Питер Заубер (Sauber), Норберт Хауг (Mercedes), Марио Тайссен (BMW),
Отмар Шафнауэр (Honda), Ове Андерссон (Toyota),
Вопрос: Первый вопрос к производителям моторов касается поставок клиентских двигателей...
Отмар Шафнауэр: В прошлом Honda поставляла клиентские моторы и это касается не только Формулы 1 - IRL, CART, мотогонки. Однако сейчас Формула 1 - это главный приоритет и в ближайшей перспективе мы будем работать только с одной командой. Мы хотим помочь Формуле и лучший путь для этого - стать конкурентоспособнее, вместе с командой.
Вопрос: Значит вы не будете в следующем году поставлять моторы другим командам?
Отмар Шафнауэр: Пока ничего подобного не планируется.Ове Андерсон: Мы ясно сказали, что если это нужно для Формулы 1, то Toyota будет поставлять свои моторы с сезона 2005 года. Если в них в тот момент будет необходимость и это будет важно для чемпионата.
Вопрос: По коммерческим расценкам?
Ове Андерсон: Да, но эту цену нельзя установить до тех пор, пока вы не знаете, что потребуется команде, каков весь пакет обслуживания с нашей стороны. Сначала нужно решить этот вопрос, а потом говорить о цене.
Вопрос: Норберт, кажется ваши моторы готовы к продаже?
Норберт Хауг: Да, я так думаю. Мы придерживаемся ранее заявленного плана, конечно это нелегко для компании, но мы должны подать хороший пример. На самом деле никаких конкретных решений пока не принято, все зависит от команды но мы продолжаем двигаться в этом направлении.
Вопрос: Слово "команда" вы произносите в единственном числе?
Норберт Хауг: Это то, что в наших силах. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы поставлять моторы другой команде, на данный момент это максимум. Дальнейшее расширено поставило бы под угрозу наши собственные планы.
Вопрос: Вы можете подтвердить интерес нескольких команд к вашему предложению?
Норберт Хауг: К обращались представители нескольких команд, но пока мы не обсуждали детали. Все должно быть решено окончательно в ближайшие шесть недель.
Вопрос: Речь идет именно о следующем сезоне?
Норберт Хауг: Да, но важно понять, что этот мотор не будет называться Mercedes Benz. В Формуле 1 будет лишь одна команда с нашим именем - West McLaren Mercedes, а клиентский мотор получит имя одного из спонсоров или это имя будет символическим.Марио Тайссен: Мы не готовы снабжать моторами вторую команду в следующем сезоне. Тут есть два варианта - либо этот был бы тот же мотор и тогда нам пришлось бы увеличить количество выпускаемых моторов, либо - другая версия, но тогда нужно собирать персонал для работы с ним. Оба варианта сейчас не подходят BMW.
Вопрос: Питер, вы ищете мотор для команды?
Питер Заубер: Вообще то мы довольны существующим положение дел и отношениями с Ferrari. Мы работаем вместе уже семь лет, но разумеется рассматриваем все имеющиеся возможности. Сейчас альтернатива только одна - Mercedes.Питер Заубер: Я не знаю. Нужно очень тщательно во всем разобраться. В последние пять-шесть лет мы получали от Ferrari очень надежные моторы.
Вопрос: Но какие-то объяснения вы получили?
Питер Заубер: Пока я не знаю, в чем проблема.
Вопрос: Поговорим о шасси. Я знаю, что вы планируете использовать другой аэродинамический полигон, хотите ускорить развитие?
Питер Заубер: Сейчас самая большая проблема нашей команды - аэродинамика, и мы очень серьезно работаем над тем, чтобы ее решить. Старый полигон очень неплох, но его нельзя назвать современным. Наша собственная труба будет готова к концу года, а это очень поздно, поэтому есть вероятность того, что мы на короткое время воспользуемся другим полигоном, расположенным в Англии.
Вопрос: Отмар, только что вы сделали большой шаг вперед с мотором. По ходу сезона еще планируются доработки?
Отмар Шафнауэр: Да. Последняя спецификация дебютировала в Гран при Канады, следующая появится на трассе в Сильверстоуне. На этой гонке и во Франции мы будем использовать моторы канадского образца, а потом выставим новый.
Вопрос: Вас устраивает такой ход прогресса, новый мотор каждый две-три гонки?
Отмар Шафнауэр: Да, в начале сезона моторы модернизировались чаще, но потом было несколько задержек.
