Италия’89: Свой среди чужих, чужой среди своих

Ален Прост (McLaren) и Найджел Мэнселл (Ferrari)
Гонка #480: 10 сентября 1989 года. Гран При Италии, Монца
Поул Айртон Сенна (McLaren) – 1:23,720 (249,403 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren) – 1:28,107 (236,985 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren) – 1:19:27,550 (232,119 км/ч)

Поражение, которое Ален Прост пережил в 1988 году, оказалось для француза весьма болезненным – ведь именно он был главным фаворитом того сезона. Прост был гораздо опытнее Сенны, выступал в McLaren много лет, тогда как Сенна только пришёл в команду – и сразу же стал чемпионом.

Ходило много разговоров о том, что в значительной степени Прост стал жертвой действовавшей системы начисления очков. За год Ален заработал 105 очков, против 94 у Айртона, но так как в зачёт шли только 11 лучших результатов, титул достался Сенне. С одной стороны, это было справедливо – бразилец одержал больше побед, восемь против семи. С другой – получалось, что стабильность Проста, его умение избегать ошибок, справляться с самыми сложными ситуациями и доводить даже технически неисправную машину до финиша совершенно нивелировалось. Тогда как несколько допущенных Сенной ошибок на итоговый результат не оказали никакого влияния.

Произошедшее заставило FIA серьёзно задуматься над отменой лимита результативных гонок, в итоге такое решение будет принято, но только в 1991-м, а в 1989-м в зачёт снова шли лишь 11 лучших результатов из 16-ти, что было выгодно чаще сходившему Сенне и невыгодно стабильному Просту.

Тем не менее, Прост был решительно настроен на реванш. Ситуация для него осложнялась тем, что в 1989-м McLaren не имела столь убедительного преимущества, как годом раньше. Турбомоторы попали под запрет, теперь все использовали атмосферные 3,5-литровые двигатели, и хотя мотор Honda V10 был очень хорош, он не имел прежнего превосходства над остальными, а надёжность двигателя и шасси оказались не столь высокими, как прежде.

Риккардо Патрезе и Ален Прост на трассе в Монце

Самые опасные соперники красно-белых в 1989-м – Ferrari и Williams. Скудерия представила революционную F1-89 с новаторской аэродинамикой, полуавтоматической 7-ступенчатой коробкой передач и очень мощным мотором V12 – эта машина разрабатывалась практически два года. Усилился и состав – не оправдавшего надежд Альборето сменил Найджел Мэнселл, немедленно навязавший серьёзную конкуренцию Герхарду Бергеру.

В Williams после неудачного опыта работы с двигателями Judd вновь обрели сильного партнёра – в роли мотористов в Формулу 1 вернулась компания Renault. Двигатель Renault RS1 3.5 V10 поставлялся команде эксклюзивно и имел очень хорошие характеристики. Слабым местом был состав. Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен во времена столь высокой конкуренции соперничать с «топами» не могли. Кроме того, команда почти весь сезон использовала доработанную прошлогоднюю модель FW12C, а новое шасси FW13 появилось лишь в самом конце чемпионата.

Гран При Италии был двенадцатым этапом. В личном зачёте лидировал Прост, опережавший Сенну на 11 очков, а Мэнселла – на 24. Отношения между двумя пилотами McLaren к этому моменту были хуже некуда – они испортились уже на втором этапе, после скандала в Имоле, где Прост и Сенна радикально разошлись во мнениях относительно корректности действий друг друга. С тех пор напряжённость только нарастала – Прост полагал, что команда и мотористы откровенно помогают его напарнику, Сенна же обвинял Алена в том, что ему благоволит глава FIA Жан-Мари Балестр.

Пик этого напряжения пришёлся именно на Гран При Италии. Перед этапом в Монце Прост объявил, что в следующем сезоне перейдёт в Ferrari, после чего и без того неважные отношения француза с McLaren и Honda испортились окончательно. Несмотря на уверения Рона Денниса в том, что объявление ни на что не повлияет и пилоты сохранят равный статус, команда и мотористы откровенно работали на Сенну весь уик-энд, полагая, что «единичку» на борту машины в следующем году лучше сохранить у себя.

