1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Льюис Хэмилтон (McLaren)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Себастьян, очередное достижение – шестнадцатый поул для Red Bull Racing в нынешнем сезоне! Похоже, вы уверенно контролировали ситуацию…
Себастьян Феттель: Сессия прошла для нас удачно. Первая квалификация на новой трассе была сложной для всех, и в ходе уик-энда дополнительные трудности создавало то, что на асфальте было много пыли. Все закончилось тем, что от грязи очистилась только траектория, и выезд за её пределы был чреват потерями времени.
Тем не менее, мы нормально справились со своими задачами, машина вела себя отлично и на тренировках, и в ходе квалификации. Мы видели, как кто-то из гонщиков решил проехать два быстрых круга, кто-то ограничился одним. И, по-моему, у многих были сложности на первом секторе, где после третьего поворота начинается длинная прямая, и очень хотелось пройти этот отрезок максимально быстро. Так что я очень доволен, и нас ждет интересная гонка на этой трудной трассе.
Вопрос: Льюис, после первой попытки в финальной сессии ваше отставание от поула было минимальным, но затем вы отменили свою заключительную попытку. Из-за штрафа вы потеряете ещё три места – как в таком случае вы оцениваете итоги квалификации?
Льюис Хэмилтон: Забавно, что вы улыбаетесь, спрашивая подобные вещи. На самом деле, день сложился неплохо – я удивлен тем, что смог оказаться между пилотами Red Bull Racing, благодаря чистой скорости нам удалось завоевать место на первом ряду. Из-за штрафа я стартую только пятым, я допустил глупую ошибку, за которую приходится расплачиваться, но завтра нас ждет длинная гонка, мы весьма быстры на длинных сериях кругов, а две зоны использования DRS должны существенно облегчить обгоны. Опережать соперников будет проще, чем на многих других трассах, так что я сохраняю оптимизм.
Вопрос: Марк, машины Red Bull Racing весьма конкурентоспособны на этой трассе. Что вы думаете о завтрашней гонке, на какой результат рассчитываете?
Марк Уэббер: Квалификация стала для нас интересным испытанием. Это хорошая трасса, здесь не так просто разработать верную тактическую схему и добиться от шин эффективной работы на единственном быстром круге. В разных командах подходили к этому вопросу по-разному, чтобы добиться максимума от машины.
Первый сектор здесь крайне непростой: поначалу я проехал его не оптимально, а позже не смог улучшить результат из-за желтых флагов, появившихся после вылета Фелипе Массы. Тем не менее, команда сработала неплохо – мы приехали на абсолютно новую трассу, но смогли подготовить машину и заложили хороший базис для успеха в завтрашней гонке.
Вопрос: Себастьян, впереди дебютный Гран При Индии. Как вы поступите, если ближе к финишу вы с Марком будете ехать первым и вторым?
Себастьян Феттель: Посмотрим. Гонка длинная, Льюис стартует пятым, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон тоже позади, и они, разумеется, будут активно атаковать. Трасса новая, мы не знаем, как будут вести себя шины – есть ощущение, что они смогут выдержать немало кругов, однако мы уже видели пару инцидентов. Впрочем, сейчас нет смысла об этом беспокоиться – все выяснится завтра. Нужно выйти на старт, насладиться гонкой, а там посмотрим. Мы оба, и Марк, и я, нацелены на победу, в идеале на победный дубль, так что нас ждет интересная концовка уик-энда.
Вопрос: Себастьян, вы продемонстрировали впечатляющую скорость…
Себастьян Феттель: Ещё вчера я был доволен выбранными настройками. В первой сессии главной задачей было не попасть в трафик, я спокойно прошел дальше за счет быстрого круга на жестких шинах, а во второй мне и вовсе потребовалось одна попытка. Все использовали разную тактику работы с шинами.
Нелегко сразу проехать быстрый круг – на первом секторе здесь мало поворотов, что осложняет прогрев резины, а второй и третий сектора, наоборот, в основном состоят из скоростных поворотов, но в итоге у меня всё получилось.
