Рон Деннис (McLaren), Эдди Джордан (Jordan), Тони Парнелл (Jaguar), Дэвид Ричардс (BAR), Пол Стоддарт (Minardi)
Вопрос: Господа, сперва я хочу спросить вас о регламенте на сезон 2006 года, который вы собираетесь обсуждать в понедельник. Я не знаю, какова ситуация, но наверное некоторые пункты уже согласованы? Чего нам ждать в 2006-м?
Тони Парнелл: Регламент еще далек от согласования, мы лишь ознакомились с ним. Все мы надеемся на то, что чемпионат станет дешевле, надеюсь нам удастся добиться этой цели.
Вопрос: Пол, а вы что думаете?
Пол Стоддарт: Сейчас, конечно же, ничего не согласовано. На встрече в Монако мы лишь ознакомились с текстом. Комментарии в прессе были, но мы ни о чем не договаривались. Пока я не видел повестку дня нашей встречи в понедельник, но, разумеется, мы попробуем найти общий язык, Тони уже сказал - все мы стараемся сократить затраты, для команд вроде Jordan и Minardi это очень важно.
Вопрос: Эдди?
Эдди Джордан: Конечно еще ничего не согласовано, в Монако Макс Мосли представил нам свое видение регламента и ждет наших комментариев. Позиция Jordan ясна, осталось дождаться повестки дня, чтобы понять, что именно мы будем обсуждать.
Вопрос: Тогда я хочу немного изменить вопрос, переходя к Деннису и Ричардсу. Какие моменты вам кажутся спорными в этом регламенте, а с чем вы согласны?
Дэвид Ричардс: Мы говорили о регламенте на сезон 2008 года, когда закончит свое действие "Договор Согласия", у FIA есть необходимые полномочия, чтобы разработать регламент, по которому будет строиться будущее Формулы 1. А нам нужно решить, готовы мы играть по этим правилам или нет. Некоторые пункты этого регламента могут появиться раньше и именно это мы можем обсуждать, но никакой революции не будет.
Вопрос: Рон?
Рон Деннис: Я могу лишь повторить слова, сказанные до меня. В Монако мы провели конструктивную встречу, на которой речь шла не только о сокращении стоимости участия в чемпионате. Мы очень хотим увеличить зрелищность Гран При, есть и другие вопросы - количество гонок в календаре, технические и коммерческие моменты. Все это не должно обсуждаться публично. Мне всегда казалось странным появление таких вопросов на пресс-конференции FIA, когда представитель федерации спрашивает о спорных моментах. Все мы ищем гармонию, но вопросы касаются технических и коммерческих моментов. В результате представитель FIA спрашивает нас о регламенте на сезон 2006 года. Мы не собираемся ничего менять в 2006-м, по крайней мере, согласно "Договору Согласия" мы можем сделать это, лишь добившись единодушного согласия всех сторон - команд, участвующих в чемпионате, FIA и обладателя коммерческих прав. Среди представителей команд есть согласие, мы хотим сделать Формулу 1 интереснее и дешевле, но это не стоит обсуждать на публике.
Вопрос: Тони, что необходимо сделать в Jaguar для повышения конкурентоспособности? Кажется, вы постепенно скатываетесь вниз...
Тони Парнелл: Это так. Мы разочарованы ходом сезона, который команда начала, обладая достаточно быстрой машиной, а потом начала допускать массу ошибок. У нас небольшой бюджет, мы стараемся использовать его с максимальной эффективностью и добились определенных успехов, но в Формуле 1 вы должны быть хороши во всем, малейшая ошибка, и вы вне игры. К сожалению, наши слабые стороны слишком серьезны, хотя в тот момент, когда мы разрабатывали машину, если кто-нибудь сказал, какое время она будет показывать на круге, мы бы были удивлены. Тогда мы и не планировали построить столь быструю машину, но в этом году соперники феноменально быстры, время на круге, по сравнению с прошлым годом, сильно уменьшилось. Это жесткий мир, в котором нам нужно найти возможность улучшить машину. Увы, именно здесь сказывается нехватка бюджета, потому что деньги помогают замаскировать некоторые ошибки. Впрочем, жаловаться не на что, мы сами приняли условия этой игры.
Вопрос: Пол, я удивлен некоторыми противоречиями в ваших речах. Сначала вы сказали, что в этом году здорово проигрываете материально, по сравнению с прошлыми сезонами, а потом заявили, что в этом году у команды самый большой бюджет. Как это можно связать воедино?
