Голландия'85: Штефан Белофф

Гонка #415: 25 августа 1985 года. Гран При Голландии. Зандфорт
Поул Нельсон Пике (Brabham BT54) - 1.11,074 (215,369 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren MP4/2B) - 1.16,538 (199,994 км/ч)
Победитель Ники Лауда (McLaren MP4/2B) - 1:32.29,263 (193,089 км/ч)

Завоевав в 1984-м третий чемпионский титул, Ники Лауда заметно потерял в мотивации. Располагая в следующем сезоне лучшей машиной, австриец занял в чемпионате мира только десятое место, после чего завершил карьеру. Он был уже не в силах противостоять натиску гонщиков 80-х. Ну или почти не в силах.

11-й этап сезона 1985 года был разыгран в голландском Зандфорте. Впервые с начала чемпионата поул завоевал Нельсон Пике, однако Brabham бразильца заглох, едва загорелись стартовые огни. Учитывая, что неподалеку на решетке замер без движения и Arrows Тьерри Бутсена, можно только поражаться, что все обошлось без происшествий.

Вперед вышел Кеке Росберг на Williams, которого преследовали новобранец Lotus Айртон Сенна и итальянец Тео Фаби, выступавший на Toleman. Никому из этого трио отличиться в Зандфорте не удалось – сначала быстро сошел невезучий Фаби, затем выбыл из гонки Росберг с отказавшим мотором, а у Сенны стало барахлить зажигание - и он пропустил пару пилотов McLaren.

Ален Прост показал в квалификации третий результат, а Ники Лауда – лишь десятый. Но стартовая суматоха помешала французу и сыграла на руку австрийцу – на трассе они оказались рядом. На первом комплекте шин Ники чуть уступал напарнику, но на втором смог прибавить. Алена же подвели механики, слишком долго менявшие заднее правое колесо.

Прост вернулся в гонку только третьим и бросился в погоню. Сенна противостоять будущему Профессору был не в силах, и тот стал на глазах сокращать отставание от лидировавшего Лауды. За год до этого Ален порой подыгрывал Ники, что и позволило последнему в итоге стать чемпионом. Но теперь речи о джентльменстве уже не было – француз рвался к собственному титулу, партнер по команде был для него лишь ещё одним соперником.

В итоге борьба за победу разгорелась нешуточная, но так как технического преимущества не было ни у одного из пилотов, Лауда всё же смог удержаться впереди и одержал последнюю в карьере и единственную в том сезоне победу. Прост уступил четверть секунды, но вышел в единоличные лидеры чемпионата, так как его главный соперник Микеле Альборето из Ferrari стартовал в Гран При Голландии лишь 16-м и финишировал четвертым, так и не сумев на последних кругах одолеть "раненный" Lotus Айртона Сенны.

Интересно...
Покинув Голландию после гонки 1985 года, Формула 1 до настоящего времени так и не вернулась в Страну тюльпанов - и едва ли сделает это в ближайшее время. Автодром Зандфорт был реконструирован в 1999 году, но серьезная переделка так и не изменила главного - паддок здесь слишком тесный, а расширить его мешает классическая связка трех первых поворотов...

Штефан Белофф

Из-за поломки мотора до финиша голландской гонки не добрался немецкий пилот Tyrrell Штефан Белофф. Спустя всего неделю молодой и очень одаренный гонщик попал в смертельную аварию во время этапа мирового первенства спорткаров на трассе в Спа...

Звезды первой величины вспыхивают на автогоночном небосклоне до обидного редко. Оттого невыносимо печально, когда одна из них срывается и падает, не успев подарить поклонникам свой яркий свет.

Штефан Белофф был именно из таких. Мальчишка из центральной Германии ошеломил всех своей скоростью и отчаянным желанием побеждать. Пересев с карта на гоночный автомобиль, он в первом же сезоне выиграл национальную Формулу Ford, после чего, как по лесенке, легко и уверенно помчался вверх, меняя серии.

Везде он одерживал победы, везде был отчаян и смел, а под дождем умел творить невероятные чудеса. С начала карьеры прошло всего три года - а его уже приглашали в Формулу 1! Гонщик отклонил предложение ATS, выбрав заводскую команду Porsche, диктовавшую в ту пору моду в гонках спорткаров. В 1983 году первый же сезон принес немцу несколько аварий и три победы. А во втором он выиграл шесть гонок из 11 и стал чемпионом мира. Ему было всего 26 лет. Абсолютный рекорд круга на Северной петле Нюрбургринга, установленный Штефаном, не перекрыт и поныне.

В том же 1984-м Белофф дебютировал в Формуле 1. Контракт с Кеном Тирреллом был заключен сразу на четыре года, и хотя атмосферный мотор, казалось, не оставлял гонщику шансов в сражении с пилотами "турбомонстров", на медленных трассах и под любимым дождем ладное компактное шасси и талант позволяли немцу зарабатывать очки

Он финишировал шестым в Зольдере, пятым в Имоле, а потом сотворил сенсацию, едва не выиграв Гран При Монако. Под проливным ливнем он обгонял одного соперника за другим, неумолимо настигая сражающихся за лидерство Алена Проста и Айртона Сенну - когда главный судья гонки Жаки Икс решил, что условия стали слишком опасными и раньше положенного взмахнул клетчатым флагом.

Позже Tyrrell уличили в очень некрасивом жульничестве с балластом и дисквалифицировали на весь сезон, но стереть можно лишь цифру в протоколе, а не воспоминания о блестящей гонке. Зимой Белофф и его менеджер Вилли Маурер попробовали вырваться из "кабалы" Тиррела, сократив четырехлетний контракт до двух лет.