Айртон Сенна

«Что подтолкнуло меня к разрыву отношений с McLaren? – вспоминал позже Прост. – Протекционизм Honda. Японцы без малейшего стеснения отдавали предпочтение Сенне. Я боролся за титул чемпиона, а им было на это плевать! Монца стала вершиной пережитого мною ужаса. Вся команда занималась только Айртоном. В моей половине бокса были лишь два механика и мой гоночный инженер, да изредка заглядывал кто-нибудь из Honda. Это было невероятно до такой степени, что даже Айртон, с которым мы больше не разговаривали, сказал мне потом, что всё происходящее было возмутительным».

С другой стороны, радикально изменилось к Просту и отношение болельщиков Ferrari – в одночасье он стал едва ли не главным кумиром тифози, хотя перед этим они неустанно демонстрировали Алену своё презрение. Впрочем, забывали своих кумиров тифози так же быстро, как и возводили их на пьедестал – чего стоит хотя бы судьба Альборето, которого после увольнения из Ferrari уже по ходу этого сезона, несмотря на завоёванный подиум, уволили ещё и из Tyrrell (чтобы освободить место новой звезде – Жану Алези). Итальянец всё же смог найти себе место в Larrousse, но его судьба уже мало кого волновала.

В действительности именно к Larrousse в Монце стоило присмотреться повнимательнее. Французская команда использовала британские шасси Lola с итальянскими двигателями Lamborghini. Эти моторы V12 не отличались надёжностью, компактностью или экономичностью, но по части мощности были вполне конкурентоспособны, так что на скоростной итальянской трассе пилоты выглядели весьма уверенно.

Для начала, правда, Филиппу Альо и Микеле Альборето пришлось пройти предквалификацию – в числе 13-ти пилотов, из которых к квалификации допускались лишь четверо. Неудивительно – ведь на Гран При Италии заявились 39 участников! Ещё четыре машины отсеялись в квалификации, но и этот барьер машины с двигателями Lamborghini легко преодолели – им даже не пришлось превосходить свой изначальный результат. Альо это сделать, кстати, так и не удалось – тем не менее, он квалифицировался седьмым! Альборето по сравнению с первой сессией прибавил, но завоевал только 13-е место на старте.

Герхард Бергер на Гран При Италии 1989 года

Поул, уже в девятый раз в сезоне, заработал Сенна. Секунду уступили ему две машины Ferrari, чьи V12 отлично себя чувствовали на длинных прямых «Храма скорости» – Герхард Бергер стартовал вторым, Найджел Мэнселл третьим. Прост показал только четвёртое время, в 1,8 секунды от напарника, – француз жаловался на явную нехватку мощности его двигателя, но всё же смог опередить обоих пилотов Williams.

В Honda и McLaren неустанно отрицали, что в команде существует какой-то фаворитизм в адрес Сенны, но Прост обрёл неожиданных союзников в лице Найджела Мэнселла и Кеке Росберга. Оба в прошлом работали с Honda, и оба утверждали, что после того, как объявляли о своём уходе, моторы на их машинах не выдавали полной мощности. А на утреннем warm-up комментатор BBC Марри Уокер сообщил, что максимальная скорость Проста на прямой на 11 км/ч ниже, чем у Сенны, хотя аэродинамические настройки их машин были примерно одинаковыми – огромная разница для такой трассы, как Монца.

Впрочем, утром в воскресенье скорость на прямых была не единственной проблемой Проста – машина плохо управлялась, и он уступил Сенне больше двух секунд. В конце концов, перед гонкой в McLaren просто скопировали настройки шасси Сенны на машину Алена. Как показало дальнейшее развитие событий, это помогло – проблемы с управляемостью решились, хотя в скорости его машина по-прежнему уступала шасси под номером 1.

