Австрия'82: Шику Серра

Гонка #370: 15 августа 1982 года. Гран При Австрии. Остеррайхринг
Поул Нельсон Пике (Brabham BT50) - 1.27,612 (244,174 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Brabham BT50) - 1.33,699 (228,312 км/ч)
Победитель Элио де Анжелис (Lotus 91) - 1:25.02,212 (222,219 км/ч)

Первая половина сезона 1982 года стала далеко не самым удачным периодом в истории Формулы 1. Гоночные технологии шагали вперед семимильными шагами, а средства безопасности оставались прежними. Вдобавок, в Большие Призы пришла большая политика. В итоге череда тяжелых аварий, скандалов и дрязг столь серьезно ударила по имиджу чемпионата мира, что восстановить его удалось далеко не сразу.

Со спортивной точки зрения тот год в Формуле 1 получился невероятно интересным, но, увы, 1982-й всегда будут вспоминать не из-за ярких событий в гонках, а из-за трагической смерти Жиля Вильнева, гибели в огне молодого Риккардо Палетти и других далеко не радостных эпизодов.

В середине августа, когда до конца сезона оставалось всего несколько этапов, а на титул претендовало не менее дюжины гонщиков, Формула 1 приехала в предгорья австрийских Альп на живописнейший Остеррайхринг. От быстрой трассы с перепадами высот и плавными, словно небольшая речка, виражами все, не сговариваясь, хотели лишь одного - чтобы гонщики остались целы и невредимы, а боссы не нашли еще одного повода сойтись в словесных баталиях.

Разреженный воздух сыграл на руку машинам с турбомоторами - в квалификации тон задавали Brabham, Renault и Ferrari. Соперники, располагающие безнаддувными Cosworth DFV, ехали не столь быстро - но рассчитывали взять реванш в гонке за счет большей надёжности.

Старт выиграл действующий чемпион мира Нельсон Пике из Brabham, но уже на втором круге его опередил напарник Рикардо Патрезе. После этого пара бело-синих машин начала отрываться от преследователей. На прошлых этапах такое случалось уже не раз, но почти всегда за этим следовали быстрые сходы. Но на скоростной австрийской трассе "турбомонстры" были в своей тарелке и уверенно доехали до середины дистанции.

Тут-то и выяснилось, что босс Brabham Берни Экклстоун все это время прятал у себя в боксах секретное оружие. Британец решил на старте заправлять баки машин лишь наполовину, а остаток бензина заливать на пит-стопе. Этот ход сулил преимущество в скорости на трассе, но сколько раз Берни не пробовал провести дозаправку - машины его гонщиков никак не могли до нее доехать!

Но на Остеррайхринге первый "секретный" пит-стоп, наконец, состоялся. Сначала боксы посетил Пике - с ним у механиков возникла заминка, - а следом и Патрезе. Молодой итальянец остался в лидерах и с новыми силами помчался вперед... Но 1982-й явно не был годом BMW. Баварские турбомоторы были слишком "сырыми", и до финиша ни один из гонщиков Экклстоуна вновь не добрался.

Не было поводов для радости и в Renault - Рене Арну свой двигатель спалил еще в дебюте гонки, а Ален Прост очень долго лидировал, но за пять кругов до финиша тоже вынужден был припарковать на изумрудном газоне потерявшую ход машину.

Так и вышло, что победу в итоге оспаривали пилоты "атмосферных" машин. Принцип "тише едешь - дальше будешь" вновь оказался верным. Еще за несколько кругов до финиша с весьма комфортным преимуществом лидировал Элио де Анжелис из Lotus, однако затем его начал на глазах догонять Кеке Росберг - не имевший прежде серьезных успехов финн, приглашение которого в Williams многие называли серьезной ошибкой Фрэнка Уильямса.

При этом ни один из двух претендентов на победу прежде еще ни разу не выигрывал в Формуле 1 - неудивительно, что оба хотели как можно быстрее устранить этот досадный пробел. Росберг настиг де Анжелиса за полкруга до финиша. Первую атаку итальянец отразил, вторую - тоже, хоть и с превеликим трудом, а в третью Кеке пошел уже на финишной прямой.

Все решили не секунды, и даже не десятые - Элио выиграл у соперника всего пять сотых! Для Lotus это был первый успех с 1978 года. Впрочем, финн оставался без побед всего две недели - он отличился уже на следующем Гран При, прошедшем в Дижоне. А еще через месяц Росберг, до начала 1982 года набравший в Ф1 всего шесть очков, и вовсе завоевал звание чемпиона мира.

Интересно...
1982 год стал первым за всю историю Формулы 1, когда не было разыграно ни одного внезачетного Гран При. В 50-е таких было едва ли не больше, чем этапов чемпионата, но со временем календарь расширился в два с лишним раза, а командам стало неинтересно тратить усилия и деньги на другие соревнования, не получая при этом отдачи. "Гонка чемпионов", проведенная в Брэндс-Хэтч 10 апреля 1983-го, стала точкой в этой истории...