Спор разгорелся нешуточный и Штефану из-за этого даже не удалось выступить на первом этапе 1985 года в Бразилии. Но затем он начал вновь набирать очки. Летом на Tyrrell установили турбомотор Renault, после чего машина поехала ощутимо быстрее, а на немецкого гонщика вышли представители Ferrari - воспоминания о Жиле Вильнёве были у всех еще свежи в памяти, а едва ли кто-то был так похож на канадца за рулем, как Белофф

В том сезоне он ушел из Porsche, чтобы сосредоточиться на Ф1 - стартуя лишь в отдельных гонках чемпионата спорткаров за частную команду Вальтера Бруна. Во время гонки в Спа Штефан боролся со своим бывшим напарником, тем самым Жаки Иксом. Соревнования на выносливость не терпят спешки и импульсивности, здесь ты почти наверняка сможешь опередить соперника, если едешь быстрее.

Но молодому немцу некогда было ждать - он пошел в атаку при первой возможности, на спуске вниз от La Source. Два широких спорткара не уместились в "Красной воде" и, потеряв управление, вылетели с асфальта. Автомобиль Штефана Белоффа задней частью ударился о толстое бетонное основание зрительской трибуны, похоронив своего пилота...

Мир моторов в 1985-м: Opel Kadett

Еще совсем недавно страна с придыханием следила за развитием сюжета о несостоявшейся покупке компании Opel отечественным «Сбербанком»: казалось, что известный немецкий автопроизводитель уже без пяти минут «наш», однако в последний момент строптивые боссы General Motors уперлись. В общем, судьба бренда остается туманной, но Россия уже не принимает участия в ее решении.

А ведь, если вдуматься, была своя историческая логика в том, что мы замахнулись, скажем, не на Saab (возможно, к сожалению), а именно на Opel. Разные поколения отечественных автомобилистов ездили и ездят на автомобилях, имеющих прямое отношение к этой марке.

Начнем издалека: в конце 40-х в Советском Союзе на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) был налажен выпуск «Москвича-400», который на самом деле был копией довоенного Opel Kadett. Между прочим, «русифицированная» версия Kadett даже разрабатывалась немецкими специалистами на территории подконтрольной СССР зоны поверженной Германии.

Переносимся на 50 лет вперед: в 1996-м году в Узбекистане заработало совместное предприятие UzDaewoo, на котором началась сборка седана Daewoo Nexia, завоевавшего довольно широкую популярность и в нашей стране. Машина до сих пор остается одной из самых доступных моделей на российском рынке, и каждый мало-мальски сведущий в истории мирового автопрома, разумеется, в курсе, что на самом деле это Opel Kadett образца 1985-го года.

В общем, еще раз подчеркнем, что марка Opel нам не чужая. Сегодня речь пойдет как раз о о Kadett шестого поколения (если считать с довоенных времен), т.е. о Kadett E, признанном в 1985-м «Автомобилем года». Но о нем чуть позже...

Впервые выпуск модели с таким названием начался на заводе Opel в городе Рюссельхайме еще в 1937-м – именно из нее впоследствии получился «Москвич-400».

Первый послевоенный Kadett (Kadett A) дебютировал в октябре 1962-го: перед разработчиками Opel стояла задача создать «идеальный Анти-Volkswagen». Подготовка к запуску новой модели велась в обстановке строжайшей секретности, и, пожалуй, можно сказать, что машина получилась достаточно успешной: за три года она разошлась тиражом около 650 тысяч экземпляров. Однако, разумеется, конкурировать с VW Beetle она не могла, хотя и была намного современнее. Позже выяснилось, что всем Kadett был присущ серьезный недостаток, не свойственный VW: они плохо сопротивлялись коррозии и быстро ржавели.

Kadett B просуществовал с 1966-го по 1973-й, и был куда более успешным: счастливыми владельцами этой машинки стали без малого 2 млн. 700 тыс. человек. Считается, что это самая продаваемая модель Opel.

Ее сменил Kadett C – первый хэтчбек в истории фирмы, в свою очередь уступивший место Kadett D, который стал первым переднеприводным автомобилем в «кадетском полку».

Наконец, мы добрались до героя сегодняшнего повествования, до Kadett E, он же британский Vauxhall Astra Mark 2, он же бразильский Chevrolet Kadett, он же Daewoo LeMans (а также Cielo, Racer и, разумеется, Nexia), он же Pontiac LeMans, он же Passport Optima (на рынке Канады).

Говорят, машина победила в престижном конкурсе «Автомобиль года», прежде всего, за счет прогрессивной формы кузова, отличавшегося оригинальным стилем и отменной аэродинамикой. В самой Германии машина продержалась на конвейере до начала 90-х, и в разных версиях предлагалась с пятью бензиновыми и двумя дизельными двигателями. Нижнюю строчку в иерархии моторов занимали скромные 1,2-литровые агрегаты мощностью 54 л.с., тогда как на спортивные Kadett GSi ставились 150-сильные двигатели рабочим объемом 2 литра.

Kadett E выгодно отличался от предыдущих моделей марки еще и тем, что производился в самых различных вариациях: выпускались трех- и пятидверные хэтчбеки, четырехдверные седаны, универсалы и даже кабриолеты. Одно время он успешно конкурировал с VW Golf за звание лучшего в своем классе, однако все же проигрывал конкурентам по качеству отделки салона и шумоизоляции.

Но рулевое и тормоза были неплохими, в целом управлять машиной было легко и приятно. К тому же машина отличалась достаточно высокой надежностью. Очевидно, этим список достоинств не исчерпывается, если Kadett E пережил свое время и пользуется определенным спросом даже в наши дни, спустя четверть века с момента дебюта.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.