Потрясающая сессия и фантастическое поведение машины! Круг оказался довольно неплохим, но далеко не безупречным – впрочем, покидая кокпит, всегда думаешь, что мог добиться большего. В любом случае, приятно начинать гонку с поула – думаю, нас ждет интересная борьба!
Вопрос: Вы сказали, что вне траектории асфальт был довольно грязным. Насколько опасным в таком случае будет обгон соперников на круг?
Себастьян Феттель: Все мы хотим хорошо провести гонку – и лидеры, и те, кто отстает на круг. Все мы хотим проехать дистанцию по чистой траектории, потому что за её пределами асфальт очень пыльный. Многое будет зависеть от того, в каком месте вам придется съехать с траектории при обгоне соперника или кругового, ведь время теряется не только при опережении, но в следующих нескольких поворотах, пока шины постепенно восстанавливают сцепление. Ситуация может быть интересной – особенно в начале гонки, когда асфальт будет скользким.
Мы уже наблюдали нечто подобное на первых минутах каждой сессии – как только на асфальте появляется пыль, машина начинает сильно скользить. Впрочем, организаторы все равно сработали потрясающе здорово. Нам уже доводилось приезжать на новые трассы, и сложности с уровнем сцепления возникали почти всегда. Автодром строился не без проблем, но сейчас к нему нет никаких нареканий, кроме слегка пыльного асфальта.
Вопрос: Льюис, вы отменили свою вторую попытку. Со стороны все выглядело так, будто вы потеряли время на втором секторе – в этом причина?
Льюис Хэмилтон: Нет, я просто не улучшил. Мой первый быстрый круг получился очень неплохим, я выжал из машины максимум. Возможно, оставался резерв в одну десятую, но я уже ехал практически на пределе, перед пятнадцатым поворотом уступал себе ту же десятую и решил, что нет смысла убивать шины ради того, чтобы сбросить несколько тысячных. В любом случае, я доволен результатом. Да, мне придется начать гонку с пятой позиции, но примерно на это я и рассчитывал.
Соглашусь с Себастьяном – трасса действительно потрясающая, и нам остается лишь поздравить индийцев, сумевших построить столь фантастическую конфигурацию!
Вопрос: Вчера вы говорили, что можете прибавить в скорости. В какой мере вам пришлось корректировать настройки?
Льюис Хэмилтон: Кажется, я ничего такого не говорил.
Вопрос: Значит, я вас не правильно понял. Так насколько серьезными были корректировки?
Льюис Хэмилтон: Не было никаких корректировок.
Вопрос: То есть, вы практически сразу подобрали подходящие настройки?
Льюис Хэмилтон: Вроде того.
Вопрос: Их не пришлось менять даже с учетом улучшения состояния трассы?
Льюис Хэмилтон: Практически нет. По ходу сессии скорректировали угол атаки переднего антикрыла, в остальном никаких изменений. Данные, полученные на симуляторе, практически сразу подтвердились в реальных условиях.
Вопрос: Марк, вы должны были стартовать третьим, но завтра начнёте гонку вторым. Здесь уже есть разделение на чистую и грязную сторону трассы?
Марк Уэббер: Не похоже, но выясним это завтра. Судя по поведению шин во время свободных заездов, сегодняшняя квалификация изначально обещала быть весьма интересной. Команды использовали различные подходы в работе с резиной, кто-то выезжал на несколько кругов, кто-то ограничивался только одним. В последнем случае многое зависит от прохождения первого сектора – я мог бы отработать его немного эффективнее, но в целом мой быстрый круг получился достаточно неплохим.
Я не видел вторую попытку Себастьяна, поскольку сам был вынужден отменить очередной быстрый круг из-за желтых флагов, но мне было приятно в какой-то момент закрепиться на второй позиции. Сейчас я вполне доволен поведением машины – мы заложили неплохой базис для хорошего результата в гонке.