Пол Стоддарт: Прежде всего нужно понять - в Формуле 1 нет плохих машин, плохих шасси и гонщиков. По сравнению с прошлым годом мы сняли по две секунды с круга на большинстве трасс, но этого оказалось недостаточно. Мы плетемся в хвосте и вынуждены перерасходовать средства. Наш бюджет самый маленький среди участников чемпионата, к тому же регламент давно не менялся, и у команд действительно очень надежные машины. Мы видим на финише 15, 16, 17 машин, а несколько лет назад это казалось невозможным, в результате мы расходуем слишком много средств.
Вопрос: Эдди, какой была ваша реакция на отличное выступление пилотов Jordan неделю назад в Канаде? Да и запасной гонщик сыграл очень важную роль...
Эдди Джордан: Нам очень повезло, я и подумать не мог, что мы добьемся результата. Две машины в призовой восьмерке, это великолепно, но совершенно не значит, что мы стали конкурентоспособнее. Современные машины очень быстры, и наша борьба за подиум в далеком прошлом, сейчас повторение подобного просто невозможно. Команда начинала сезон в плачевном положении, но мы не жаловались, мы молча продолжали работу и добились результата. Я очень рад успешному выступлению Тимо Глока, которому неожиданно пришлось появиться на трассе, и это еще раз говорит о том, что я был прав, поверив в этого гонщика, в то, что он заслуживает права на суперлицензию. Хороший молодой гонщик с большим потенциалом, который заставил гордиться тех, кто подписал с ним контракт.
Вопрос: Дэвид, перейдем к вам. Давайте поговорим о будущем BAR, насколько длительный контракт вы подписали с командой? Какова ситуация с Honda?
Дэвид Ричардс: Обсуждение будущего команды еще идет, но обе стороны попросили меня о продлении действующего контракта, и сейчас мы говорим об этом. Honda продолжит сотрудничество с командой, конкретные сроки вам назовет представитель японской компании, а не я.
Вопрос: Значит пока идут переговоры?
Дэвид Ричардс: Да, но этот вопрос не стоит так остро, мой контракт с командой заканчивается в конце сезона 2006 года, так что спешить некуда.
Вопрос: Рон, боюсь, этот вопрос вам тоже не понравится. Вы можете рассказать, как сейчас обстоят дела с GPWC? После объявления пунктов нового регламента казалось, что история с GPWC подходит к концу...
Рон Деннис: Не знаю, почему вы спрашиваете об этом именно меня, я информирован не больше любого другого босса команды. Насколько я знаю, GPWC прогрессирует, меняется, сохранив название. Очевидно, чем больше выбор у команд, тем лучше, возможно, в будущем мы сможем выбирать между чемпионатами, но я думаю, что здравый смысл все же возобладает. До конца сезона 2007 года мы не можем подписывать никаких контрактов. Если не удастся добиться согласия всех сторон, то до этого срока мы будем гоняться по действующему регламенту и принятым коммерческим правилам. Не думаю, что в Формуле 1 в принципе можно добиться единодушия.
Вопрос: Что же изменилось в GPWC?
Рон Деннис: Есть понимание формата, теперь дело в деталях, в принципах чемпионата и создании альтернативного коммерческого подхода. Именно это и меняется.Вопросы с мест
Вопрос: Объединение в один блок двух североамериканских этапов стало следствием желания сократить затраты на участие в чемпионате?
Рон Деннис: Сдвоенные гонки сокращают накладные расходы - гостиницы, переезды, но от общей стоимости участия процент такой экономии крайне невелик, да и затрат хватает - нам приходится содержать большой персонал, который может справиться с такой нагрузкой. Думаю, говорить о значительной экономии от сдвоенных этапов нельзя, наоборот, появляются серьезные проблемы - персоналу команды приходится работать в условиях жесткого прессинга. Дело не в физических нагрузках, люди не видят свои семьи и вынуждены путешествовать по планете. Но не стоит забывать о том, что Канада и Америка очень важны для Формулы 1, этап позволяет нам привлечь американских инвесторов, и мы не хотели бы видеть исключение этих Гран При из календаря. Но 18 гонок за сезон, это очень напряженный график.Эдди Джордан: Думаю Рон не во всем прав, персонал команды очень выигрывает от сдвоенных гонок, им не приходится переезжать с места на место. К примеру, в прошлом году в перерыве между Индианаполисом и Сузукой многие вынуждены были остаться просто для того, чтобы сэкономить средства. Я всей душой за сдвоенные гонки, но трехнедельный летний перерыв нужно сохранить, тем членам команды, у которых молодые семьи нужно побывать дома. Это важно.Пол Стоддарт: Для нас ситуация со сдвоенными этапами тоже кажется благоприятной. Вспомним сезон 2002 года, когда мы три недели были вынуждены сидеть на месте, для персонала это очень тяжело. Две гонки вместо одной - это серьезная экономия на перевозках.
