Альберт Эйнштейн любил повторять, что порой следует предпринимать самые невероятные эксперименты – ибо они могут преподнести совершенно неожиданный результат. Сам Эйнштейн играл на скрипке перед орхидеями – этот эксперимент результатов не принес вовсе.
Колин Чепмен был в мире автогонок ничуть не меньшим гением, чем открыватель теории относительности – в физике. Но иногда и у него случались промахи. Одним из таких стал Lotus 56B, оснащенный газотурбинным мотором Pratt&Whitney. В 1967 году в Indy 500 едва не победил гонщик на автомобиле Парнелли Джонса, оснащенном таким силовым агрегатом – и Колин решил, что игра с турбиной стоит свеч.
Компания Pratt&Whitney, основанная Фрэнсисом Праттом и Эймосом Уитни в 1860 году, и по сей день поставляет свою продукцию на авиазаводы (как военные, так и гражданские). Среди ее клиентов – Boeing, Airbus, McDonnel Douglas и даже российский ИЛ.
Для гонок специалисты Pratt&Whitney подготовили весьма компактный агрегат, взяв за основу вертолетный мотор. Его мощность удалось поднять выше отметки в 500 л. с. Полноприводный (!) Lotus 56B очень понравился Джиму Кларку, но шотландец погиб вскоре после первых испытаний новой машины. Еще одна трагедия произошла уже на тренировках в Индианаполисе – за рулем «гоночной турбины» разбился Майк Спенс. Тем не менее, Lotus выставила три автомобиля на гонку, стартовавший с поула Джо Леонард уверенно мчался к победе, но за несколько кругов до финиша сошел из-за рассыпавшегося подшипника.
Почувствовав растущую угрозу, устроители «500 миль» запретили дальнейшее участие в гонке газотурбинных машин, но Чепмен решил испробовать свое творение в гонках Ф1. Однако все те преимущества, которые давала на американских овалах турбина, на классических европейских трассах обернулись весомыми недостатками. В турбине газ, сгорая, крутил крыльчатки, которые не только передавали вращение на колеса, но и подавали в рабочую камеру новое топливо. Это позволяло развивать высокую мощность, но… Автомобиль не мог тормозить двигателем, расход газа приближался к 100 л/100 км, а на нажатие педали акселератора машина реагировала с запозданием в несколько секунд.
Даже на самой скоростной трассе Ф1 – в Монце – Эмерсон Фиттипальди проходил круги на Lotus 56B на 2,5-3 секунды медленнее лидеров гонки 1971 года. «Турбина» не нравилась никому из пилотов команды, поэтому от ее использования быстро отказались, вернувшись в старым, добрым Cosworth DFV.
Даты
- 06.02.1916 родился Клифф Гриффит
- 21.03.1916 родился Кен Уортон
- 29.04.1916 родился Кэл Найдей
- 15.06.1916 родился Джин Форс
- 23.06.1916 родился Лесли Торн
- 22.07.1916 родился Джино Бьянко
- 11.08.1916 родился Джонни Клэз
- 19.08.1916 родился Деннис Пур
- 12.09.1916 родился Тони Беттенхаузен
- 15.09.1916 родился Тони Бранка
- 12.11.1916 родился Пол Эмери
Гонщики
- 7716 кругов проехал Оливье Панис
- 4916 кругов проехал Хуан Пабло Монтойя
- 1716 кругов проехал Рикардо Зонта
- 1316 кругов проехал Гуннар Нильссон
- 216 кругов лидировал Джимми Брайан
- 216 кругов проехал Джин Форс
- 116 стартов: Алан Джонс, Жаки Икс
- 116 раз участвовал в Гран При Филип Альо
- 116 кругов проехал Ян Эшли
- 16 сезонов в Формуле 1: Йо Боньер, Джек Брэбем, Михаэль Шумахер
- 16 побед у Стирлинга Мосса
- 16 подиумов у Фила Хилла
- 16 поулов у Стирлинга Мосса
- 16 стартов из первого ряда подряд у Алена Проста
- 16 стартов из первого ряда у Эмерсона Фиттипальди
- 16 очков: Робер Манзон, Сатору Накадзима, Стюарт Льюис-Эванс
- 16 кругов лидирования: Оливье Панис, Дерек Уорик
- 16 стартов: Ян Бёрджес, Адриан Кампос, Алан Макниш, Клиф Эллисон
- 16 раз участвовал в Гран При и стартовали: Эстебан Туэро, Джастин Уилсон
- 16 раз участвовали в Гран При: Феличе Бонетто, Дерек Белл, Джонни Дамфриз, Марк Донохью, Франсуа Миго, Кен Уортон
- 16 кругов дистанции: Антонио Крёйс, Родни Наки, Фриц Рисс, Арчи Скотт-Браун
Шасси
- 2716 кругов лидирования - Brabham
- 2516,5 очков - Williams
- 2416 кругов лидирования - Renault
- 116 стартов - Surtees
- 16 результативных финишей подряд - Tyrrell
- 16 стартов из первого ряда подряд - Ferrari
- 16 побед - Cooper
- 16 подиумов - Kurtis Kraft
- 16 стартов из первого ряда подряд - Lotus
- 16 стартов - Onyx, Parnelli
- 16 участий в Гран При - HWM, Lamborghini, Wolf-Williams
- 16 кругов - Greifzu, Protos
Моторы
- 116 кругов - Pratt & Whitney
- 116 стартов - Yamaha
- 16 побед подряд - Renault
- 16 стартов из первого ряда подряд - Ferrari
- 16 подиумов - Mugen-Honda
- 16 Гран При - Mecachrome
Страны
- 16 дублей (поул+победа) у итальянцев
- 16 результативных финишей подряд у новозеландских гонщиков
- 16 австралийцев и японцев участвовало в чемпионате мира
- 16 стартов с первого ряда подряд у французов
- 16 очков на счету ирландских гонщиков
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК