Гран При Канады возвращается в календарь после трёхлетнего перерыва. Прошлый этап на искусственном острове Иль Нотр-Дам прошёл в 2019-м, ещё до Covid-19, когда и машины были другими, и мир вокруг них.
В 2020-м Формула 1 была невыездной и пандемийный сезон провела в Европе, в 2021-м было невозможно выполнить требование местных властей об обязательном двухнедельном карантине, а исключения для проведения этапа они делать не захотели. Только в этом году Формула 1 возвращается в Монреаль, прервав серию европейских гонок выездными этапами в Азербайджане и Канаде. После Монреаля нас ждёт длинная европейская серия из семи Гран При до середины сентября.
Формула 1 любит гостеприимный Монреаль, эта любовь взаимна, но в этих отношениях не обходилось без сложностей, связанных с асфальтом, финансами и погодой. Канадский этап всегда был особенным во всём.
После этапа в 1999-м, когда в барьер на выходе из последнего поворота по очереди врезались Деймон Хилл, Михаэль Шумахер и Жак Вильнев, он получил собственное имя «Стена чемпионов». Интересно, как на этой неделе с ним справятся гонщики на тяжёлых и широких машинах нового поколения.
Как невероятно изменилась ситуация в чемпионате за последние пять этапов. После Гран При Австралии Шарль Леклер выигрывал у Макса Ферстаппена 46 очков, а перед Гран При Канады уступает уже 34. По числу сходов у двух претендентов на титул теперь ситуация равная – по два. Хотя почему двух – сейчас на втором месте в чемпионате Серхио Перес, а Леклер только на третьем.
На самом деле, расстановка сил с самого начала была такой. Преимущество Леклера в первых Гран При связано с двумя сходами Макса, потом ситуация выровнялась, а два схода Шарля позволили Ферстаппену выйти вперёд. И очень похоже, что он уже не отдаст лидерство.
Заложенный Хельмутом Марко секрет успеха Red Bull – прессинг всегда и во всём. В прошлом сезоне он принёс успех в борьбе с Mercedes, сейчас помогает в борьбе с Ferrari. Любыми силами и средствами. На трассе и вне её. Соперник всегда должен чувствовать максимальное сопротивление. Сражаясь за позицию c Ферстаппеном в прошлом году, Хэмилтон каждое мгновение был начеку. В этом сезоне Макс оставляет соперникам больше места, но только потому, что его машина гораздо конкурентоспособнее, а когда есть запас, незачем рисковать.
В Red Bull заполняют весь информационный фон, комментируют любую ситуацию. На британском Sky Sport F1, который в Формуле 1 на мониторах во всех моторхоумах, Кристиан Хорнер выходит в эфир даже по ходу сессий, а развёрнутые интервью даёт после каждой из них. На немецком Sky Sport F1 постоянно Хельмут Марко. В успешные времена Шумахера Ferrari действовала именно так, а сейчас спикеров Скудерии почти не видно даже на итальянском Sky.
Складывается впечатление, что Red Bull всё даётся легко – и это психологически давит на соперников. Поул больше ничего не гарантирует. С новыми машинами проще обгонять, и если в субботу вы праздновали победу, то в воскресенье становитесь мишенью. И в этой ситуации Ferrari выглядит обречённой, словно понимая, что за счёт стратегии, надёжности, преимущества в скорости на прямых или по какой-то ещё неведомой причине соперники всё равно выйдут вперёд и выиграют гонку.
Успехи Ferrari очень нужны Формуле 1, не говоря о болельщиках Скудерии. Но быстрой машины и классных гонщиков для этого недостаточно. В этом году Ferrari может выиграть титул, но для этого нужно собрать всё воедино, а собирать по сути не из чего. Они во всём чуть позади. А в Red Bull чуть впереди и собирают всё вместе на каждом этапе.
Итальянская пресса считает одной из причин неудач отсутствие сильного лидера, каким был Лука Монтедземоло. Интеллигентный Маттиа Бинотто – талантливый инженер, но победа любой ценой – не его конёк. Он уже однажды промахнулся, когда манипуляции мотористов Скудерии с датчиком топлива в 2019-м привели к конфиденциальному соглашению FIA и Ferrari, после которого моторы из Маранелло резко и надолго потеряли в мощности.
С тех пор ситуация изменилась. В Маранелло пожертвовали прошлым сезоном, чтобы построить действительно конкурентоспособную машину. Но по сочетанию факторов она оказалась только второй. И переломить ситуацию по ходу сезона в условиях ограниченного бюджета почти невозможно.
В 2011-м канадская гонка [подробное описание] продолжалась больше четырёх часов, обновив прежний рекорд. Дождь в воскресенье лил с самого утра, но при Чарли Уайтинге дирекция гонки была не столь осторожной при принятии решений, позволяя гонщикам бороться даже в сложных условиях.
А условия были невероятными! Дожди разной интенсивности сменяли друг друга, состояние трассы постоянно менялось, гонщики переходили с дождевой резины на промежуточную, а потом вновь на дождевую. Дренажная система не справлялась, гонку останавливали красными флагами, чтобы убрать воду, потом вновь давали рестарт.
Во время паузы молния ударила в одну из опор рядом с паддоком – Нико Росберг в этот момент давал интервью в прямом эфире Sky Sport – и здорово испугался.
Судьба гонки решалась уже в сумерках и на сликах, когда шесть раз побывавший в боксах и получивший по ходу гонки штрафной проезд по пит-лейн Дженсон Баттон на последнем круге обогнал Себастьяна Феттеля.
По московскому времени гонка закончилась после часа ночи, а после пяти утра, описав увиденное, мы совершенно счастливые разошлись по домам. Такое бывает только на канадском Гран При.