Брейк!
По большому счету, историю немецкой гонки можно поделить на два больших отрезка: все, что происходило на знаменитой Северной петле Нюрбургринга, метко прозванной Джекки Стюартом Зеленым адом – и остальное. Ибо едва ли вообще что-то в гоночном мире можно поставить рядом с 23-километровым произведением искусства, которое появилось на этот свет по воле случая. В начале 20-х Германия сидела без работы – тогда-то и родилась идея занять людей не самой творческой, но полезной и оплачиваемой государством деятельностью. «Кольцо Нюрбурга» удалось построить достаточно быстро (по современным меркам – так и вовсе мгновенно), и можно только радоваться, что этот шедевр сохранился до наших дней и даже продолжает принимать соревнования. Более того, на Северной петле регулярно одерживают победы гонщики из России и с Украины, но это уже совсем другая история.
Формула 1 лишилась своей изюминки к 1977 году – немецкий этап переехал в Хоккенхайм. Еще до войны на этом кольце овальной формы испытывала свои автомобили компания Mercedes. А когда часть трассы была отсечена при строительстве скоростного шоссе, на оставшейся провели реконструкцию – дополнили конфигурацию медленной секцией Мотодрома и построили в лесу три эски. В итоге получилась хоть и почти плоская, но весьма любопытная комбинация скоростных и извилистых участков, традиционно доставляющая немало головной боли инженерам.
Лидером сезона-82 на немецкий этап приехал пилот Ferrari Дидье Пирони. Он же выиграл и пятничную квалификацию. Но в субботней утренней тренировке, проходившей под дождем, француз угодил в серьезную аварию – гонщик решил, что перед ним в пелене брызг лишь одна машина, а на самом деле их там было две.
В итоге места для маневра Пирони не хватило, и его автомобиль, налетев на Renault Алена Проста, взмыл в воздух. По счастью, Ferrari упала на колеса, но последовавший затем жесткий удар об ограждение привел к сложному перелому обеих ног для Дидье – в ту пору гонщик сидел в самом носу машины и подобные происшествия были едва ли не обыденностью.
Для Энцо Феррари это был серьезный удар – в том сезоне его машины ехали быстрее всех, но за два месяца Скудерия лишилась обоих пилотов – еще раньше в бельгийском Зольдере разбился Жиль Вильнев. Тем не менее, команде был нужен хотя бы Кубок Конструкторов, и она не стала сниматься с соревнований.
В гонке вперед сразу умчался Нельсон Пике из Brabham. Действующий чемпион мира выступал в 82-м с переменным успехом. Турбо-«четверки» BMW были достаточно мощными, но часто ломались, а тут еще Берни Экклстоун решил перехитрить весь паддок и начал использовать по ходу гонки дозаправки, не запрещенные правилами. Неудивительно, что на легкой машине бразильский пилот легко ушел в отрыв. Нехорошим звоночком для Brabham стал сход второй машины под управлением Риккардо Патрезе, но Пике за 18 кругов уехал от Ferrari Патрика Тамбе на 26 секунд – для пит-стопа этого было уже достаточно.
Тут-то на пути Нельсона и попался круговой ATS чилийца Элисео Салазара. На входе в эску пилоты не поняли друг друга – и машины столкнулись! Взбешенный бразилец, окончательно утративший после этого шансы отстоять корону, выскочил из кокпита и набросился на соперника с кулаками. Как оказалось, боксер из Пике вышел никудышный, но пару затрещин Салазар в прямом эфире все же получил.
После такого подарка судьбы гонку спокойно довел до победы Тамбе – принеся Ferrari столь нужный результат. Другой француз – Рене Арну из Renault – финишировал вторым, а все остальные уступили победителю уже более круга. Любопытно, что зачетные баллы в Хоккенхайме достались пилотам шести разных команд. Помимо уже названных, это Williams (Кейо Росберг), Tyrrell (Микеле Альборето), Alfa Romeo (Бруно Джакомелли) и Arrors (Марк Зурер).
Проведя после гонки обследование машины Пике, специалисты BMW пришли к выводу, что мотору к моменту аварии было отпущено еще максимум два-три круга, и Нельсон все равно не выиграл бы немецкую гонку. Узнав об этом, пилот первым делом схватил телефон и набрал номер Салазара – чтобы поблагодарить чилийца, который спас его и команду от очередного конфуза. Элисео извинения принял – и сейчас, по прошествии четверти века, гонщики с улыбкой вспоминают былые события. И даже порой ради эффектного фотокадра встают друг против друга в боксерских стойках.
…И еще десять гонок, оставивших след в истории
1926 – На берлинской трассе АФУС (а фактически – участке автобана с двумя петлями на концах) разыгран первый национальный Гран При. Достойный сын своего народа Рудольф Караччиола уверенно выиграл за рулем спорткара Mercedes SS. Для гонщика эта победа стала первой из шести – этот рекорд держится по сию пору.
1935 – Лишь трижды в довоенную пору на немецком Гран При удавалось отличиться иностранцами. На новой трассе Нюрбургринг, построенной при поддержке тогдашнего мэра Кёльна, а после федерального канцлера Конрада Аденауэра, и по праву считающейся сложнейшей в мире, итальянец Тацио Нуволари на Alfa Romeo обставил заводских пилотов Mercedes и Auto Union, хотя мотор его машины и был на 100 л.с. менее мощным.
1938 – Британец Ричард Симен, выступавший в заводской команде Mercedes по личному разрешению Адольфа Гитлера, оказался лучшим на Северной петле. Свидетелями его успеха стали почти 300 тысяч зрителей – заметная часть которых была в мундирах мышиного цвета – и восторга они не испытали.
1940 – Соревнования должны были пройти на сверхсовременном автодроме Дойчланд-Ринг, возведение которого началось близ столицы Саксонии Дрездена. Но в сентябре 1939-го Европе стало уже не до гонок.
1957 – Неувядающий Хуан Мануэль Фанхио продемонстрировал молодым соперникам мастер-класс, отыграв минуту отставания после заминки на пит-стопе. По ходу этой погони он на 24 секунды перекрыл рекорд трассы. Победа на Нюрбургринге стала для аргентинского Маэстро 24-й – и последней – в карьере.
1960 – Гран При Германии отсутствовал в календаре Формулы 1 лишь четырежды. В трех случаях – в 1950-м, 1955-м и 2007-м годах – он не разыгрывался вовсе, а в 1960-м прошел в классе Формула 2 на короткой Южной петле Нюрбургринга. Первым финишировал швед Йоаким Боннье на Porsche.
1968 – Дождевые шины Dunlop стали оружием победы для Джекки Стюарта. В условиях ливня и тумана шотландец опередил ставшего вторым Грэма Хилла на четыре с лишним минуты. Если бы гонка проходила на любой другой трассе, это было бы равносильно преимуществу в два-три круга.
1970 – Гран При впервые разыгран на модернизированном автодроме Хоккенхаймринг. Его длинные лесные прямые разительно контрастировали с многочисленными виражами Зеленого ада. Поэтому год спустя Большой Приз вернулся на привычный Нюрбургринг. Победу в споре с Ferrari Жаки Икса одержал Йохен Риндт из Lotus – для австрийца она оказалась последней в карьере.
1976 – Авария, в которой едва не сгорел заживо Ники Лауда, стала приговором Северной петле. Недостаточная безопасность 23-километрового кольца не позволила ему сохранить прописку в календаре. Последним победителем здесь стал Джеймс Хант, для которого десять очков стали важным подспорьем на пути к чемпионской короне.
2000 – Уволенный сотрудник компании Mercedes, выбежавший на трассу в белом плаще, спутал карты лидерам из McLaren. А начавшийся чуть позже дождь принес первую в карьере победу пилоту Ferrari Рубенсу Баррикелло, который стартовал на Хоккенхаймринге только 18-м.
Текст: Александр Кабановский