Вопрос: Вчера машина вела себя немного хуже – насколько серьезными были корректировки настроек?
Марк Уэббер: Весьма серьёзными. Мы находимся в той стадии сезона, когда команды пытаются опробовать некоторые решения для следующего года. Я и Себастьян неплохо провели первую тренировку, но вторая прошла для меня не настолько гладко, как для напарника, поэтому нам пришлось вернуться к базовому варианту настроек.
Как сказал Льюис, в наше время симуляторы работают с высокой достоверностью, но никто не может точно предсказать, каким окажется реальный уровень сцепления с асфальтом. Как мы убедились, он не такой уж и плохой, а покрытие можно назвать едва ли не самым гладким в мире. Конфигурация действительно скоростная и очень интересная, по ходу гонки вне траектории будет скапливаться немало кусочков резины – особенно в шиканах, где более вероятны ошибки, но в целом проблем быть не должно.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян, для вас это уже 28-й поул в карьере – столько же было у Хуана-Мануэля Фанхио. Что вы скажете? Желание побить рекорды позволяет вам сохранять мотивацию в оставшихся гонках?
Себастьян Феттель: Я не знал о количестве поулов Фанхио – что ж, цифра действительно знаковая. Впрочем, в то время завоевать 28 поулов было намного сложнее, ведь в год проводилось намного меньше этапов. Да, я знаю имена многих великих гонщиков, но плохо помню все их достижения. Тем не менее, приятно быть частью спорта с такой богатой историей и иметь возможность сравнивать себя с другими спортсменами. Так было двадцать лет тому назад, и так будет спустя еще двадцать лет.
Впрочем, я не запрыгиваю в кокпит с мыслью: «Еще один поул, и я сравняюсь с Фанхио». Нужно думать о текущих задачах, и этот подход постепенно приведет тебя к более высоким целям. Я сохраняю мотивацию, не имея представления обо всех этих цифрах и достижениях, но приятно узнать, что я сравнялся с кем-то из великих чемпионов.
Вопрос: (Убальд Паркар – F1 Pulse) Марк, есть предположение, что Red Bull Racing использует командную тактику, чтобы помочь вам выиграть гонку. Вас устроит такая победа? Как изменится подход по сравнению с предыдущими этапами?
Марк Уэббер: Все останется, как прежде. Команда много говорит на эту тему, но я остаюсь при своем мнении и не хочу, чтобы Себастьян пропускал меня в оставшихся гонках.
Вопрос: (Кушан Митра – Business Today) На свободных заездах и в квалификации стало понятно, что стоит кому-либо из гонщиков выехать за пределы трассы, как асфальт покрывается песком, а машины, едущие позади, рискуют вылететь с трассы. Насколько это опасно?
Себастьян Феттель: Да, это может повлиять на управляемость машины. Если соперник впереди съезжает с траектории, а затем возвращается на неё, он приносит с собой песок, и если наехать на него в одном из поворотов, можно потерять сцепление не только в нём, но и в нескольких последующих. С другой стороны, мы работаем на этой трассе уже два дня и примерно представляем, чего ожидать.
Гораздо опаснее, если машина совсем выезжает за пределы трассы, поднимая тучи пыли – в таком случае трудно разглядеть направление движения, но маршалы предупреждены о возможности подобного развития событий. Похожие инциденты уже случались, но обошлось без последствий, и это здорово.
Вопрос: (Судхир Чандран – Chequered Flag, Bombay) Себастьян, похоже, для вас поулы вошли в привычку – вы можете выигрывать их даже во сне! Серьезно: новая трасса, новая страна – неужели все получилось настолько легко, как выглядело со стороны?
Себастьян Феттель: Это вам легко сидеть на стуле и наблюдать, а у нас немало работы. Я уже говорил, сессия получилась непростой – приходилось все время придерживаться траектории и атаковать, выжимая из машины максимум. Малейший уход в сторону грозил серьезной потерей времени – в этом плане трасса действительно не прощает ошибок, но такой вызов по-своему приятен.
