Первая пара: Дженсон Баттон (BAR) и Дэвид Култхард (McLaren)
Вопрос: Вы оба на этой неделе участвовали в шоу Формулы 1 в Лондоне. Расскажите о своих впечатлениях...
Дэвид Култхард: Прежде всего нужно понять, что это шоу Формулы 1, а не митинг, посвященный защите прав сексуальных меньшинств. У меня нет сомнений в том, что их права нужно защищать...Дженсон Баттон: Поподробнее, пожалуйста! (смех)Дэвид Култхард: Так вот, мне жаль, что у нас почти не было места, чтобы продемонстрировать возможности машин. Вероятно, все были удивлены количеству собравшихся зрителей, сначала речь шла о паре сотен тысяч, а в результате народу оказалось гораздо больше. Было страшно смотреть, как они свешиваются из окон. Удивительно, как столь скромное шоу Формулы 1 может собрать такую аудиторию.Дженсон Баттон: Мне это мероприятие показалось просто фантастическим, хотя трасса действительно была узкой, и мы не могли много себе позволить. Но звуки моторов в окружении этих знаний, это великолепно, куча зрителей, все просто здорово. Многие из тех, кто собрались на шоу не смогут посмотреть гонку с трибун, потому что билеты уже проданы или они просто хотели посидеть в парке. Да, трудно разместить машины Формулы 1 в перегруженном пробками центре Лондона, но организаторы проделали огромную работу.
Вопрос: А атмосфера?
Дженсон Баттон: Атмосфера была великолепной, особенно, когда мы крутили развороты в конце шоу. Публика реагировала очень живо. Было бы здорово увидеть когда-нибудь этап чемпионата на этих улицах.
Вопрос: Дэвид, что вы думаете о Гран При Лондона?
Дэвид Култхард: Думаю есть масса способов сделать уличную гонку не хуже той, что мы проводим в Монако. Если мы каждый год гоняемся в Монако, то почему не можем сделать это в Лондоне? Надо лишь заручиться согласием. В Монако есть принц Альберт, который в состоянии решить этот вопрос. Место есть, можно провести Гран При в Гайд-парке, оборудовав там боксы с широкой, допускающей обгоны, трассой вокруг. Пока это лишь мечты, но если власти могут провести шоу, то почему бы не устроить гонку?
Вопрос: Дэвид, ваша новая машина очень неплохо смотрелась в прошлый уик-энд, но в гонке не все сложилось хорошо. Что вы сами об этом думаете?
Дэвид Култхард: Мы уверены в том, что и в гонке эта машина серьезно лучше своей предшественницы. Отставание от лидеров было меньше, чем на любом другом Гран При в этом году, мы действительно сделали большой шаг вперед. При этом мы не отличались от соперников по количеству топлива на старте, а здесь зависимость времени на круге от веса машины даже меньше, чем в Маньи Кур, так что результаты будут очень близки.
Вопрос: Самой серьезной проблемой мне кажется летний запрет на тесты...
Дэвид Култхард: Тесты действительно нужны только в том случае, если у вас есть новинки, тогда они действительно помогут сделать шаг вперед. А накручивать круг за кругом, работая с настройками, не так полезно. Многие команды провели здесь тесты две недели назад и все же, я уверен, поменяют настройки уже завтра и по ходу уик-энда. Так что тесты нужны при появлении новинок, когда вы должны убедиться в их аэродинамической или механической эффективности. Моторы... Вы проверяете их на стенде, прежде чем выпустить на трассу, так что и без тестов мы прибавим мощность моторов в Хоккенхайме.
Вопрос: Но команда будет развивать эту машину?
Дэвид Култхард: Конечно. Маловероятно, что в McLaren собираются строить еще одну новую машину до конца сезона, стало бы будут развивать эту. Работа над машиной, которая будет использоваться в следующем году, уже идет, но важно другое. Команда сделает все возможное в оставшихся гонках, я думаю они постараются добиться максимума от MP4-19B.
Вопрос: Мотором вы тоже довольны?
Дэвид Култхард: Если сравнить Мельбурн с прошлой гонкой, то прогресс огромен. Не думаю, что кто-либо еще способен так прибавить в мощности за столь короткий промежуток. Разумеется, я не хотел бы еще раз столь слабо начинать сезон, но мы смогли создать солидный фундамент и можем двигаться дальше. Немного улучшить машину, немного прибавить в мощности мотора, только так можно двигаться вперед.
Вопрос: Что вы можете сказать о собственном будущем?
Дэвид Култхард: Когда мне будет, что сказать, ведь решаю не только я, многое зависит и от второй стороны. Как только все выяснится, я сразу сделаю заявление.
Вопрос: Но вторая сторона все же есть?
Дэвид Култхард: Я на это надеюсь.
Вопрос: В прошлой гонке у вас был отличный шанс сравнить BAR с основным конкурентом, с Renault. В чем вы видите сильные стороны их и своей машины?
Дженсон Баттон: Очевидно, они очень хорошо стартуют, а мы в этом немного проигрываем. Мы не рассчитывали, что я всю гонку просижу за Ярно, но обогнать Renault действительно очень трудно. Я бы обошел его на последнем пит-стопе, но возникли проблемы с машиной, и я проиграл.
Вопрос: Скорость Renault на прямой перед Adelaide была не так велика, но вы все же не могли прорваться вперед...
Дженсон Баттон: Нет, это очень трудно, на выходе из второго поворота вы сильно теряете в прижимной силе, и я просто не мог подобраться достаточно близко. Но проблема не в этом, гораздо важнее старт, а там мы действительно здорово теряем. У нас хорошая стратегия, мы рассчитывали опередить Renault, просто не хватило скорости и, опять же, много проиграли им на старте.
Вопрос: Вы говорили о недостатке скорости, нечто подобное помешало вам и в Канаде?
Дженсон Баттон: Да, и это странно. Вы знаете, на трассе... приехав в Канаду, в Маньи Кур, мы рассчитывали быть очень быстры, но этого не случилось, а в Индианаполисе все прошло хорошо. Все это странно, мы ищем причину, пытаемся понять, что именно идет не так, но даже при этом верим, что в Сильверстоуне будем конкурентоспособны. Мы работали здесь на тестах, и машина смотрелась очень здорово, как на единственном быстром круге, так и на большой дистанции.
Вопрос: Что вы можете сказать об Энтони Дэвидсоне? Он помог команде?
Дженсон Баттон: Он отлично справляется, его помощь очень важна. Мы первый сезон работаем с третьим гонщиком, и в пятницу Энтони нам очень помогает. На большой дистанции он стабилен, что позволяет собрать много информации о работе машины. Наверное, он хотел бы гоняться сам, я думаю, в следующем сезоне он может получить приглашение от одной из команд, но мне жаль, если он уйдет, Энтони действительно справляется.
Вопрос: Это лето было не лучшим для британских болельщиков. Насколько важно добиться успеха на домашней трассе, на глазах ваших болельщиков?
Вопросы с мест Дэвид Култхард: Очень важно.Дженсон Баттон: Он - шотландец.Дэвид Култхард: Но у меня британский паспорт (смех). Конечно, я очень хочу добиться результата, на домашней трассе вы всегда испытываете особые ощущения. Мне повезло, я дважды выигрывал этот Гран При и прекрасно помню, как зрители приветствовали мой успех. Мы сделаем все возможное.Дженсон Баттон: Я помню свой дебютный сезон, свою первую гонку в Сильверстоуне, в 2000-м. Дэвид тогда выиграл, и болельщики действительно сошли с ума. Надеюсь, в этом году нам удастся сотворить нечто подобное.
Вопрос: Дженсон, за первые пять лет представители вашей команды лишь дважды поднимались на подиум, в этом году вы кажетесь разочарованным, не закончив гонку в первой тройке. Как и почему команда смогла так прибавить?
Дженсон Баттон: Причин того, что машина стала конкурентоспособнее, множество, но главное - BAR и Honda стали работать единой командой. Мы не валим друг на друга вину за неудачи, как это часто бывает в других командах, атмосфера великолепная, мы движемся вперед, обмениваясь мнениями, что действительно важно.
