Гран При Италии : Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Toro Rosso) - 1:37.555
2. Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes) - 1:37.631
3. Марк Уэббер (Red Bull) - 1:38.117

Вопрос: Себастьян, самый молодой обладатель поула в истории Формулы 1 - 21 год и 73 дня. Вы были быстры по ходу всех трех частей квалификации. Невероятные условия и потрясающее достижение!
Себастьян Феттель: Да, это невероятно! Накануне квалификации мы с моими инженерами шутили, что если пойдет дождь, было бы неплохо взять поул – и это получилось! Условия оказались весьма непростыми – трасса была залита водой, и самым опасным местом стал поворот Ascari. Машина постоянно скользила, и было большим везением удержать ее на траектории. Что еще сказать? Я не рассчитывал на поул, а ведь это наш домашний Гран При. В Формуле 1 есть две итальянские команды, главная из которых – Ferrari, но после сегодняшнего дня люди будут говорить и о маленькой Scuderia Toro Rosso, что просто невероятно.

Вопрос: Судя по всему, вы получили массу удовольствия, несмотря на непогоду…
Себастьян Феттель: Утренняя тренировка в пятницу тоже прошла под дождем, и сначала меня не устраивало поведение машины, однако потом мы скорректировали настройки, и сегодня утром я понял, что мы нашли оптимальный баланс. На мокрой трассе главное – уверенность в машине: если ее нет, ты просто не можешь атаковать. Однако, условия были действительно сложными, а видимость - минимальной. Поэтому спасибо коллегам из других команд – все вели себя очень предупредительно, не создавая друг другу проблем.

Вопрос: Ведущие гонщики вроде Райкконена и Хэмилтона не смогли пробиться в финал квалификации. Как принималось решение о выезде на трассу и выборе шин?
Себастьян Феттель: Здесь нет никакого секрета – мы сделали все возможное, чтобы адаптироваться к сложившимся условиям. Многое зависело от силы дождя, и во второй части нам пришлось действительно нелегко, но мне повезло – я довольно рано выехал на попытку, пока остальные оставались в боксах. Мы не знали, какой будет погода – прогноз менялся каждые десять минут, но решение выехать на трассу чуть раньше и проехать несколько кругов, не заботясь о количестве топлива, оказалось верным.

Вопрос: Хейкки, лучший результат в первой части, высокая скорость по ходу всей квалификации, и все-таки поул у соперника…
Хейкки Ковалайнен: Я активно боролся с Себастьяном, но в первой попытке финала не идеально проехал круг. В конце квалификации дождь усилился – я пытался улучшить результат, но уровень сцепления с асфальтом резко снизился. В любом случае, вторая стартовая позиция – тоже неплохо. Машина хорошо показала себя во всех ситуациях, мы выглядели неплохо и на сухом асфальте, поэтому завтра можем рассчитывать на хороший результат.

Вопрос: Во второй части ваш напарник покинул боксы на промежуточной резине, что стало ошибкой…
Хейкки Ковалайнен: Я не знаю, какие проблемы были у Льюиса и его инженеров. Мы решили и во второй сессии ездить на шинах для сильного дождя, а Льюис подумал, что трасса уже достаточно подсохла, и пора ставить промежуточную резину, однако, стоило ему выехать из боксов, как начался дождь. Ему не повезло, но я уверен, завтра он себя ещё покажет.

Вопрос: Марк, отличный результат для Эдриана Ньюи и всех инженеров Red Bull!
Марк Уэббер: Для Red Bull, если быть точным, но наши парни работают и в Toro Rosso, поэтому хочу поздравить их с отменным результатом! Мы одна семья, я поздравляю Себастьяна с первым поулом. Сегодня было нелегко проехать действительно быстрый круг. В первых попытках финальной сессии мне не удавалось найти точку торможения в первых двух шиканах, команда сообщила, что дождь усиливается, и я думал, что не смогу добиться большего, однако мой последний круг оказался лучше предыдущих. Я доволен тем, как идут дела – посмотрим, какая погода ждет нас завтра.

Вопрос: Себастьен Бурде подобрался очень близко, но вы сохранили позицию. Расскажите о финальном круге…
Марк Уэббер: Я хотел как можно лучше пройти обе шиканы, но сложнее всего было в Ascari, поребрики были единственным ориентиром. Вода стояла повсюду, и многие гонщики, включая меня, совершали ошибки. В финальной попытке я постарался сосредоточиться, поскольку знал: если сделать все верно, время круга значительно улучшится – и это сработало.