В Индии я с первых минут чувствовал себя очень здорово. В среду я выехал за пределы автодрома, осмотрел окрестности – это действительно очень интересная страна, совсем не похожая на Европу. Опыт, полученный здесь, наверняка пригодится нам в будущем.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Марк, в четверг Кристиан Хорнер сказал, что команда готова помочь вам завоевать второе место в личном зачете. Что это значит для вас? Господин Хорнер желает сделать этот сезон безупречным для Red Bull Racing…
Марк Уэббер: Для меня победы важнее всего.
Вопрос: (Питер Уиндзор – The Flying Lap) Вопрос для Льюиса и кого-нибудь из гонщиков Red Bull Racing. Если говорить о прижимной силе ваших машин, насколько эта трасса сопоставима с другими этапами чемпионата? Не могли бы вы провести хотя бы примерное сравнение, не выдавая всех технических секретов?
Льюис Хэмилтон: У нас практически такой же уровень прижимной силы, как в недавних гонках. В Сузуке и Корее он был максимальным, здесь немного меньше, но конфигурация антикрыльев такая же.
Марк Уэббер: Да, индийская трасса требует значительной прижимной силы. Было бы неплохо слегка развернуть антикрылья на первом секторе, но дальше по ходу круга есть немало скоростных поворотов, напоминающих «эски» в Сузуке или, так скажем, быстрый вариант трассы в Будапеште, и вот там прижимная сила должна быть максимальной.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) В конце квалификации Фелипе Масса повредил подвеску при атаке поребрика на выходе из девятого поворота. Не знаю, идет ли речь о каком-то техническом недостатке, но вызывает ли опасение подобная ситуация?
Марк Уэббер: Я не видел момент аварии. Если он наскочил на поребрик… В одной из предыдущих гонок Камуи Кобаяши зацепил поребрик днищем, и машина сразу взлетела в воздух – пожалуй, в подобных ситуациях лучше сразу целиком уходить вправо или влево, а не стараться слегка сместиться в сторону. Высота здешних поребриков действительно останавливает нас от попыток срезать шикану и проехать её по оптимальному радиусу. Опять же, я не видел повтор инцидента, но все выглядит так, будто повреждения были получены именно из-за наезда на поребрик. В общем, лучше держаться от них подальше, хотя подчас это очень нелегко.
Льюис Хэмилтон: Здешние поребрики едва ли не лучшие в мире. Я говорю о самом поребрике, а не об ограждающей задней кромке – скажем, оранжевые элементы не настолько высокие и уложены не так ступенчато, как на других автодромах. Можно проезжать поребрики практически целиком – кроме того, они достаточно широки. Да, при этом есть вероятность потерять немного времени, но в целом организаторы устроили их очень здорово.
Себастьян Феттель: Не думаю, что здесь кроется какая-то опасность – в конце концов, это пока единственный инцидент с поребриком с начала уик-энда. Я не видел момент аварии, но, возможно, все дело в том, что в квалификации мы, как правило, атакуем немного агрессивнее. Связка восьмого и девятого поворотов довольно скоростная, и если начать входить в нее немного раньше, можно легко уйти на полметра в сторону и проехать не по самому поребрику, а немного за ним. Я попрошу показать мне повтор инцидента, но если есть какая-то проблема, то оптимальное решение – держаться от поребриков подальше.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, в свое время вы выиграли дебютную гонку в Абу-Даби и едва не сотворили нечто подобное год назад в Корее. Что может значить для вас успех в первом в истории Гран При Индии?
Себастьян Феттель: Он бы значил очень много. Со мной согласятся практически все гонщики – это потрясающая трасса и новый, ни на что не похожий вызов. Перед началом уик-энда меня часто спрашивали о мотивации, но здесь все просто: мы впервые будем гоняться в Индии, и любой из нас был бы рад финишировать здесь первым. Такова наша цель на завтрашний день – у меня нет проблем с мотивацией, я бы очень гордился своей победой в Индии.
Перевод: Валерий Карташев