Вопрос: Я все равно хочу спросить о регламенте. Ясно, что вопрос с коммерческими правами сложный, но если контракт будет подписан, остальные будут ему следовать? Кажется у Ferrari такой контракт есть, ведете ли вы такие переговоры? Начнем с вас, Эдди...
Эдди Джордан: Вы на самом деле хотите услышать правду? Не стал бы заключать пари (смех). Знаете, я никогда сознательно не лгал, ложь это вообще грех, вы знаете об этом, Джо? (смех) Нет, мне никогда не предлагали подобных контрактов, я слышал о подобных предложениях, но Jordan они не касались. Хотелось бы получить подобное предложение и сидеть, пуская слюни.Пол Стоддарт: У меня ситуация еще хуже, я никогда не обсуждал ничего подобного даже наедине с собой. Не думаю, что Minardi будет участвовать в переделе коммерческих прав.Тони Парнелл: Я могу лишь повторить эти слова. Наш спорт в кризисе, причиной которого стала неопределенность в коммерческих вопросах. Подобное уже было в автоспорте, к примеру - в США. Джо, ваши полномочия заканчиваются техническим и спортивным регламентом, но нам нужен и коммерческий регламент. Такое бывает в бизнесе, и Формула 1 - его отражение, богатые становятся богаче, бедные - беднее, и трудно представить себе соревнование между ними, потому что деньги очень многое решают в этом спорте. Было бы приятно сознавать, что мы можем придумать коммерческий регламент, руководствуясь интересами спорта, и я надеюсь, что могущественные силы вмешаются, и мы сможем сделать спорт спортом на следующие 20 лет. Я никаких предложений не получал.Рон Деннис: На ваш вопрос нельзя ответить однозначно. Проанализируем факты. До 2007 года, в соответствии с "Договором Согласия" мы действуем по единым техническим и коммерческим правилам. Разговоры о переделе коммерческих прав, это лишь следствие интересов частных команд, у которых серьезные финансовые проблемы. Но не это всех волнует. Проблема в том, что три банка, унаследовавшие права на чемпионат после краха Kirch и EMTV, обладают солидным пакетом акций и они знают, что стоимость этих акций падает и будет падать до конца 2007 года. Два банка приняли благоразумное решение о заморозке активов, третий банк, частично поддерживаемый правительством, отказывается поступить подобным образом. Но эти три банка и остальные акционеры стремятся построить коммерчески выгодное предприятие, достаточно привлекательное для нас, подписав новый или расширив действующий контракт. На нас оказывается определенное давление, но есть и соблазны - сейчас мы получаем 23% от дохода команды, а хотели бы получать больше. Есть еще несколько важных моментов, но к сожалению наша судьба не в наших руках. Мы связаны контрактом, изменить который можно лишь путем невероятных переговоров с массой заинтересованных лиц. Я не думаю, что банки понимают, насколько сомнительна их позиция и пока они не изменят ее, мы не сдвинемся с места.Дэвид Ричардс: Я уже забыл вопрос (смех). Эдди Джордан: Джо, вы получили ответ на свой вопрос?
Вопрос: Только от некоторых из вас...
Рон Деннис: Я думаю, что право коммерческого выбора сейчас есть у всех команд, но к сожалению у тех, кто сидит позади меня недостаточно информации. Они должны знать больше, но это неизбежное следствие ведущихся переговоров - держать большинство в неведении при решении коммерческих вопросов. Но я не сторонник подобного подхода.Дэвид Ричардс: Мне тоже никто не сделал предложения, но мы обсуждаем долгосрочное будущее Формулы 1, может это будет продление "Договора Согласия" или другой договор, я уверен, что и Эдди обсуждает этот вопрос. Не думаю, что кто-то из нас имеет привилегированное положение.
Вопрос: Но вы уже согласились на что-то?