Вопрос: Но темп развития вас устраивает?
Отмар Шафнауэр: Мы не удовлетворены и хотели бы добиться большего, снизить вес мотора и улучшить его характеристики.
Вопрос: Представители BAR заявили, что новая машина не появится на трассе в четырех первых гонках следующего сезона. Какова ваша реакция?
Отмар Шафнауэр: Это было запланировано. Наш мотор дебютирует раньше, вместе с новой тыловой частью машины. Я считаю этот шаг стратегически верным.
Вопрос: Следующий сезон машина начнет с новым мотором?
Отмар Шафнауэр: Да, изменится регламент и мы будем использовать новый мотор. На трассе он дебютирует в ноябре, а стендовые испытания начнутся в августе.
Вопрос: Ове, в какой-то степени Гран при Европы для вас - домашняя гонка. Вам не пришлось садиться в самолет, чтобы добраться сюда...
Ове Андерссон: Да, я живу в получасе отсюда, так что гонку действительно можно считать домашней, тем более, что 75% персонала команды - немцы.
Вопрос: Все они придут на трибуны?
Ове Андерссон: Да, не все в один день, но до конца недели каждый сотрудник побывает на трассе.
Вопрос: Что вы думаете о работе команды в первой половине сезона?
Ове Андерссон: Меня очень часто спрашивают об этом. Я был немного разочарован первыми гонками, потому что зимние тесты прошли в целом неплохо, но потом мы отправились в Австралию и Малайзию и вылезли некоторые проблемы. Наверное из-за жары. Потом чемпионат переехал в Европу и мы немного проиграли соперникам в темпе развития машины. Думаю до конца года этот гандикап удастся отыграть.
Вопрос: Как вы оцениваете работу Кристиано да Матта, учитывая его плохое знание трасс?
Ове Андерссон: Мне кажется, что он все делает верно. Кристиано очень умный и быстрый гонщик, ему только нужно привыкнуть к этим трассам. Мы им довольны.
Вопрос: Норберт, есть ли серьезные проблемы с новым шасси McLaren и как на это реагирует Mercedes?
Норберт Хауг: Мы с самого начала планировали представить новую машину позже, по ходу сезона. Текущая машина весьма конкурентоспособна, но мы хотим сделать большой шаг вперед, а значит нужны исследовательские работы и тесты на трассе. На тестах были разбиты две машины, естественно это не ускорило ход нашей работы. Но у нас сильная команда, на следующей неделе мы вернемся на тесты в Барселону, надеюсь все пройдет хорошо и мы представим машину на крэш-тест FIA. Я очень открыто говорю об этом, потому что слышал массу слухов. Работа продолжается. Сегодня мы многим доказали, что старая машина конкурентоспособна, конечно все ждут новой машины, но мы можем спокойно готовить ее к дебюту. Если все пойдет по плану, может быть в конце сезона всем будет ясно, что команда выбрала верный подход. Нас критикует, но я могу жить с этим, нужно лишь продолжать работу, сконцентрировать на ней.
Вопрос: Но вы довольны работой нового мотора на новом шасси?
Норберт Хауг: Мы никогда не бываем довольны, всегда есть к чему стремиться, но я думаю, вы заметили по текущему мотору - мы движемся в верном направлении. Я думаю, что даже Марио Тайссен с этим согласен. И новый мотор будет очередным шагом вперед и поможет добиться поставленной цели, я совершенно в этом не сомневаюсь. Я хотел бы выставить его в чемпионат на месяц раньше, но спросите любую команду, кто бы из них не хотел этого? Первая половина сезона прошла очень неплохо, мы плохо провели гонки в Барселоне и Канаде, но канадский этап все же принес очки, в остальных мы все время финишировали на первом или втором месте. Четыре вторых места, две победы и одно третье - не слишком плохо. Я бы хотел, чтобы во второй половине сезона мы были не менее конкурентоспособны. Это хорошо для нас, хорошо для спорта, хорошо для всех. Повторения прошлогоднего доминирования Ferrari не будет. Сегодня мы видели превосходные результаты в исполнении Toyota и Jaguar, вы видели отличные гонки BMW и Williams. Чемпионат стал интереснее.
Вопрос: Вы надеетесь опередить Ferrari?
Норберт Хауг: Да, таков план.Марио Тайссен: И мы только начали...
Вопрос: Марио, в официальном сообщении для прессы по поводу продления контракта между BMW и Wiiliams много говорится об интеграции. Как вы рассчитываете достичь этой интеграции?
