Гонка #354: 30 августа 1981 года. Гран При Нидерландов. Зандфорт |
|
Поул | Ален Прост (Renault RE30) – 1:18,176 (195,804 км/ч) |
Лучший круг | Алан Джонс (Williams FW07C) – 1:21,83 (187,061 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (Renault RE30) – 1:40,22,43 (183,002 км/ч) |
Энцо Феррари говорил, что после свадьбы пилот становится на секунду медленнее и ещё по секунде теряет после рождения каждого ребёнка. Логику Коммендаторе понять нетрудно – чем больше гонщик привязан к своей обычной жизни, тем труднее ему рисковать, атакуя на пределе. Жизнь на грани требует безрассудства, а семья и дети меняют приоритеты.
На практике это утверждение редко находило подтверждение. Бывало, что пилоты действительно теряли мотивацию, особенно в те годы, когда смерть подстерегала их буквально в каждом повороте. Но чаще этого не происходило – на трассе они забывали обо всём, что не связано с гонками.
На Гран При Голландии 1981 года Ален Прост прибыл в прекрасном расположении духа. Женат он был уже год, а за несколько дней до Гран При у него родился первый сын – Николя. Скорость машин Renault постоянно росла, гонщики французской команды завоевали поулы в четырёх предыдущих гонках и рассчитывали продолжить традицию. До финиша удавалось добраться не всегда, потому за титул ни Прост, ни Арну не боролись – у них было 19 и 11 очков соответственно, а у Ройтемана – 45.
Поулы чаще завоёвывал Арну. Прост никогда не имел особой тяги сражаться в квалификации до последнего, предпочитая концентрироваться на гонках – ведь только по воскресеньям начислялись очки. Таким был его подход к автоспорту – в том числе поэтому много позже он получит прозвище «Профессор». На счету Арну было уже три поула, против одного у Проста, зато Ален победил в гонке, да ещё какой – во Франции.
Пятничные заезды намекнули, что и на этот раз всё пойдёт именно по такому сценарию – лучшим оказался Арну. Однако в субботу Ален неожиданно «показал зубы» – пусть совсем ненамного, всего на 0,079 секунды, но он смог опередить Рене. Всем остальным до пилотов Renault было далеко – Пике показал третье время, но проиграл почти полсекунды. Далее следовали Джонс, Ройтеман и Лаффит.
Отдельно стоит упомянуть седьмое время Марио Андретти. К тому моменту американец успел отвыкнуть от стартовых позиций внутри первой десятки – его команда Alfa Romeo неважно начала сезон, а по его ходу итальянские машины становились всё медленнее. Помог команде… Ги Лижье! Француз уволил из Ligier своего главного конструктора, Жерара Дюкаружа, и Андретти тут же убедил руководство своей команды принять его на работу.
Это, правда, создало конфликт внутри конструкторского штаба – ведь главный конструктор Alfa Romeo, знаменитый Карло Кити, сохранил свой пост. Отношения у двух «медведей» в одной берлоге были неважными. Зато Дюкаруж тут же перепроектировал боковые понтоны на Alfa Romeo по образу и подобию тех, что создал для Ligier. И это сработало! Впрочем, неудивительно – ведь именно боковые понтоны в те годы играли ключевую роль в создании формально запрещённого граунд-эффекта.
Результат Андретти был хорош и сам по себе – он уступил поулу менее секунды. Для сравнения, на предыдущем этапе в Австрии он проиграл Renault четыре секунды, а в Германии – три. На второй машине, под управлением Бруно Джакомелли, новых понтонов нет, и отставание более чем красноречиво – 2,2 секунды от поула.
Пять пилотов не смогли пройти квалификацию. Впрочем Микеле Альборето на Tyrrell повезло. В субботу показавший 13-е время Андреа де Чезарис разбил свой McLaren, и Рон Деннис, уставший от бесконечных аварий итальянца, снял его с гонки. Шасси де Чезариса отремонтировали, но оно превратилось во второе запасное для лидера команды Джона Уотсона. Таким образом, одно место на старте освободилось – и его занял Альборето.
Но поул, или даже весь первый стартовый ряд, вовсе не гарантировали Renault успеха. Турбояма по-прежнему доставляла пилотам команды массу неудобств на старте, и перед гонкой в паддоке только и разговоров было о том, сколько мест потеряют Прост и Арну на старте. Однако они не потеряли ни одного! Правда, отчасти в этом были виноваты соперники, неважно начавшие гонку.
Прост возглавил пелотон, Арну ехал следом, Джонс опередил Пике, а Лаффит – Ройтемана. Позади них блестяще стартовавшего Вильнёва буквально взяли в тиски Джакомелли и Патрезе. Машина канадца подлетела в воздух, закрутилась и вылетела в гравий – гонка для Жиля закончилась. Столкнулись Тамбэ и Пирони – обоим пришлось ехать в боксы. Тамбэ больше на трассу не вернулся, а вот Пирони выехал, но лишь для того, чтобы сойти спустя три круга – подвеска оказалась сломана.
Прост сразу начал отрываться от напарника, на которого буквально наседали Джонс и Пике – Арну выбрал на гонку более жёсткие шины, что стало ошибкой. Рене не удавалось поддерживать темп конкурентов и уже на третьем круге его опередил Джонс. На пятом мимо проехал Пике, на седьмом Лаффит, на девятом Ройтеман. Уотсону чтобы опередить Арну потребовалось целых четыре круга.
На 19-м круге Ройтеман атаковал Лаффита на входе в поворот Tarzan, но не рассчитал и врезался в боковой понтон Ligier. Машина француза подскочила на колесе соперника, вылетела с трассы и застряла в гравии. Ройтеман тоже уехал недалеко – на Williams оказался повреждён колёсный диск. Сходы соперников позволили Арну отыграть две потерянные позиции, но спустя три круга и сам Рене сошел из-за отказа двигателя.
Тем временем Джонс догнал Проста, и началось сражение за лидерство. Несколько раз Алан атаковал Renault, но Ален каждый раз отбивал атаку. Наконец, пользуясь тем, что Прост чуть замешкался, догнав кругового Альборето, Джонс поравнялся с его машиной и вышел вперёд. Но Альборето всё ещё оставался впереди. На длинной прямой Алан сел в «воздушный мешок» позади Tyrrell итальянца и начал обгон. Однако позади него Прост делал то же самое, и к повороту успел обогнать обоих!
Эта атака оказалась для Джонса последней в гонке – в погоне и сражениях с Простом он износил шины, так что был вынужден отступить. Отрыв снова начал расти, и более того – к самому Джонсу теперь постепенно приближался Пике. Под самый конец дистанции, на 69-м круге, бразилец опередил Алана, темп которого настолько упал, что за четыре финальных круга он умудрился уступить больше 25 секунд! Но Эктор Ребаке был слишком далеко, чтобы угрожать его подиуму.
Второе место Пике, с учётом схода Ройтемана, позволило Нельсону сравняться по очкам с аргентинцем и даже формально оказаться впереди – благодаря большему числу побед. До финиша чемпионата оставалось три этапа, однако ситуация для Ройтемана становилась всё сложнее и сложнее, ведь он соперничал не только с Пике, но и со своим напарником Джонсом.
Для Проста эта победа оказалась второй в карьере – первую он одержал в начале июля в Дижоне. На титул Ален вряд ли мог претендовать, так как даже теперь проигрывал Пике и Ройтеману 17 очков. Тем не менее, этот успех стал ярким свидетельством прогресса Renault, а также подтвердил – Коммендаторе был не прав.