Вопрос: Себастьян, приходит осознание того, что вы стали самым молодым обладателем поула в истории Формулы 1?
Себастьян Феттель: Что я могу сказать? Потребуется некоторое время, чтобы в это поверить, ведь когда-то я мечтал просто сесть за руль Формулы 1. Моя цель – борьба за поулы и победы, но сегодняшний результат оказался неожиданным. Это невероятно!

Вопрос: Себастьян, вы считаете себя специалистом по дождевым гонкам?
Себастьян Феттель: Нет, но я не имею ничего против дождевых гонок, хотя сегодня нам было очень нелегко. Еще в картинге я обожал гоняться по мокрой трассе. Перед этапом в Спа я ездил на картинговую гонку в Керпен и во время подготовки к заезду предложил: «Давайте останемся на сликах в дождь». Мне ответили: «Нет, ты сумасшедший», на что я возразил: «Мне нужно попрактиковаться на случай дождя в Спа». Спустя неделю в Монце нас встретил еще более сильный ливень, но результат оказался просто фантастическим. Как я уже сказал, условия были крайне непростыми, а видимость – минимальной. Еще раз хочу поблагодарить соперников – они вели себя очень осмотрительно. Помнится, мы с инженерами шутили, что в случае дождя было бы неплохо зацепиться за поул, но я все равно не рассчитывал на такой успех. Моя мечта осуществилась!

Вопрос: Пришло время осуществить еще одну мечту?
Себастьян Феттель: Да, мне есть, к чему стремиться. Не стоит забывать, что всего пару лет назад эта команда называлась Minardi, но за эти годы удалось добиться серьезного прогресса. Разумеется, поддержка Red Bull серьезно помогает, но мы и сами делаем всё возможное. Я с командой уже больше одного сезона, и если бы вы сравнили этих парней тогда и сейчас… Атмосфера просто невероятная, приятно видеть страсть в глазах сотрудников, и сегодняшний результат – фантастическая награда за их кропотливый труд.

Вопрос: Перед началом квалификации нужно было учесть множество факторов. Насколько трудной оказалась эта задача?
Себастьян Феттель: После вчерашних свободных заездов я был недоволен поведением машины на мокрой трассе и чувствовал себя неуверенно, а если не хватает уверенности, ты просто теряешь время. Мы слегка изменили настройки и, похоже, не ошиблись. Нельзя сказать, что мы готовились к дождливой погоде, просто сработали должным образом. Утром я чувствовал себя гораздо увереннее, а в квалификации важно было удержать машину на трассе, и, как можно скорее проехать быстрый круг, поскольку дождь постепенно усиливался.

Труднее всего пришлось в первой части квалификации, когда на трассу выехали все двадцать машин, и из-за брызг ничего не было видно, впрочем, во второй и третьей было не легче – пришлось обогнать пару машин, и я не смог улучшить свой результат. Хорошо, что мой первый круг был весьма неплох – похоже, ближе к клетчатому флагу погода окончательно испортилась. Мы готовы к завтрашней гонке, но о победе говорить пока рано – всякое может случиться. Никто не знает, какой будет погода, поживем - увидим.

Вопрос: Хейкки, о чем думали вы и ваш гоночный инженер? Вы тоже предвкушаете дождевую гонку?
Хейкки Ковалайнен: Трудно предсказать, какой будет погода – сегодня она постоянно менялась. В какой-то момент трасса начала подсыхать, но вскоре пошел настоящий ливень. Тем не менее, мы готовы к любым условиям, и у нас есть все шансы на хороший результат.

Вопрос: Как менялась погода?
Хейкки Ковалайнен: Первые минуты каждой сессии оказались решающими – нужно было сразу проехать быстрый круг, поскольку трассу постепенно заливало водой и результаты ухудшались. В начале финальной части мне не удалось выжать из машины максимум, а чуть позже дождь усилился, и я попал в трафик. Самое интересное – мне нравится ездить по мокрой трассе. Да, так гораздо сложнее, но сегодня обошлось без проблем, машина выглядела очень неплохо.

Вопрос: Был момент, когда использование промежуточной резины могло показаться оправданным?
Хейкки Ковалайнен: Вряд ли. Возможно, в начале второй сессии, если бы дождь прекратился, но, выехав на трассу, я понял, что не ошибся, выбрав дождевую резину.

Вопрос: Марк, на этой трассе гонщикам приходится атаковать поребрики, а во время дождя они становятся скользкими. Как вы справляетесь?
Марк Уэббер: Думаю, вам следует задать этот вопрос самому быстрому пилоту. Да, нам приходится использовать поребрики, но съезд с них всегда опасен. Трасса не обеспечивает должный уровень сцепления, поэтому правильное прохождение поворота без риска разбалансировки во многом зависит от нашего мастерства. Честно говоря, я был удивлен тому, насколько эффективно мы можем использовать поребрики в некоторых местах.