Марио Тайссен: Мы полгода обсуждали это с Williams, это всегда было главной темой. Ключ к успеху - единое руководство проектом, единое управлении программой и мы потратили массу времени, чтобы найти точки соприкосновения. Несколько недель назад все было решено и мы смогли закрыть этот вопрос.
Вопрос: Вы говорили о сочетании мотора и коробки передач, это было очень важно для Ferrari, мы знаем, что сейчас McLaren использует два типа коробки. Этот вопрос тоже обсуждался?
Марио Тайссен: Я уже сказал, основа всего - руководство проектом. Мы хотим предложить свои ресурсы, которые прежде работали на дорожные машины, приспособить их к потребностям Формулы 1, чтобы ускорить прогресс. Мы начнем с мотора, потом перейдем на коробку передач и узлы, с ней связанные. Мы не собираемся соревноваться с Williams, кто из нас сделает коробку лучше, речь идет об объединении и максимально эффективном использовании наших ресурсов.
Вопрос: Вы сказали, что на переговоры ушло много времени. Что послужило финальной точкой?
Марио Тайссен: Это был очень плодотворный процесс взаимного изучения, Мы сблизились по большому ряду позиций, многому научились, поняли сильные и слабые стороны каждой стороны, и смогли договориться по ключевым вопросам.
Вопрос: После того, как вы видели результаты пятничной дождевой квалификации, какие перемены вы хотели бы увидеть в следующем сезоне?
Питер Заубер: Меня устраивают две квалификации, одна в пятницу, другая в субботу.Отмар Шафнауэр: Если это нравится болельщикам, то это хорошо и для нас. В пятницу можно показать реальную скорость, а в субботу решать вопросы стратегии.Ове Андерссон: Пока все в интересах болельщиков, новый формат квалификации немного перемешивает гонщиков на старте. Мы давно не видели так много победителей в первой половине сезона, это хорошо. Наверное стоит немного пересмотреть программу уик-энда в целом, потому что в воскресенье утром довольно скучно, но в остальном - все хорошо.Норберт Хауг: Пока по ходу квалификации не меняется погода, все хорошо. Но если два или три гонщика борются за титул и кто-то их них проезжает квалификацию по сухой трассе, а кто-то по влажной, то критики не миновать. Никто не хочет, чтобы результаты чемпионата зависели от погоды и это надо обдумать. Должен сказать, что квалификация с грузом топлива для гонки оказалась лучше, чем я рассчитывал. Она не только смешивает гонщиков на стартовом поле, но и вносит большой элемент непредсказуемости, в субботу вы никогда не знаете, на что можно рассчитывать в гонке. Но все же с погодой связаны определенные проблемы. Может быть стоит взять пример с DTM - девять кругов с тремя комплектами резины, а потом - квалификация десятки сильнейших? С этим форматом очень интересно работать, если применить его к сегодняшним условиям, то результаты были бы плотнее. Это решение вряд ли будет принято в ближайшее время, но возможное влияние погоды на результаты чемпионата нам стоит обсудить.Марио Тайссен: Я согласен с тем, что Норберт говорит о погоде, хотя мне нравится квалификация с пустой трассой и единственным быстрым кругом - каждая машина, каждый гонщик получает равное внимание. Возможно нам стоит внести вторую попытку для первой десятки, потому что в прошлые годы борьба за поул была очень интересной. Неплохо, если кто-то занял верхнюю строчку и у вас есть шанс его оттуда скинуть. Кроме того нам стоит изменить схему тестов, мне не нравится существование двух систем - обычных тестов и работы на трассе перед началом уик-энда. Гонки были бы привлекательнее для зрителей, если бы на тестах в уик-энд работало больше команд. Я согласен с тем, что квалификация с грузом топлива оказалась интереснее, чем все мы ожидали, хотя зрителям иногда трудно понять, что именно происходит на трассе.
Вопрос: Как вы оцениваете работу Ника Хайдфельда и что можете сказать о его будущем в команде?
Питер Заубер: Про Ника? Сейчас слишком рано говорить о пилотах. Они оба меня устраивают, отлично справляются со своими обязанностями. Им сейчас непросто, потому что машина не в лучшей форме.
Вопрос: Отмар, я знаю, что некоторые специалисты компании Honda работают в BAR. Вы планируете усилить свои позиции и объединить две компании?
Отмар Шафнауэр: Да. В разработке нового шасси принимает участие большее количество специалистов компании, так что мой ответ - положительный.