferrari |
М.Шумахер |
Ferrari |
12.9.99 |
Монца |
М.Хаккинен |
McLaren |
Х.Френтцен |
Jordan |
13.9.98 |
Монца |
М.Шумахер |
Ferrari |
М.Шумахер |
Ferrari |
07.9.97 |
Монца |
Ж.Алези |
Benetton |
Д.Култхард |
McLaren |
08.9.96 |
Монца |
Д.Хилл |
Williams |
М.Шумахер |
Ferrari |
10.9.95 |
Монца |
Д.Култхард |
Williams |
Д.Херберт |
Benetton |
11.9.94 |
Монца |
Ж.Алези |
Ferrari |
Д.Хилл |
Williams |
12.9.93 |
Монца |
А.Прост |
Williams |
Д.Хилл |
Williams |
13.9.92 |
Монца |
Н.Мэнселл |
Williams |
А.Сенна |
McLaren |
08.9.91 |
Монца |
А.Сенна |
McLaren |
Н.Мэнселл |
Williams |
09.9.90 |
Монца |
А.Сенна |
McLaren |
А.Сенна |
McLaren |
10.9.89 |
Монца |
А.Сенна |
McLaren |
А.Прост |
McLaren |
11.9.88 |
Монца |
А.Сенна |
McLaren |
Г.Бергер |
Ferrari |
06.9.87 |
Монца |
Н.Пике |
Williams |
Н.Пике |
Williams |
07.9.86 |
Монца |
Т.Фаби |
Benetton |
Н.Пике |
Williams |
08.9.85 |
Монца |
А.Сенна |
Lotus |
А.Прост |
McLaren |
09.9.84 |
Монца |
Н.Пике |
Brabham |
Н.Лауда |
McLaren |
11.9.83 |
Монца |
Р.Патрезе |
Brabham |
Н.Пике |
Brabham |
12.9.82 |
Монца |
М.Андретти |
Ferrari |
Р.Арну |
Renault |
13.9.81 |
Монца |
Р.Арну |
Renault |
А.Прост |
Renault |
14.9.80 |
Феррари |
Р.Арну |
Renault |
Н.Пике |
Brabham |
09.9.79 |
Монца |
Ж.Жабиль |
Renault |
Д.Шектер |
Ferrari |
10.9.78 |
Монца |
М.Андретти |
Lotus |
Н.Лауда |
Brabham |
11.9.77 |
Монца |
Д.Хант |
McLaren |
М.Андретти |
Lotus |
12.9.76 |
Монца |
Ж.Лаффит |
Ligier |
Р.Петерсон |
March |
07.9.75 |
Монца |
Н.Лауда |
Ferrari |
К.Регаззони |
Ferrari |
08.9.74 |
Монца |
Н.Лауда |
Ferrari |
Р.Петерсон |
Lotus |
09.9.73 |
Монца |
Р.Петерсон |
Lotus |
Р.Петерсон |
Lotus |
10.9.72 |
Монца |
Ж.Икс |
Ferrari |
Э.Фиттипальди |
Lotus |
05.9.71 |
Монца |
К.Эймон |
Matra |
П.Гэфин |
BRM |
06.9.70 |
Монца |
Ж.Икс |
Ferrari |
К.Регаззони |
Ferrari |
07.9.69 |
Монца |
И.Риндт |
Lotus |
Д.Стюарт |
Matra |
08.9.68 |
Монца |
Д.Суртиз |
Honda |
Д.Хальм |
McLaren |
10.9.67 |
Монца |
Д.Кларк |
Lotus |
Д.Суртиз |
Honda |
04.9.66 |
Монца |
М.Паркес |
Ferrari |
Л.Скарфиотти |
Ferrari |
12.9.65 |
Монца |
Д.Кларк |
Lotus |
Д.Стюарт |
BRM |
06.9.64 |
Монца |
Д.Суртиз |
Ferrari |
Д.Суртиз |
Ferrari |
08.9.63 |
Монца |
Д.Суртиз |
Ferrari |
Д.Кларк |
Lotus |
16.9.62 |
Монца |
Д.Кларк |
Lotus |
Г.Хилл |
BRM |
10.9.61 |
Монца |
В.фон Трипс |
Ferrari |
Ф.Хилл |
Ferrari |
04.9.60 |
Монца |
Ф.Хилл |
Ferrari |
Ф.Хилл |
Ferrari |
13.9.59 |
Монца |
С.Мосс |
Cooper |
С.Мосс |
Cooper |
07.9.58 |
Монца |
С.Мосс |
Vanwall |
Т.Брукс |
Vanwall |
08.9.57 |
Монца |
С.Льюис-Эванс |
Vanwall |
С.Мосс |
Vanwall |
02.9.56 |
Монца |
Х.М.Фанхио |
Ferrari |
С.Мосс |
Maserati |
11.9.55 |
Монца |
Х.М.Фанхио |
Mercedes |
Х.М.Фанхио |
Mercedes |
05.9.54 |
Монца |
Х.М.Фанхио |
Mercedes |
Х.М.Фанхио |
Mercedes |
13.9.53 |
Монца |
А.Аскари |
Ferrari |
Х.М.Фанхио |
Maserati |
07.9.52 |
Монца |
А.Аскари |
Ferrari |
А.Аскари |
Ferrari |
16.9.51 |
Монца |
Х.М.Фанхио |
A- Romeo |
А.Аскари |
Ferrari |
03.9.50 |
Монца |
Х.М.Фанхио |
A- Romeo |
Н.Фарина |
A-Romeo |