Вопрос: Вы попали в трафик, но смогли проехать быстрый круг на последних минутах квалификации, когда дождь шел в полную силу…
Марк Уэббер: Да, в начале третьего сегмента мне следовало выступить чуть лучше. Не хочу ссылаться на трафик, задача каждого пилота - обеспечить результат, и любой из нас может легко объяснить, почему ему это не удалось. Я рад третьей позиции и хочу еще раз поздравить Себастьяна с поулом. Людям давно пора признать вклад Red Bull в дело Формулы 1, компания имеет полное право гордиться своими достижениями. Я с нетерпением жду гонку – да, я рассчитывал на старт из первого ряда, чтобы видеть перед собой чистую трассу, но и этот результат весьма неплох. Если будет сухо, гонка пройдет по совершенно иному сценарию, но мы в хорошей форме. Честно говоря, я не надеялся на столь высокую позицию, но раз уж получилось – ОК.

Вопрос: Вы бы предпочли дождевую гонку?
Марк Уэббер: Вряд ли кто-то из пилотов желает гоняться в таких условиях – это слишком опасно. Проехать 53 круга в своем темпе намного легче, но если кто-то поскользнется на прямой… Есть соображения безопасности – на высокой скорости в пелене дождя трудно определить местоположение соперника, в условиях плохой видимости гоняться просто невозможно.

Вопросы с мест

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, два или три года назад в Монце вы показали быстрейший круг за рулем BMW. Тогда вы впервые оказались на этой трассе? Что вам запомнилось?
Себастьян Феттель: Это было два года назад, в 2006-м, когда я работал пятничным пилотом BMW Sauber и тестировался в Монце за неделю до гонки. Тогда я впервые оказался на этой трассе, и она сразу понравилась. Низкий уровень прижимной силы позволяет лучше чувствовать машину. Одна из особенностей Монцы – необходимость атаковать поребрик в первой и второй шиканах, с прохождением остальных поворотов не возникает никаких трудностей, они великолепны.

Как я уже сказал, низкий уровень прижимной силы позволяет лучше чувствовать машину, «играть» с ней. Несколько лет назад Хуан Пабло Монтойя завоевал поул в Монце, и если взглянуть на тот круг – думаю, с помощью Internet это не составит труда – можно заметить, как он «играет» с машиной и насколько она легка и послушна. Чувствовать это на каждом круге – просто невероятно!

Мне очень нравится Монца, правда, как сказал Марк, высокие скорости всегда вызывают определенные опасения. Я знаю, что трасса не может быть расширена из-за нескольких деревьев, но она является неотъемлемой частью чемпионата. Даже если в некоторых местах она выглядит слишком узкой, стоит проехать по ней единственный круг, как понимаешь, что у нее есть своя душа, свой характер. Поэтому гоняться здесь приятно вдвойне.

Вопрос: (Матиас Бруннер – Motorsport Aktuell) Себастьян, вы стали самым молодым победителем квалификации в истории Формулы 1. Для вас это особенное достижение?
Себастьян Феттель: Честно говоря, рекорды значат для меня не так много. Самые молодые обладатели поула были до меня, будут и после. Я не думаю о статистике, гораздо важнее завоевать поул и начать гонку с первой позиции. Это отличный результат для всех нас, я счастлив.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Если завтра будет сухо, у обладателей быстрых машин – Массы, Райкконена и Хэмилтона – появится шанс пробиться через пелотон? Известно, что в Монце обгонять посуху очень непросто…
Марк Уэббер: Думаю, у всех есть шанс отыграться, однако чем выше поднимаешься, тем труднее задача. В этот раз первая десятка выглядит непривычно, в ней не оказалось некоторых, упомянутых вами пилотов. Но в обычных условиях разница в скорости машин будет очевидна – как вы сами заметили, атаковать здесь нелегко, однако если эти парни уверенно выйдут из Parabolica, то непременно будут атаковать.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Хейкки, завтра вам представится неплохой шанс улучшить свою позицию в чемпионате, не так ли?
Хейкки Ковалайнен: Честно говоря, я не знаю, какими будут стартовать мои ближайшие соперники по чемпионату вроде Ника и Роберта. Полагаю, они квалифицировались позади, следовательно, есть шанс отыграться, но большего я сказать не могу. Я постараюсь добиться максимального результата.

Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Себастьян, думаю, вы реально оцениваете свои шансы в завтрашней гонке, но на вашей машине стоит мотор Ferrari – пожалуй, самый мощный в пелотоне. С учетом этого факта есть шанс финишировать на подиуме?
Себастьян Феттель: Во-первых, мы не знаем, какой будет погода, и если пойдет дождь, насколько сильным он окажется. Преимущество получит тот, кто выйдет лидером из первого поворота. Надеюсь, это буду я, однако никто не может предсказать будущее. Наша цель – сработать максимально эффективно: финиш в призовой восьмерке – хорошо, на подиуме – еще лучше. Как сказал Марк, сегодня погода спутала карты многим ведущим пилотам, но впереди очень непростая гонка – посмотрим, что будет после первых двух кругов.

Вопрос: (Панос Сейтанидис – Drive Magazine) Себастьян, Марк сказал, что не желает дождя в завтрашней гонке. Чего хотите вы? Капризов погоды, поскольку поначалу перед вами не будет никого из соперников?
Себастьян Феттель: Не секрет, что в случае дождя пилот, захвативший лидерство после первого поворота, получает лучший обзор. Мне доводилось выступать на мокрой трассе, и могу вас заверить, в такие моменты видимость крайне ограничена. Если первая пара пилотов еще может позволить себе кое-какие маневры, то начиная с пятой позиции… не хочу даже представлять, как это может выглядеть. В районе пятнадцатой позиции не видно ничего, поэтому, как сказал Марк, гораздо легче ехать 53 круга в своем темпе и бороться с самим собой. Впрочем, это гонки – кому-то придется следовать за другой машиной, и видимость в пелотоне может резко ухудшиться, а это уже небезопасно. В прошлом году в Фудзи дирекция гонки сработала неплохо – не сомневаюсь, завтра она сработает не хуже. Прежде всего, нужно оценить погодные условия – прогноз обещает дождь, но неизвестно, когда он начнется и насколько сильным окажется…

Вопрос: (Герхард Кунтшик – Salzburger Nachtrichten) Вопрос ко всем: вы помните, когда в последний раз побеждали под дождем, и где это произошло?
Себастьян Феттель: Позволю себе ответить первым. Хочу извиниться перед Марком, поскольку последней дождевой гонкой, которую он мог выиграть, был прошлогодний Гран При Японии. Тогда мне следовало внимательнее смотреть на трассу…

Марк Уэббер: Все в порядке, не беспокойся.

Себастьян Феттель: Думаю, это было в 2006 году в F3 – трассу в Барселоне буквально залило водой, машина все время скользила. Я ехал первым и смог оторваться, мой инженер говорил: «Сбрось темп, сбрось темп», на что я ответил: «Уже сбрасываю». Невероятная гонка! Когда пытаешься ехать медленнее даже на пятой и шестой передачах, испытываешь весьма странные ощущения…

Хейкки Ковалайнен: Я не могу вспомнить. Когда я гонялся в GP2, была ли там хоть одна дождевая гонка? Ах, да, в Стамбуле в 2006-м. Мы стартовали под дождем, а днем ранее я сошел с дистанции. Не помню, какая позиция мне досталась – уж точно не одна из первых. Поначалу все складывалось не лучшим образом, но вскоре траектория стала подсыхать, и я подумал: «А давайте поставим слики и посмотрим, что будет». Кажется, Пантано подумал об этом еще раньше. Я переобулся на один круг позже, а остальные отправились в боксы спустя еще три круга, когда мой отрыв достиг двадцати секунд. Интересный сценарий, было бы неплохо повторить его завтра.

Марк Уэббер: Гонка F3000 в Сильверстоуне. Там, как обычно, было очень мокро и скользко.

Вопрос: (Матиас Бруннер – Motorsport Aktuell) Вопрос ко всем: если к моменту старта погодные условия будут такими же, как сегодня, первые круги гонки обязательно должны пройти за машиной безопасности?
Хейкки Ковалайнен: Всё зависит от количества воды на трассе – если не будет луж, старт пройдет без проблем. Сейчас лужи встречаются лишь местами, и если завтра условия будут такими же, можно обойтись и без машины безопасности.

Себастьян Феттель: Как сказал Хейкки, все зависит от уровня воды и решения дирекции гонки. Во время квалификации на отдельных участках трассы скапливалось достаточно много воды, и многие из пилотов совершали ошибки, а кого-то даже развернуло. С машиной безопасности мне было бы легче пройти первый поворот, однако никогда не знаешь, что может произойти. В конце концов, мы готовились к обычному старту.

Марк Уэббер: Как правило, мы стартуем не лучшим образом, поэтому я предпочел бы старт с ходу.

Читайте ещё