100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 3 августа 1975 года | Место: Нюрбургринг (Гран При Германии) |
Фабула
Ники Лауда, стартовав с поула, уверенно лидировал на протяжении девяти с половиной 23-километровых кругов. Позади Ferrari австрийца положение на трассе менялось весьма быстро, а сам он, казалось, договорился с духами Зеленого Ада – так порой называли Nordschleife, легендарную Северную петлю Нюрбургринга.
Вторым какое-то время держался гонщик Tyrrell Патрик Депайе, но частые прыжки на перегибах трассы «убили» подвеску автомобиля. Вакантную позицию занял напарник Лауды Клей Регаццони – но почти сразу сошел из-за отказа мотора.
В этот момент неприятности настигли и самого Ники. Прокол заставил его ехать в боксы и отбросил далеко назад. Новым лидером стал Карлос Рейтеман: аргентинец стартовал только десятым, но по ходу дистанции набрал хороший темп и в итоге первым пересек линию финиша.
Вслед за пилотом Brabham гонку закончил Жак Лаффит, выступавший на Williams. Для британской команды этот подиум стал первым из двух с лишним сотен, завоеванных в Формуле 1. А Лауде в итоге досталась лишь «бронза», хотя он и смог немного выправить ситуацию после прокола...
Памятные моменты
Британский гонщик-любитель Ян Эшли, которого на одну гонку посадил за руль Фрэнк Уильямс, в квалификации угодил в серьезную аварию, повредив ноги. Тем самым доказал, что его не зря прозвали «Crashly» – за особое «умение» разбивать машины по поводу и без.
В самой гонке уже на первом круге угодил в передрягу сильнейший немецкий гонщик Йохен Масс. Он стартовал шестым, но из-за прокола вдребезги расколотил свою McLaren об ограждение, впрочем, сам при этом не пострадал. В дальнейшем проколы еще не раз нарушали планы пилотов – от них, кроме упомянутого уже Лауды, пострадали Марк Донохью, Эмерсон Фиттипальди, Карлус Пасе и Джоди Шектер.
Фокус: Гийс ван Леннеп (гонщик)
В наши дни иерархия в мире кольцевых гонок прослеживается весьма четко. После картинга молодые спортсмены изо всех сил карабкаются вверх по «формульной» лестнице, стремясь забраться как можно выше. Единицам везет – они попадают в мир Больших Призов, ну а сотни других, встретив по пути непреодолимую преграду, находят для себя какой-нибудь другой подходящий вариант – а их море, от туринга до различных серий Гран Туризмо и спорткаров, – и порой добиваются серьезных успехов.
Но случаи, когда тот или иной гонщик, сбившись с «пути истинного», смог бы потом на него вернуться, можно в наши дни пересчитать по пальцам: Кристиан Альберс, попавший в Ф1 из DTM, да Себастьен Бурде, сумевший ценой четырех завоеванных в Америке титулов привлечь к себе внимание далеко не самой сильной команды…
В 70-е всех этих условностей было куда меньше – быстрые гонщики были востребованы в любых соревнованиях, и почти никто не замыкался внутри одной дисциплины. Можно ли сейчас представить, что Льюис Хэмилтон в перерыве между Гран При стартует на этапе Формулы-3000? Скажете – дикость? А Джим Кларк, уже будучи двукратным чемпионом, мира, регулярно выступал в Ф2…
Герой нашей сегодняшней истории, голландец Гийс ван Леннеп, добился наибольших успехов, выступая за Porsche в гонках на выносливость. Именно ему по сию пору принадлежит рекорд по максимальной дистанции, пройденной за 24 часа в Ле-Мане. В 1971 году в паре в Хельмутом Марко (ныне руководителем автогоночных программ Red Bull) ван Леннеп накрутил целых 5335 км по кольцу Сартэ. Затем он выиграл гонку Тарга Флорио ’73, а в 1976-м вновь поднялся на вершину подиума в Ле-Мане.
При этом периодически – практически для собственного удовольствия – гонщик стартовал и в «формулах». Он выиграл британское первенство Ф-5000, а также на протяжении четырех сезонов периодически стартовал в Формуле 1, выкупая на этап-другой место в той или иной команде. Правда, Surtees, Williams и Ensign в середине 70-х были очень далеки от лидеров чемпионата мира.
Тем не менее, опыт гонок на выносливость позволил Гийсу оставить свой след в истории. Если уж он пробивался на стартовое поле – то почти всегда добирался до финиша. Лишь однажды ему помешал перегревшийся мотор. При этом, ни разу не поднявшись в квалификации выше 20-го места, ван Леннеп дважды финишировал шестым: сначала, в 1973-м, на домашнем Гран При, а двумя годами позже – на Нюрбургринге.
Между прочим, он стал всего вторым голландцем, заработавшим очки в Формуле 1. После второй победы в Ле-Мане, одержанной в паре с Жаки Иксом (конечно же, на Porsche), гонщик счел, что это самый подходящий момент для завершения карьеры.
Цифры
Голландцы в Формуле 1
Гонщик | Годы | Гран При | Лучший финиш | Очки |
Ян Флинтермен | 1952 | 1 | 9 | |
Дрие ван дер Лоф | 1952 | 1 | ||
Карел-Годен де Бёфор | 1957-1964 | 31 | 6 | 4 |
Бен Пон | 1962 | 1 | ||
Гийс ван Леннеп | 1971-1975 | 10 | 6 | 2 |
Ролоф Вундеринк | 1975 | 6 | ||
Бой Хайе | 1976-1977 | 7 | ||
Михаэль Блекемолен | 1977-1978 | 5 | ||
Ян Ламмерс | 1979-1992 | 41 | 9 | |
Хуб Роттенгаттер | 1984-1986 | 30 | 7 | |
Йос Ферстаппен | 1994-2003 | 107 | 3 | 17 |
Кристиан Алберс | 2005-2007 | 46 | 5 | 4 |
Роберт Дорнбос | 2005-2006 | 11 | 12 |
Проект F1News.Ru 2008-2009