F1ЛОС’офия: О поспешности суждений и заслуженной славе...

Одним из главных источников ошибочных
умозаключений является поспешное суждение,
посредством которого из какого-то частного
опыта выводят общие положения.

Б.М. Бим-Бад

Часть I

Шесть лет назад, когда стало известно, что Кими Райкконен из Sauber переходит в McLaren, разумеется, нашлось немало желающих – и автор этих строк в том числе – посплетничать, порассуждать, разобрать по косточкам угрюмого финского паренька, молчуна с, казалось, еще даже не вполне сформировавшейся личностью. На него, бойца-первогодка, свалилась колоссальная ответственность: ему предстояло занять место Мики Хаккинена, знаменитого земляка, двукратного чемпиона мира.

Попытки как-то в целом предвидеть будущее Кими в Формуле 1, прикинуть, а на что, собственно, он может рассчитывать, чего от него можно ожидать, еще как-то были понятны. Но зачем, например, было городить ерунду, писать, что у себя на родине, в Финляндии, Кими вряд ли добьется такой же популярности, какая в свое время обрушилась на Мику? А ведь было и такое. Типа, Хаккинен – это настоящий «working class hero» - герой рабочего класса; любили, мол, его, широкие народные массы. А у этого Кими – разве ж у него харизма?

Прошло шесть лет, и в прошлую субботу в торжественной обстановке в Хельсинки под овации поклонников и визг поклонниц новоиспеченного чемпиона мира чествовали как лучшего финского автогонщика 2007 года. Кими стоял на подиуме и улыбался, поднимая вверх очередную блестящую железку – кубок средних размеров – и, честное слово, чувствовалось, что ему все это чертовски приятно. Он не выглядел эдаким подарком, звездой, героем – он был просто симпатягой-парнем – впрочем, который за последний год заметно повзрослел.

Маленький, но гордый финский народ, славный своими автогоночными традициями, не может такого не полюбить – крепко, по-настоящему, как своего. Да, пожалуй, уже полюбил. Тем более, и ведет-то Кими себя по-человечески понятно: то с девчонками загуляет (правда, на поверку это оказалось полной ерундой: финская пресса выяснила, что у Кими в те дни было железное алиби), то нашалит, выпив лишнего. Кстати, когда он только-только выиграл ГП Бразилии, и еще было не вполне ясно, чем закончится скандал с температурой топлива в баках машин BMW и Williams, крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat без тени смущения острила: «Известно, что Кими любит пропустить при случае стопку-другую – и когда все окончательно устаканится, он, наконец-то, сможет себе позволить».

Симпатичная ведущая церемонии, явно намекая именно на эту слабость, спросила у Кими: ну что, небось, повеселился вволю, отпраздновал на широкую ногу? А Кими вполне так скромно и достойно ответствовал, что, на самом деле, он спокойно провел последние недели, ничем особенно не занимался, зато несколько раз пересмотрел запись бразильской гонки – и ведь не утомляет! А еще рассказал, что скоро вместе с командой будет встречать Рождество, а там, глядишь, и тесты не за горами. Кстати, не упоминая названия McLaren, он лишний раз подчеркнул, что в Ferrari он чувствует себя гораздо лучше, чем в предыдущей команде.

Под конец ведущая поинтересовалась, чувствует ли Кими, что мнение публики и прессы о нем меняется? Ведь, когда Iceman пришел в Ferrari, не все верили в успех, сомневались, а справится ли? Кими посерьезнел и ответил, что сейчас ему уже намного легче, что критики стало явно меньше. Еще бы. Посрамлены все те, кто год назад спешил вывалить на окружающих свой скепсис, мол, Райкконен – это вам не Шумахер, и разогнать «красное колесо» ему вряд ли удастся. И где все эти люди? И даже если учесть, что Кими опередил Льюиса Хэмилтона на одно-единственное очко, да и то чудом, никто из нормальных журналистов, свободных от национальных предрассудков и фанатских комплексов, не сомневается, что титул достался самому достойному. А еще можно вспомнить, что периодически возникают разговоры о том, что нынешняя система «тарификации» далека от совершенства, и победителя Гран При от занявшего второе место должно бы отделять более существенное количество очков. Но это так, к слову: просто побед у финна все-таки больше, чем у соперников.

В общем, Кими Матиас Райкконен – чемпион правильный. Хотя и не Шумахер. Похоже, это последнее обстоятельство в Ferrari очень хорошо понимают: на днях в финской прессе мелькнула сплетня, что руководство команды совершенно сознательно так составляет график предсезонных тестов, чтобы Кими и Михаэль Рольфович случайно не пересеклись на трассе в один и тот же день. Оно и понятно: пенсионер Шумахер на глазах у всех так тряхнул стариной в Барселоне, что догнать его не смог никто из ныне действующих гонщиков и тест-пилотов. Разумеется, скорости на тестах – это вообще отдельная тема, и часто об этом судят поспешно и поверхностно, но если так получится, что Кими поедет, например, медленнее Михаэля – пойдут лишние разговоры. Ага, начнут язвить некоторые, вот, мы же говорили, калибр нынешнего чемпиона помельче будет, богатыри – не вы!.. Поедет Кими быстрее – станут злопыхать, что, все-таки, Шумахер уже нынче не тот. Зачем это надо? А так каждый из героев-автогонщиков будет выполнять свою задачу – видимо, такой была логика нынешних боссов Скудерии – если эта сплетня вообще соответствует действительности.

Часть II

Продолжая тему поспешности суждений, хочется вернуться к топливному скандалу, разразившемуся в Бразилии. С одной стороны, глупо как-то получилось, что протест McLaren отклонили из-за процедурных нарушений, а вовсе не из-за того, что граждане апелляционные судьи приняли продуманное и аргументированное решение.

С другой стороны, к чести FIA, бюрократы не стали рубить с плеча и все-таки, хотя бы для справочных целей, – возможно, с прицелом на будущее, – во всех подробностях выслушали доводы инженеров Williams и BMW. Ведь подобных прецедентов еще не было. Давайте вкратце вспомним, что говорил на разбирательстве в Лондоне Сэм Майкл, один из руководителей Williams: оказывается, датчики температуры, установленные в рукавах заправочных машин, вообще не являются надежным источником информации о реальной температуре топлива. Они никогда не были откалиброваны FIA, они не являются стандартными сенсорами, они не проходят опломбирование – и так далее. Те, что стоят в заправочных машинах Williams, работают целых семь лет и уже даже не выпускаются. В заправочных машинах других команд стоят аналогичные датчики – но иной модели. Таким образом, было бы некорректно полагаться на данные, которые обычно используются исключительно в технических, а вовсе не в контрольных целях, для чего действительно нужна некая эталонная точность измерений.

Доводы Майкла абсолютно понятны и логичны, согласитесь?

Часть III

6 декабря в День независимости Финляндии на первом канале тамошнего ТВ компания YLE, как обычно, будет вести прямую трансляцию церемонии торжественного приема, на котором Президент Тарья Халонен будет лично приветствовать лучших сынов и дочерей финского народа, чем-то особо прославившихся в минувшем году. Дело хорошее, с одной стороны, но, если честно, утомительное и скучное, – и Кими раньше всегда удавалось всего этого избежать. Но страна должна знать своих героев! И сейчас финское фанатское сообщество сильно переживает: а появится ли их кумир вместе с супругой Дженни на президентском рауте? По логике вещей – должен, все ж таки чемпион мира! Развернутых интервью Кими после финиша сезона пока не давал – и болельщики надеются, что уж в ходе этого приема журналистам удастся поговорить со звездой Формулы 1 на интересующие всех темы. Впрочем, хотя в этом году соотечественники Райкконена и замечают, что он стал заметно разговорчивее, но почему-то думается, что на столь формальном мероприятии он откровенничать с прессой не станет. Однако, как знать: в минувшую субботу Кими признался, что обрушившаяся на него слава ему пока не надоела.

И вот тут вспоминается одно давнишнее соображение британских коллег, которые, говоря о Кими, часто задавались вопросом: да, этот парень рано или поздно станет чемпионом мира, но, став им, как долго он еще задержится в Формуле 1? Насколько хватит его финского пороху? Не посчитает ли он свою личную миссию выполненной? Полагаю, ответы хотя бы на часть этих вопросов мы узнаем уже в следующем сезоне.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.