Вопрос: Дженсон, какие виды у вас на Гран При Германии? Вам нравится эта трасса? Ваша машина к ней подходит? Каковы шансы увидеть вашу первую победу именно в Германии?
Дженсон Баттон: Трасса мне нравится. В первый год я был не в восторге, все время сравнивая ее с первоначальным вариантом, хотя их сравнивать невозможно - это совершенно разные трассы. Ну а сейчас мне там нравится, в прошлом году мы славно погонялись с Марком Уэббером. Машина подходит к требованиям трассы, она требует хорошей динамики, и наша машина способна на это, а значит шансы у меня есть. Нам бы очень хотелось обогнать Ferrari, но сейчас они очень сильны, не только в динамике, но и в стратегии. У них очень надежная машина, так что задача перед нами стоит сложная, но мы работаем над этим.
Вопрос: Вас удивляет, когда Ferrari выигрывает гонку, стартуя с шестого места, как в Канаде, или используя стратегию четырех пит-стопов, как в прошлый уик-энд?
Дэвид Култхард: В преимуществе Ferrari никто не сомневается, они могут позволить себе неудачное выступление в квалификации. Мы часто видим, как Михаэль на квалификации допускает ошибку, которая любого другого гонщика лишила бы шансов на победу, а он все равно борется в лидирующей группе. Все это говорит о силе машины, кроме того она очень надежна. Михаэль очень редко сходит из-за механических проблем, а у каждого из нас таких сходов несколько за сезон. Бороться с быстрым и надежным противником очень сложно.Дженсон Баттон: Как уже сказал Дэвид, у Ferrari очень сильная машина. Стратегия четырех пит-стопов не может работать, особенно в Маньи Кур, но если у вас настолько быстрая машина, вы можете не думать об этом.
Вопрос: Дэвид, на этой неделе было объявлено о том, что Ральф Шумахер подписал контракт с Toyota. Вы выиграли вдвое больше гонок, вы и в квалификации часто выступали лучше Кими, набрали больше очков в этом сезоне, чего же им еще нужно? По поводу вашего будущего в чемпионате еще есть сомнения, что вы намерены делать?
Дэвид Култхард: Вопрос лишь в сумме контракта, не так ли? Все зависит от того, вписываетесь ли вы в цели и задачи конкретной команды. У команд разные задачи, они преследуют собственные цели. У меня тоже есть шанс, надо лишь договориться, подписать контракт и сделать заявление. Все сомнения по поводу моих возможностей, связаны с результатами квалификации в прошлом сезоне, но сейчас большинство команд предпочитают работать от уик-энда к уик-энду, а не строить планы на будущее. Очевидно, и я вписываюсь в эту схему.
Вопрос: Дэвид, вы согласились бы на роль тест-пилота McLaren?
Дэвид Култхард: В следующем сезоне я твердо настроен гоняться.
Вопрос: Я хочу вернуться к силе Ferrari. Вы считаете эту борьбу справедливой? Как вы думаете, насколько просто выигрывать гонки за рулем Ferrari?
Дэвид Култхард: Не думаю, что мы можем говорить о несправедливости. Ясно, что они лучше приспособились к действующему регламенту, их машина доминирует. Машина состоит из массы узлов, и нельзя сказать, что привело к подобному преимуществу, но я не думаю, что есть какой-нибудь повод упрекнуть Ferrari в несоблюдении регламента. Я против того, чтобы мешать чужому успеху, вы либо справляетесь, либо нет. Это сложный бизнес.Дженсон Баттон: Дэвид уже сказал, они лучше справились со своей работой, чем мы. По сравнению с Ferrari мы - молодая команда, Renault, McLaren, Williams и BAR совсем рядом, но все же мы немного отстаем от Ferrari. Но это наша проблема, а не их.
Вопрос: Дэвид, вчера Ральф заявил, что его переход в Toyota не связан с деньгами, что на его счету в банке и так уже достаточно приличная сумма. Насколько для вас важна сумма в контракте? Вы могли бы гоняться на условиях платы за заработанные очки?
Дэвид Култхард: Я не привык обсуждать детали своего контракта, но я уже не раз говорил, главное - добиться от машины максимума, а все денежные вопросы - потом.
Вопрос: Парни, у вас есть шанс вдвоем подняться на подиум в воскресенье?
Дэвид Култхард: Шанс всегда есть.Дженсон Баттон: Ух и вечеринку бы мы устроили...
Вопрос: Вы - старые друзья, как это сказывается на трассе, при борьбе колесо в колесо? Вы бы стали так серьезно бороться друг с другом, как скажем, с Шумахером?
Дэвид Култхард: Мы не только друзья, мы профессиональные гонщики, хотя, конечно, все маневры на трассе зависят от доверия соперникам. Знаете, для меня борьба на трассе похожа на беседу с интересным собеседником, правда, вы не слышите его радостный возглас, когда он выходит вперед, равно как он не слышит вашего в обратном случае. Наверное, нам стоит разрешить переговоры между машинами, так будет веселее: "Эй, а я позади!"Дженсон Баттон: В прошлом году мы доказали, что не сдерживаемся на трасе, коснувшись друг друга в Барселоне, но я надеюсь, что больше этого не произойдет. С каждым соперником вы ведете себя иначе, просто потому, что и они по-разному ведут себя на трассе. Кроме того, сидя за рулем, люди выглядят иначе, чем вне машины.
Вопрос: Дженсон, в пресс-релизе BAR перед гонкой в Сильверстоуне вы заявили, что ставили перед собой задачу выиграть гонку в этой стадии чемпионата. Эта цель не изменилась? Вы верите в то, что можете выиграть гонку?
Дженсон Баттон: Это было бы здорово, но бороться с Ferrari сейчас очень сложно, хотя конечно, может произойти все, что угодно. Мы знаем, что мы быстры, что должны давить на соперников, но наверное не только в BAR мечтают об этом. Уик-энд будет очень сложным, очень конкурентоспособным, а шансы всегда есть.
Вопрос: Если считать самым неприятным моментом в ваших отношениях контакт в Барселоне, что вы назовете самым приятным?
Дэвид Култхард: Знаете, ведь там мы припарковались рядышком в гавани и вместе улетели на следующий день в Англию, так что справиться с разочарованием пришлось довольно быстро. К тому же я не думаю, что мы можем разделить с вами самый приятный момент наших отношений (смех)!Дженсон Баттон: Без комментариев.
Вопрос: Судя по прогнозу, нас ждет дождливый уик-энд. Насколько хороша сейчас резина Michelin на мокрой трассе? Она может сравниться с Bridgestone?
Дэвид Култхард: Одни погодные условия больше подходят Bridgestone, другие Michelin. В нашем распоряжении новая дождевая резина, которая, я верю, стала шагом вперед. В Michelin много тестировали дождевую резину, правда с другими командами, и, хотя мы не участвовали в этих тестах, нам это тоже поможет. Вопрос в том, насколько давно идет дождь, насколько конкретные условия трассы подходят к конкретному типу резины. На асфальте Сильверстоуна часто остаются лужи, и у нас могут быть небольшие проблемы с аквапланингом. Условия на трассе быстро меняются, трасса может быстро высохнуть после дождя, и я на самом деле не знаю, что ответить на ваш вопрос. Многое зависит не от дождя, а от температуры трассы и эффективности конкретного состава. Все это очень переменчиво, а стало быть - интересно.
Вопрос: Но все же вы бы предпочли влажную гонку?
Дэвид Култхард: Да, я думаю мы хорошо справимся с такими условиями. Все зависит от того, насколько быстро износятся покрышки, фактически превратившись в слик. В прошлом году, в Бразилии, многие вылетели с трассы, включая Михаэля, а для нас все прошло хорошо. Трасса там была горячей и влажной.Дженсон Баттон: Мы не так много тестировали машину на мокрой трассе в этом году, разве что в Маньи Кур, но и там состояние трассы все время менялось. В последний раз мы работали вместе с Ferrari в Муджелло, и я был доволен результатами. Здесь уровень сцепления с трассой под дождем очень похож, так что повод для оптимизма есть.
Вторая пара: Энтони Дэвидсон (BAR) и Марк Уэббер (Jaguar)
Вопрос: Энтони, расскажите нам о работе третьего гонщика...
Энтони Дэвидсон: В пятницу мне всегда есть, чем заняться! Я провожу основную тестовую программу, правда несколько ограниченную во времени. Мы работаем с резиной и немного настраиваем машину. Иногда гонщики пользуются моими наработками по балансу на своих машинах.
Вопрос: Обычно вы проезжаете большую дистанцию, чем остальные гонщики...
Энтони Дэвидсон: Мы работаем по разработанной программе, и если мы в состоянии проехать большую дистанцию, чем соперники, то только потому, что не ограничены ресурсом мотора на третьей машине. Нам не нужно экономить его ресурс для гонки, поэтому мы стараемся собрать максимум информации о работе машины.
Вопрос: Вы часто показываете отличное время на круге. Я говорил с Дженсоном, о чем бы вас спросить, и он сказал о количестве топлива и оборотах мотора...
Энтони Дэвидсон: Он раскрыл мою тайну! Наверное, еще дело в том, что я вешу на 15 меньше! Нет, нет, он просто любит шутить на эту тему. Мы знаем друг друга целую вечность и часто подшучиваем друг над другом. На тестах наши результаты действительно близки, но это же хорошо, и для него, и для Такумы. Такая работа на тестах приносит больше пользы, больше помогает команде.
Вопрос: Так у вас больше обороты и меньше топлива?
Энтони Дэвидсон: Обороты у мотора на моей машине действительно немного выше, а количество топлива равное.
Вопрос: Стало быть вы довольны своей работой, а что по поводу будущего?
Энтони Дэвидсон: В Индианаполисе я и сам был удивлен результатами, ведь у меня было больше топлива, чем у основных пилотов, и мы планировали серию из 19 кругов, действительно неплохо получилось. А почему я быстрее? Мы очень близки по скорости, но в моем распоряжении больше комплектов резины. Мне лестно слышать ваши слова, результаты часто на самом деле неплохие. Знаете, на закрытых тестах тестах я могу опережать обоих гонщиков, но об этом никто не узнает, кроме команды. Если говорить о будущем, то я подписал контракт с новым менеджером, Дейв и Стив Робертсон помогают мне и моему менеджеру, так что перспективы есть. Посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Но, если придется остаться, место в BAR вам гарантировано?
Энтони Дэвидсон: У меня долгосрочный контракт с BAR, но они, хоть и с неохотой, отпустят меня в другую команду, если там я смогу участвовать в гонках. Я хочу поблагодарить их за это. Команда очень благосклонно относится к моей карьере, ну а если вариантов не будет, мы продолжим тесты, чтобы через год попытаться снова.
Вопрос: Вы работаете на конкурентоспособную команду, есть ли некоторый уровень, ниже которого вам не хотелось бы опускаться?
Энтони Дэвидсон: У меня нет денег, чтобы заплатить за выступление в команде, которая плетется в хвосте чемпионата.
Вопрос: Спасибо. Марк, мне жаль, что вам пришлось подождать...
Марк Уэббер: Да, немного пришлось...
Вопрос: Вы можете что-то сказать о своем будущем?
Марк Уэббер: Я все уже знаю, а вы пока не в курсе. Сегодня так все и останется.
Вопрос: Но что-то все же изменилось...
Марк Уэббер: Ничего не изменилось. Да, сейчас этот вопрос всех интересует, но давайте подождем, посмотрим, как сложится ситуация в двух ближайших гонках.
Вопрос: Дела у Jaguar идут не лучшим образом. Мы увидим прогресс, движение вперед?
Марк Уэббер: В прошлый уик-энд мы неплохо провели гонку, всего 30 секунд уступив тем, кто поднялся на подиум, хотя лишь одна конкурентоспособная машина досрочно сошла с трассы - сгорел мотор у Такумы Сато. Команда проделала очень серьезную работу, и жаль, что мы не смогли заработать очки, надеюсь, на этот раз все получится. В Маньи Кур мы обогнали на круг многих из тех, кто опережает нас в чемпионате, но в Канаде, Индианаполисе, Монако все прошло просто ужасно. Наши парни невероятно много работали и в этот уик-энд сделают все возможное. Мы постараемся найти оптимальные настройки на гонку, быть как можно ближе к темпу лидеров и заработать очки.
Вопрос: Вы рассчитываете на то, что этот уик-энд сложится лучше?
Марк Уэббер: Соответствовать тому, что было в Маньи Кур будет непросто, давайте просто посмотрим, как все сложится. Многое зависит от погоды, может быть завтра мы не сможем полноценно поработать на трассе, как в Маньи Кур, и основное решение необходимо будет принять в субботу утром. На этой трассе большинство команд проводило тесты, так что опыт работы на сухой трассе есть, это очень полезно для команд, для Michelin и Bridgestone. Сильверстоун похож на Барселону, здесь масса быстрых поворотов, требующих эффективного прижима к трассе. Аэродинамика - одна из сильных сторон нашей машины, надеюсь мы будем конкурентоспособны.
Вопрос: Вам не хватает мощности мотора, какой-то прогресс в этом направлении планируется?
Марк Уэббер: Мощности всегда не хватает. Все мы видели прогресс Honda за последние 12 месяцев, и теперь они пожинают плоды, показывая великолепное время на круге. Они не испытывают при этом особых проблем, потому что машина очень быстра на прямой. На базе Cosworth в Нортгемптоне работают очень напряженно, но они не могут просто превратить в мощность каждый вложенный доллар. Нам нужно очень здорово прибавить.
Вопрос: Чем вы сейчас занимаетесь? На днях вы участвовали в 24-часовой велогонке...
Марк Уэббер: Да, и это оказалось сложнее, чем я думал. После гонки в Америке я отправился в Барселону, проехал несколько кругов и чувствовал себя уставшим перед гонкой. Но мы здорово выступили, заняв 33 место из четырехсот команд. Были смешные моменты, я уснул позади своей машины, но погода была как в Британии, пошел дождь, и я промок до нитки. Там были даже одноколесные велосипеды, хотя в это сложно поверить. Некоторые женщины выступали в одиночку, проявив невиданную твердость духа и выносливость. Я говорил с одной девчонкой, так она уснула прямо на велосипеде. Вчера я побывал на Тур де Франс, встретил Лэнса Амстронга, который как раз заработал желтую майку лидера, а возвращаясь застрял в Дувре, вертолет не мог взлететь из-за плохой погоды, и мне пришлось пять с половиной часов трястись в поезде. Забавно.
Вопрос: Лэнс Амстронг - один из ваших кумиров, не так ли? Что вы планируете на лето? В прошлом году вы были в Альпах, может и сейчас придумали нечто похожее?
Марк Уэббер: Знаете, в этом году я хочу просто отдохнуть, расслабиться. Я достаточно попутешествовал.
Вопрос: Вы можете рассказать нам о встрече с Лэнсом? Вы долго общались?
Вопросы с мест Марк Уэббер: Не очень долго. Я работал с командой, разговаривал с механиками по поводу настройки машины, а Ленс зашел в боксы, поздоровался и пошел по своим делам. У него тоже полно работы. Знаете, я всегда восхищался теми, кто умеет делать что-то, что не умею делать я. Гонщики никогда не были моими кумирами, потому что это и моя работа. А Лэнс, мне приятно общаться с ним и с другими велосипедистами. Если вы никогда не были на Тур де Франс, взгляните сами, это удивительное зрелище.
Вопрос: Марк, насколько я помню, пару месяцев назад вы показали лучшее время на тестах в Сильверстоуне. Почему вы были так быстры тогда и рассчитываете ли на повторение подобного в этот уик-энд?
Марк Уэббер: Мы готовились к новому формату квалификации, с пустыми баками, который так и не состоялся. Естественно, в нашей машине топлива было меньше, чем у соперников, поэтому не стоит судить о конкурентоспособности машины по тем тестам. У нас не самая быстрая, но и не самая медленная машина. Посмотрим, где она финиширует.