На старте позиции лидеров не изменились – Сенна уверенно захватил лидерство, далее следовали Бергер, Мэнселл и Прост. Патрезе откатился на седьмое место, пропустив Бутсена и блестяще стартовавшего Алессандро Наннини из Benetton. Неплохо начал гонку и Алези, поднявшийся с 10 на 8 место. Филипп Альо не смог воспользоваться своей отличной стартовой позицией, откатившись на десятое место, а уже на втором круге педаль акселератора заблокировалась, француз вылетел с трассы и увяз в гравии.

Сенна начал быстро отрываться от Бергера, а тот, в свою очередь – от Мэнселла и Проста. Ален поначалу не мог похвастаться высоким темпом, привыкая к настройкам, которые он до этого ни разу не использовал по ходу уик-энда – кроме того, он стартовал на более жёстких шинах, надеясь переиграть соперников тактически. Но постепенно его скорость улучшилась, и он начал оказывать давление на Найджела. На 21-м круге во второй шикане, Variante della Roggia, Ален смог опередить британца.

Ален Прост опережает Герхарда Бергера на Гран При Италии 1989 года

К этому моменту Прост уступал уже 9 секунд Бергеру и 16 – Сенне, но на свободной трассе заметно прибавил. Он ехал заметно быстрее австрийца и нагнал его к 39-му кругу. Два круга спустя Алену удалось очень хорошо выйти из Параболики и атаковать Герхарда по внешнему радиусу. Атака увенчалась успехом – в гонке вновь, как и много раз по ходу сезона, лидировали две машины McLaren. Позади ехали две машины Ferrari, а за ними – две Williams.

Сенна опережал Проста на 22 секунды. Отыграть такое расстояние за 13 оставшихся кругов невозможно, но Ален решил всё же попытаться. Он начал атаковать, проезжая один лучший круг за другим. Айртон пытался ему отвечать, но вдруг обнаружил, что его мотор работает с перебоями. На 41-м круге остановился Мэнселл – отказала коробка передач.

Развязка наступила на 45 круге. На задней прямой мотор Honda на машине Сенны начал сдавать, а в Параболике, выбросив лужу масла, отказал окончательно. Масло попало и на задние колёса, McLaren соскользнула с асфальта и завязла в гравии на внешней стороне поворота. Айртон покинул кокпит крайне разочарованным – сход очень сильно осложнил его задачу в чемпионате. Спустя 20 секунд, к радости тифози, Прост вышел в лидеры – хотя он и выступал за McLaren, итальянские болельщики уже считали его «своим».

До финиша оставалось лишь несколько кругов, так что Прост легко выиграл гонку, увеличив свой отрыв в чемпионате до 20 очков. Впрочем, этот результативный финиш был для него уже 11-м, так что теперь зарабатывать очки французу было сложнее – в четырёх оставшихся гонках он мог заработать максимум 19 очков, в то время как Сенна – 36. Успех француза принёс McLaren очередной Кубок конструкторов, но особой радости по этому поводу никто в боксах команды не испытывал.

Вторым финишировал Бергер – подиум на домашней для Ferrari трассе стал большим успехом для Герхарда, тем более, что он добрался до финиша впервые в сезоне! Третье место Бутсена не стало для него большим откровением, но вместе с четвёртым местом Патрезе помогло Williams ещё немного оторваться от Ferrari в борьбе за второе место. Пятое место Алези ещё раз подтвердило, что Кен Тиррелл, выгоняя ради него Альборето, не ошибся в своём выборе.

На послегоночной пресс-конференции Прост вновь поднял вопрос мощности двигателя на своей машине, настаивая, что произошедшее – вовсе не случайность. К тому же, полученный кубок победителя он решил не отдавать в музей McLaren, как того требовали внутренние правила, а бросил болельщикам – к огромной радости тифози и огромному же неудовольствию Рона Денниса. Кто бы ни был прав в этом конфликте, назад дороги уже не было – Прост окончательно превратился в соперника не только для Сенны, но и для всей своей команды.

Save

Save

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё