100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 22 мая 2005 года | Место: Монте-Карло (Гран При Монако) |
Фабула
Спокойное течение гонки было прервано на 24-м круге – в повороте Mirabeau развернуло отставшего на круг Кристиана Алберса. Minardi голландца перегородила трассу, Дэвид Култхард из Red Bull успел сбросить скорость, а ехавший следом Михаэль Шумахер – нет, и Ferrari налетела на соперника.
Судьи выпустили машину безопасности. Алберс в итоге смог продолжить гонку, Култхард сошел из-за повреждения подвески, а Шумахер поехал в боксы менять поврежденный носовой обтекатель. Все остальные оказались перед выбором: проводить или нет пит-стоп, когда пройдена лишь треть дистанции (в том сезоне запретили смену шин, так что каждому пилоту требовалась лишь единственная дозаправка по ходу гонки)?
Уверенно лидирующий в чемпионате мира Фернандо Алонсо и его партнер по Renault Джанкарло Физикелла – они с самого старта шли вторым и третьим – покатили в боксы. А обладатель поула и лидер Гран При Кими Райкконен (McLaren), посоветовавшись с командой, остался на трассе.
Когда гонку возобновили, финн на легкой машине умчался от соперников, создал полуминутный отрыв, и посетил боксы, не пропустив никого вперед. Алонсо и Физикелле пришлось наматывать круги с полными баками – и задние шины не выдержали. Ближе к финишу испанцу и итальянцу пришлось защищаться – Фернандо повезло, что гонка не продлилась кругов на пять дольше – тогда бы он, как и напарник, вообще остался без очков.
А так Фернандо стал четвертым, пропустив на подиум двух пилотов Williams-BMW: Нику Хайдфельду досталось второе место, а впервые в карьере отведавшему призового шампанского Марку Уэбберу – третье.
Памятные моменты
Команда Red Bull в той гонке превратилась в рекламную площадку нового эпизода «Звездных войн». Механики на пит-лейн, переодетые в имперских штурмовиков, произвели на обитателей паддока неизгладимое впечатление.
Ральф Шумахер разбил машину в субботу на квалификационном круге и стартовал последним. Несмотря на то, что в гонке было всего четыре схода, немец смог обогнать на трассе троих соперников и в итоге финишировал на шестой позиции.
Михаэль Шумахер долго прессинговал напарника Баррикелло, и на последнем круге смог пройти бразильца. Более того, на оставшихся метрах Шумахер-старший едва не обошел и своего брата – на финише между ними было всего 0,05 секунды!
Дженсон Баттон, пропускающий Гран При Монако из-за дисквалификации команды BAR на три гонки, комментировал соревнования для зрителей британского канала ITV.
Фокус: Формат квалификации
Несмотря на то, что суть квалификационных заездов оставалась неизменной во все времена – определить расстановку машин на старте – их формат менялся не раз. Достаточно долго в Формуле 1 почти не было тренировок как таковых – результаты всех сессий учитывались в споре за поул.
Затем, уже в конце 70-х, под квалификацию отдали два часа – один в пятницу и один в субботу. С сезона-96 сессию сократили вдвое – телекомпании, как правило, покупали права на показ только лишь субботней сессии.
Как назло, во время Британского этапа 1995 года пятница выдалась сухой, а в субботу пошел дождь. Разумеется, никто не покинул боксов, зрители не стали смотреть на пустую трассу, и взбешенный низким рейтингом Берни Экклстоун повелел свести всю квалификацию к одному часу.
Вскоре выяснилось, что и этого много. В начале XXI века гонщики часто отсиживались в боксах до середины сессии, и не всегда использовали отведенные двенадцать кругов. Каждый рассчитывал выехать на последних минутах, когда трасса прогреется и покроется дополнительным слоем резины. В итоге трансляции опять теряли зрелищность – а с ней и популярность.
С сезона-2003 правила переписали еще раз, куда более радикально. Теперь в пятницу все проезжали один быстрый круг по пустой трассе – в порядке положения в чемпионате мира. В субботу ещё один – согласно итогам предыдущего дня, от самого медленного к самому быстрому. Всем досталось поровну рекламного времени, но зрелище без борьбы оказалось скучным. Лишь в Маньи-Кур едва не состоялась сенсация – в первой квалификации на подсыхающей трассе лучшие секунды показали записные аутсайдеры из Minardi. Впрочем, днем позже их поставили на место.
В сезоне-2004 пилоты стали выезжать на первую попытку не по таблице общего зачета, а по результатам предыдущей гонки. Кроме того, обе сессии теперь проходили в субботу. На Гран При Японии синоптики пообещали во второй день этапа сильный ураган, и обе квалификации сдвинули на воскресное утро. Как оказалось, ничего страшного в этом нет.
Во многом именно поэтому к чемпионату 2005 года регламент переписали вновь.
Теперь ездить нужно было уже в субботу и воскресенье, причем вторую попытку пилот проводил уже с заправленными баками, а времена двух быстрых кругов суммировались. Но такой формат не понравился командам – сложно и дорого все получалось. На Гран При Монако он использовался в последний раз – через два дня боссы провели встречу с Максом Мосли, после которой квалификация сократилась до единственного быстрого круга по пустой трассе в субботу, опять же без возможности сменить шины или пополнить бак до старта гонки.
Говоря по правде, следить за одинокими машинами на пустой трассе было не слишком интересно – именно поэтому в 2006 году свет увидел новый вариант правил. С изменениями он дожил до наших дней – три сессии на выбывание. Правда, изначально все отрезки длились по 15 минут, а топливо, потраченное в третьей части, командам компенсировалось. Это привело к порочной практике «выжигания бензина», которую отменили только в 2008-м. Ну а насколько долговечным окажется нынешний формат – покажет время…
Цифры
Сезоны, в которых процент побед с поула был максимальным...
Сезон | Гран При | Побед с поула | % |
1991 | 16 | 12 | 75% |
1976 | 16 | 11 | 69% |
1959 | 9 | 6 | 67% |
2007 | 17 | 11 | 65% |
1952 | 8 | 5 | 63% |
2004 | 18 | 11 | 61% |
Сезоны, в которых процент побед с поула был минимальным...
Сезон | Гран При | Побед с поула | % |
1982 | 16 | 2 | 13% |
1980 | 14 | 2 | 14% |
1970 | 13 | 2 | 15% |
1968 | 12 | 2 | 17% |
1958 | 11 | 2 | 18% |
1967 | 11 | 2 | 18% |
1985 | 16 | 3 | 19% |
1999 | 16 | 3 | 19% |
Проект F1News.Ru 2008-2009