Канада'85: Стефан Йоханссон

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 16 июня 1985 года Место: Монреаль (Гран При Канады)

Фабула

Квалификация принесла двойной успех гонщикам Lotus-Renault. Однако Айртон Сенна успел проехать лишь несколько кругов – сломалась турбина, а лидер чемпионата Элио де Анжелис так отчаянно атаковал повороты в первой половине дистанции, что быстро стер шины и потерял скорость.

Героями же гонки стали пилоты Ferrari. Итальянец Микеле Альборето несколько кругов прессинговал де Анжелиса и в итоге обошел земляка по внешнему радиусу в скоростной дуге. А чуть позже одолеть Lotus удалось и новобранцу Скудерии, шведу Стефану Йоханссону. Двойной успех позволил команде из Маранелло выйти в лидеры Кубка Конструкторов, но так и остался единственным подобным достижением в том сезоне.

Впрочем, победный дубль Ferrari мог и не состояться – на последних кругах Йоханссона догнал и начал атаковать Ален Прост из McLaren. Однако изменить положение на трассе француз так и не смог до самого клетчатого флага.

Памятные моменты

Кейо Росберг из Williams, стартовав восьмым, быстро вышел в гонке на шестую позицию. Однако технические проблемы вынудили финна свернуть в боксы. По счастью, механикам удалось восстановить работоспособность всех систем – и Кейо бросился на трассу.

За последующие 60 кругов он провел 11 успешных обгонов (последний – за три круга до финиша) и в итоге занял 4-е место. Причем Росберг не был бы Росбергом, если бы просто пробился «в очки» из последних рядов. В споре с Дереком Уориком из Renault финн зацепил обочину, «потерял» машину, и та остановилась в считанных сантиметрах от ограждения. После этого Кейо вновь ринулся в погоню за соперниками.

Фокус: Стефан Йоханссон (гонщик)

Стирлинг Мосс четырежды занимал в чемпионате мира второе место, но так и не завоевал корону. Лука Бадоер провел почти полсотни Гран При, однако не заработал ни одного очка. Тео Фаби дважды победил в квалификации, но ни одного круга не лидировал в гонках. Список подобных «достижений» можно продолжать долго. Есть в нем и имя Стефана Йоханссона.

Молодому и талантливому шведу, отец которого в свое время гонялся в кузовных соревнованиях, долго удавалось выигрывать почти на каждой машине, за рулем которой оказывался. Чемпиона британской Ф3 и вице-чемпиона японской Ф2 ожидало блестящее будущее – особенно после того, как он, пройдя гоночную школу в составе команд Shadow, Spirit, Tyrrell и Toleman, в 1985-м году оказался в Ferrari.

Всего лишь во второй гонке за рулем алой машины Йоханнсон уверенно лидировал, когда на предпоследнем круге у него кончилось топливо. И после этого удача от него словно отвернулась. Первый подиум Стефан завоевал почти сразу, на Гран При Канады. За ним последовал еще один, и еще, но побед так и не было. В 1987-м гонщик перебрался в McLaren, но и там картина повторилась: немало кубков и шампанского, но без первых мест.

В общей сложности швед побывал на подиуме 12 раз, в том числе однажды, выступая за слабенькую команду Onyx – это было в 1989-м году. Но в итоге он вошел в книгу рекордов Формулы 1 лишь как пилот, ближе всех подошедший к вершине. Так и не дождавшись настоящего успеха, скандинав отказался от продолжения карьеры и в 1991-м расстался с Большими Призами.

Но он выходит на старт и сейчас, уже перешагнув полувековой юбилей – в кузовной серии Speedcar, ветеранской формуле Grand Prix Masters и гонках на выносливость. А еще помогает молодым пилотам строить свои карьеры и в свободное время занимается... художественной росписью часов. В активе Стефана Йоханссона – победы в Ле-Мане и Себринге, титул в первенстве LMS, успехи в серии CART. Вот только отличиться хоть раз в Формуле 1 ему так и не удалось…

Цифры

Достижения шведов в Формуле 1

Гонщик Годы ГП ЛФ Победы Поулы БК Очки
Йо Боньер 1956-1971 108 1 1 1 39
Ронни Петерсон 1970-1978 123 1 10 14 9 206
Рейне Виселль 1970-1974 23 3 13
Бертиль Рос 1974 1
Торстен Пальм 1975 2 10
Гуннар Нильссон 1976-1977 32 1 1 1 31
Конни Андерссон 1976-1977 5
Стефан Йоханссон 1980-1991 103 2 88
Слим Боргудд 1981-1982 15 6 1

ГП - Гран При
ЛФ - лучший финиш
БК - быстрые круги

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.