Эдди Джордан: Вам предлагали контракт? Нет.Дэвид Ричардс: Контракта не предлагали, но рассказали о его основных пунктах.Пол Стоддарт: Мы с Тони тоже видели что-то подобное. Эдди и другие парни тоже.Эдди Джордан: Я получил какие-то бумаги? Вы шутите? Я спросил: "вам показали структурированный документ?" И сам ответил - нет.Дэвид Ричардс: Но контуры уже ясны.Эдди Джордан: Рон, вы видели готовый документ?Рон Деннис: Нет.Эдди Джордан: Дэвид, ну что?Дэвид Ричардс: Я видел основы финансовой структуры и нашу роль в ней.Пол Стоддарт: Может и мне поискать в бумагах?
Вопрос: Тони, в свете слухов о том, что компания HSBC не может продолжать поддержку команды Jaguar в следующем сезоне вы могли бы комментировать разговоры о том, что Сэр Джеки Стюарт увел и другого спонсора - Королевский Банк Шотландии к другим командам?
Эдди Джордан: О, мне это нравится.Тони Парнелл: Джекки поступил абсолютно верно, проинформировав правление компанией и HSBC о действиях с Королевским Банком Шотландии, ничего неблагоприятного в этом нет. Вы намекаете на некое предательство, не забывайте, что Стюарт - отец нашей команды. Он работал на Ford сорок лет, добился огромного уважения в спорте, Джекки - очень этичный человек, который всегда поддерживал нашу команду
Вопрос: Владелец Гран При США Тони Джордж хотел бы видеть еще один Гран При США, где-нибудь на западном побережье. Что вы думаете об этом?
Рон Деннис: Думаю, что все мы поддержали бы это без увеличения числа этапов в календаре. Гонка на Западном побережье помогла бы в реализации коммерческих интересов команд и Формулы 1 в целом. Дэвид Ричардс: Все мы думаем, как бы увеличить интерес к Формуле 1 в Америке, не так ли? Кто-то сегодня за ланчем рассказал мне о том, как плохо понимают Формулу 1 в Америке, несмотря на то, что неделю назад мы гонялись в Канаде, а сейчас проводим гонку в Индианаполисе. Гонка на западном побережье может нам помочь? Наверное, да, но предстоит очень многое сделать. Я хотел бы проводить больше гонок и меньше работать на тестах.Эдди Джордан: Слухи об этом наверняка повлияют на продление контракта с Индианаполисом. Как руководитель команды я, конечно, за. Не так давно мы выступали в Барселоне и Канаде при пустых трибунах, а сейчас это два лучших этапа в календаре. Я уверен, ситуация изменится, нужно лишь собрать все вместе. В Америке мы недостаточно понятны людям и должны сделать все, чтобы стать частью американской культуры. Наверное для этого нужно измениться и им, и нам. Но если вы хотите проводить вторую гонку в Америке, проводите ее в Бостоне, там больше ирландцев, в этом плане западное побережье меня совершенно не устраивает. Большое спасибо. Пол Стоддарт: Гонка на западном побережье была бы великолепным дополнением к чемпионату, но я согласен с Роном - календарь из 18 гонок - убийца чемпионата. Мы почти не работаем на тестах, но персонал работает в очень напряженном режиме. Если в календаре будет 20 гонок, я уйду.Тони Парнелл: С точки зрения Ford мы бы очень хотели получить второй американский этап. Ford - американская компания, огромный рынок для Jaguar. Проблема лишь в том, что американцы любят шоу, а если шоу не будет, они не купят билеты. Все просто.
Вопрос: Тони. в начале пресс-конференции вы сказали, что Jaguar разочарован ходом этого сезона, а как реагирует ваша родительская компания - Ford?
Тони Парнелл: Они не требуют немедленных результатов, у нас очень устойчивые, прочные отношения. Так что никаких жалоб и проблем. В Малайзии они были очень увлечены нашими результатами, мы стараемся, делаем все возможное.
Вопрос: Эдди, чуть раньше вы просили о сохранении трехнедельного перерыва в календаре, на вас оказывают давление, чтобы отказаться от него?
Эдди Джордан: Джо, я не уверен, что вы находитесь на этой планете (смех) Вы слышали что я сказал? Я руководствовался лишь соображениями гуманизма.
Вопрос: Да, я знаю, но вы сказали, что хотите сохранить его...
Эдди Джордан: Да и мы пытаемся это сделать.
Вопрос: На вас оказывают давление?
Эдди Джордан: Нет, нисколько. Мы должны иметь перерыв, еще до того, как Ричардс присоединился к нам, Рон Деннис был горячим сторонником этого перерыва. Правда, Рон?Рон Деннис: Да, конечно. Вы совершенно правы. Но каждый раз, обсуждая календарь, мы говорим об этом.
Вопрос: Иначе в календаре было бы 20 гонок?
Рон Деннис: Точно.