Гран При Китая: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Китая – этап относительно молодой, появившийся в календаре только в 2004-м. Первые пять лет он проводился в середине осени, а в 2009-м гонку перенесли на середину весны, что почти не сказалось на условиях – не слишком жарко, нередко идут дожди, но до ливней, с которыми команды сталкиваются в тропической Малайзии, всё же далеко.

Поначалу события развивались непредсказуемо – семь первых гонок в Шанхае выиграли семь разных гонщиков. Первым, кому удалось победить в Шанхае дважды, стал Льюис Хэмилтон. Это произошло в 2011-м, с тех пор Льюис выиграл здесь ещё две гонки, и с четырьмя победами уверенно возглавляет список самых успешных пилотов на этой трассе.

Среди команд самая успешная в Китае – Ferrari, на счету Скудерии тоже четыре победы, но одержали их четыре разных пилота – Баррикелло, Шумахер, Райкконен и Алонсо. Себастьян Феттель побеждал лишь однажды, в далёком уже 2009-м, ещё до того, как завоевал первый титул – китайскую трассу трудно отнести к числу его любимых.

Хотя нас ждёт уже третий этап чемпионата, расстановка сил до сих пор ясна не до конца. Два поула на счету Хэмилтона, две победы – у Росберга. Льюис быстр, но каждый раз что-то мешает ему реализовать в гонке преимущество, продемонстрированное в квалификации. Можно сказать, что ему не везёт, но так казалось и в конце прошлого сезона, который Росберг завершил серией побед. И с тех пор переломить ситуацию Хэмилтону не удалось. В Китае, на одной из самых успешных для него трасс, Льюис получит шанс это сделать.

Не вполне понятна и реальная конкурентоспособность Ferrari. Скудерии пока не удалось провести, что называется, «чистый» уик-энд – в Австралии помешала не лучшая стратегия и остановка гонки красными флагами, в Бахрейне Феттель сошёл ещё до старта, а Кими неудачно стартовал. По ходу дистанции алые машины демонстрировали отличную скорость, но пока не ясно, способны ли они всерьёз бросить вызов Mercedes.

Трасса в Шанхае им подходит не идеально – машины Ferrari лучше выглядят при более жаркой погоде, а в Китае будет относительно прохладно. Тем не менее, в гоночных условиях год назад они выглядели неплохо, и в этот уик-энд имеют шанс подтвердить амбициозные заявления, сделанные перед началом чемпионата.

Будет крайне любопытно следить и за некоторыми другими командами. Williams прошлый этап провалила, уступив практически всем прямым конкурентам. Год назад они выглядели в Китае неплохо, а сейчас есть шанс реабилитироваться.

После двух блестящих гонок особое внимание приковано к команде Haas. Действительно ли темп их машин так хорош? И что будет, если Гутьеррес, наконец, начнёт доезжать до финиша?

Стоит обратить внимание и на Manor. В Австралии их темп был невысоким, а вот в Бахрейне казалось, что команда, наконец, сделала шаг наверх в гоночной иерархии – атаки Паскаля Верляйна на позиции Sauber и Force India многим запомнились. Реальные возможности шасси этой команды мы сможем оценить в Китае.

О трассе…

Shanghai International Circuit. 56 кругов по 5.45 км = 305 километров. 16 поворотов – медленных, среднескоростных и быстрых. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 340 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа проходится 55% дистанции круга. Торможения занимают 15% дистанции круга. Восемь зон торможения.

По большинству параметров шанхайский автодром можно назвать «средним». Средний износ тормозов, средний расход топлива и даже среднее время проведения пит-стопа. Отличительных черты у трассы две: одна из самых длинных прямых в чемпионате (и это не прямая старт-финиш), и два затяжных правых поворота с переменным радиусом.

Благодаря прямым, обгоны в Китае никогда не были проблемой, так что значимость поула не так уж велика. А вот мощность двигателя может сыграть определяющую роль. Что касается правых поворотов, в первом из которых машины разворачиваются на 270 (!) градусов, то они сильно нагружают левую переднюю шину, которая и изнашивается в первую очередь.

Над автодромом обычно висит смог, если нет сильного ветра. За 12 лет проведения Гран При Китая лишь четырежды во время гонки небо было безоблачным, но и серьёзные дожди шли не так часто, и бывали не слишком сильными – только в 2010-м по ходу гонки шёл настоящий ливень. Последние пять лет гонка проходила на сухой трассе.

О резине…

Как и на предыдущем Гран При, Pirelli привезёт в Шанхай составы SuperSoft, Soft и Medium. Этот выбор вновь подчёркивает «средний» во всех отношениях характер китайской трассы, так как UltraSoft здесь будет слишком быстро изнашиваться, а Hard – слишком долго прогреваться. В отличие от большинства трасс, где важно экономить ресурс задних шин, в Шанхае нужно следить за передними. Крайне важно и очень непросто добиться их прогрева до рабочей температуры, особенно в квалификации.

В последние годы число пит-стопов здесь колебалось между двумя и тремя, но в 2015-м большинству пилотов удалось проехать дистанцию с двумя сменами шин. В этом году, благодаря появлению третьего состава и большему разнообразию стратегий, мы видим тенденцию к увеличению числа пит-стопов по ходу Гран При. Вполне вероятно, что пилоты вернутся к тактике трёх пит-стопов. Всё может изменить выезд автомобиля безопасности, но вероятность этого невелика – чуть более 30%.

На этот раз лидеры сделали достаточно близкий выбор шин на уик-энд, но использовать их по ходу уик-энда они наверняка будут по-разному. В Бахрейне шины Medium проявили себя не лучшим образом, а Грожан добился успеха, проехав большую часть дистанции на SuperSoft. Условия в Шанхае, конечно, будут совсем иными, но каждый Гран При расширяет выбор стратегий, который команды используют в гонке.

Год назад в Шанхае…

Прошлогодняя гонка в Шанхае прошла под знаком тотального доминирования Льюиса Хэмилтона. Он оказался лучшим на всех трёх тренировках, завоевал поул, лидировал на протяжении большей части дистанции, показал лучший круг и одержал уверенную победу. В квалификации пилоты Mercedes оказались быстрее Ferrari и Williams практически на секунду.

Итоговые отрывы оказались невелики, но лишь потому, что в конце гонки на трассу выехал автомобиль безопасности – машина Макса Ферстаппена остановилась прямо на стартовой прямой. Сэйфти-кар свернул на пит-лейн лишь за круг до клетчатого флага. Тем не менее, в гоночном темпе Ferrari почти не уступала Mercedes, и затянувший второй пит-стоп Кими Райкконен даже на один круг вышел в лидеры гонки.

Для Даниила Квята тот уик-энд прошёл неудачно. В квалификации он показал лишь 12-е время, в гонке сделал ставку на иную по сравнению с большинством соперников стратегию, стартовав на шинах Medium, но сошёл уже после 15 кругов из-за отказа мотора. Риккардо, впрочем, в гонке тоже скоростью не отличался, почти всю дистанцию сражался с Маркусом Эриксоном, и в итоге опустился с седьмой позиции на старте на девятую на финише.