Шику Серра

Седьмым в Гран При Австрии финишировал бразилец Шику Серра. В молодые годы он частенько обгонял Нельсона Пике, но в Формуле 1 не смог добиться и малой доли того, что удалось более удачливому соотечественнику.

Франсиско Адольфо Серра родился в состоятельной семье в Сан-Паулу, в детстве радовался успехам Эмерсона Фиттипальди, а затем вслед за многими земляками отправился искать гоночного счастья в Европу. Его первым громким успехом стал титул чемпиона, завоеванный в 1977 году в британской Формуле Ford.

Затем гонщик уступил лишь Дереку Уорику, выступая за команду Рона Денниса в чемпионате Формулы 3, хотя и попал по ходу сезона в серьезную аварию. А в 1979-м Серра избавился в Ф3 от приставки "вице-" к чемпионскому званию. Затем последовал переход в Формулу 2 и не слишком успешный сезон 1980 года.

Деннис предлагал пилоту остаться еще на год, но тот предпочел другое продолжение карьеры. Шику не смог ответить отказом своему кумиру Эмерсону Фиттипальди и начал выступать за его команду в Формуле 1. Этот шаг, как оказалось, и зарубил на корню карьеру гонщика.

Если в конце 70-х машины Fittipaldi еще позволяли пилотам бороться за очки и даже подиумы, то в новом десятилетии "бразильская национальная команда" стала записным аутсайдером. За два года Серра заработал лишь очко, финишировав шестым в Гран При Бельгии 1982 года. Затем команда была закрыта из-за отсутствия средств.

Шику нашел деньги для выступлений в составе Arrows и стабильно финишировал в первой десятке, с тоской глядя на то, как Нельсон Пике выигрывает гонку за гонкой, а ведомый Роном Деннисом McLaren уверенно движется к вершинам Ф1. После четырех гонок 1983 года на горизонте Arrows появился молодой бельгиец Тьерри Бутсен, располагавший солидным бюджетом - и Серре указали на дверь.

Он вернулся в родную Бразилию, где выступал долго и успешно в самых разных гонках, вплоть до заездов кольцевых тягачей. Франсиско Адольфо и сейчас в строю, а его сын уже делает в гонках первые шаги. Быть может, карьера Серры-младшего сложится более успешно, чем у Нельсиньо Пике?..

Мир моторов в 1982-м: Renault 9

Модели Renault шесть раз выигрывали престижный конкурс «Автомобиль года» – чаще это удавалось только продукции Fiat: представительное жюри, состоящее из журналистов ведущих европейских изданий, отдавало предпочтение продукции итальянского концерна девять раз.

В 1966-м победила Renault 16, однако следующего успеха пришлось ждать довольно долго, и только в 1982-м конкурс выиграл небольшой четырехдверный седан Renault 9, выпускавшийся с 1981-го по 1983-й гг.

Разумеется, не обошлось и без столь любимых в Европе хэтчбеков, однако трех- и пятидверные машины, построенные на базе Renault 9, формально считались другой моделью и назывались Renault 11. Впрочем, в их конструкции использовались абсолютно те же узлы и агрегаты.

Изначально 9-я и 11-я модели оборудовались устаревшими моторами рабочим объемом 1,1 и 1,4 л, и лишь модификации, называвшиеся 9 Turbo и 11 Turbo, оснащались более мощными 115-сильными двигателями с турбонагнетателями, позаимствованными у Renault 5.

На более поздних версиях стояли уже силовые агрегаты типа F, разработанные совместно специалистами Renault и Volvo. При объеме 1,7 л они – в разных вариантах – развивали от 82 до 95 л.с.

Машинка была популярной не только в Европе: в 80-е годы она собиралась и в США на заводах компании American Motors (проект назывался Renault Alliance), а в Колумбии вообще продержалась на конвейере до 1999-го. Кстати, только в Америке производился кабриолет Encore, созданный на ее базе. Впрочем, маркетологи Renault не сразу осознали, что североамериканскому рынку нужны автомобили с мощными двигателями, а когда появились 2-литровые версии, было уже поздно: продажи шли совсем плохо, и вскоре American Motors была поглощена корпорацией Chrysler.

Можно сказать, что хэтчбек Renault 11 оставил заметный след в кинематографе: машина «сыграла роль» в одной из серий Бондианы. Если помните, в фильме 1985-го года «Вид на убийство» (A View To A Kill) агент 007 (в исполнении Роджера Мура) угоняет такси от подножия Эйфелевой башни, на котором преследует удалявшегося на… парашюте преступника, точнее, преступницу Мей Дей (ее играла популярнейшая в 80-х певица Грейс Джонс). Надо сказать, что в тот летний день Бонд наделал в центре Парижа нешуточный переполох: носился на такси по лестницам, скакал по крышам автобусов, понятное дело, ездил по встречной полосе, пугая прочих участников движения.

Судьба угнанного такси сложилась незавидно: сначала у него была сорвана крыша, когда Бонд проскочил под закрытым шлагбаумом, а затем его вообще разорвало пополам. Конечно, Джеймса Бонда это не остановило, он продолжил погоню, однако злодейку так и не поймал. Впрочем, это уже другая история….

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.