Перед стартом очередного ралли-рейда "Дакар" лидер команды "КАМАЗ-мастер", действующий победитель гонки Эдуард Николаев рассказал в интервью F1News.ru чего он ждёт от этого марафона.
Вопрос: Этот "Дакар" отличается от нескольких предыдущих - вас ждёт много песков. Раньше считалось, что пески - покрытие для КАМАЗов, там ваши грузовики чувствовали себя очень уверенно. Но отчасти это объяснялось двигателями большего размера, чем у конкурентов. Теперь же объём моторов у всех одинаковый. На ваш взгляд, как КАМАЗы будут чувствовать себя в песках на этот раз?
Эдуард Николаев: На этом двигателе я пока не соперничал с Iveco, в прошлом году на нём выступал Дмитрий Сотников, так что судить пока трудно. По своим характеристикам эти двигатели максимально приближены к нашим прежним моторам, 16,2-литровым двигателям Liebherr. Тем не менее, малый объём, конечно же, влияет на эффективность преодоления дюн.
Мы очень надеемся, что в этом плане нам поможет автоматическая коробка передач, так как благодаря ей мощность передаётся плавно, без потерь. К ней, конечно, тоже ещё нужно будет привыкнуть. Коробка, кстати, имеет два режима - автоматический и механический. Так что в случае необходимости, если автомат где-то не справится, можно перейти в ручной режим.
Думаю, в совокупности всё это обещает нам неплохое будущее. Пока механика всё ещё имеет некоторое преимущество в определённых ситуациях, но плюсы, которые даёт автомат, конечно, очень заметны. С ней ты чувствуешь себя более уверенно и надёжно. Скажем, год назад в дюнах, в борьбе с Виллагрой, мне настолько быстро пришлось переключиться из-за стоявшей впереди машины, что сцепление загорелось. В итоге оно выдержало, но риск был большой. С автоматом таких проблем нет, и надеемся, что с ней мы проедем не хуже, чем прежде.
Вопрос: Некоторые ваши соперники, например, Renault, в прежние годы демонстрировали очень хорошую скорость на быстрых, раллийных участках, которых в этом году практически не будет. Можно ли сказать, что из-за особенностей маршрута соотношение сил изменится?
Эдуард Николаев: Я думаю, да. Пески всегда коварны, непредсказуемы, они не прощают ошибок. Но лучшим специалистам по пескам в своё время был наш нынешний руководитель Владимир Чагин. Будем надеяться, что ему удалось передать нам весь свой огромный опыт. Конечно, мы тоже в песках уже далеко не новички. На прошлогоднем "Дакаре", как раз в Перу, у меня, например, был момент когда грузовик в песках лёг на бок, и тем не менее, мы в итоге выиграли этот спецучасток.
Вообще, тогда переворачивались все, потому что перуанские пески очень сложны. Трудно предсказать, что тебя ждёт. Вроде бы дюны хорошо просматриваются, но имеют необычную форму, ромбовидные, и к тому же очень трудно предсказать, насколько зыбким окажется песок. Приходится и подниматься, и спускаться ступеньками, и ты понятия не имеешь, что тебя ждёт за гребнем. Эти дюны практически нечитаемы даже для опытных спортсменов. Так что будет важен психологический настрой - даже если соперники будут атаковать, нужно сдержаться, сохранять свой темп. Потому что можно ехать восемь дней лидером, а в последний ошибиться, просто о чём-то задуматься - и потерять гонку.
Вопрос: Пустыни всегда очень разные, опытные раллисты различают много видов песка. Какой песок в Перу - обычно очень мелкий?
Эдуард Николаев: Да, мелкий, но дело не только в этом. Он очень непредсказуемый. Иногда кажется, что заехать на дюну не удастся, но оказывается, что песок настолько жёсткий, что без проблем это делаешь. А где-то наоборот - вроде бы маленькая дюна, а застрять там можно очень серьёзно. В прошлом году даже был участок, где организаторы вели нас в обход, сначала в одну сторону, потом в другую. Было большое желание срезать, проехать напрямую, но я подумал, что не зря они это делают. А Дмитрий Сотников поехал прямо, а песок оказался настолько мягким, что машина просто провалилась. Тогда и стало всё понятно.
Дюны, вообще, очень коварны. Иногда они помогают тебе найти собственный маршрут, пойти своей дорогой. Иногда наоборот. Потому если видишь след на песке, психологически съехать с него очень сложно - ты знаешь, что здесь кто-то уже проехал, значит, проедешь и ты. Но когда нужно отыгрывать секунды, необходимо искать свою дорогу. А значит, рисковать.
Вопрос: Организаторы пообещали и сложную навигацию?
Эдуард Николаев: Да, обещают две главные сложности: навигацию и управление. Так что посмотрит - вероятно, с навигационной точки зрения гонка будет сложной. Конечно, учитывая, что весь марафон проходит по территории одной страны, организаторы постараются усложнить нам задачи таким образом. Но, с другой стороны, потерять в песках весь пелотон им тоже невыгодно, нужна золотая середина.
Вопрос: Вы обрадовались, когда узнали, что на этот раз не будет боливийского высокогорья, подъёма на 4000 метров?
Эдуард Николаев: Да нет, почему же. Наоборот, хочется, чтобы было сложно. Мы постоянно готовимся, в том числе и к высокогорью. Большая высота влияет на темп, на физическое состояние пилотов, реакция притупляется, появляется сонливость, усталость. На протяжении нескольких дней всё это накапливается, и гонка выливается в борьбу физической подготовки, выносливости экипажей. Мы должны быть к этому готовы, потому что не всегда можно победить благодаря технике, иногда всё решает физическая форма, выносливость.
Вообще, факторов много. Скажем, год назад мы до последнего сражались с Федерико Виллагрой. Он очень быстрых гонщик, и находился в хорошей физической форме, но не хватило технической подготовки. Пробил колесо, остановился в нестандартном месте, и не смог справится с этой проблемой. Это хороший пример того, что на ралли-рейдах мало быть сильным гонщиком, нужно ещё хорошо знать матчасть, уметь всё делать не хуже механиков.
Вопрос: Да, это отличает гонщиков "КАМАЗ-мастер" - на базе вы собираете грузовики на равных с механиками. Не знаю, есть ли такое ещё хоть в какой-то команде.
Эдуард Николаев: Есть, в Tatra. Мартин Коломы не только собирает, а стоит за станком и сам вытачивает гайки.
Вопрос: Кстати говоря, на протяжении многих лет Tatra была главным конкурентом КАМАЗа, но в последние годы чехи немного отошли на второй план. Есть ли надежда, что они вернутся в борьбу за первые места?
Эдуард Николаев: Определённо есть. Тот же Коломы очень быстро едет, но ему, к сожалению, мешают технические проблемы. Иногда и сам, конечно, ошибается. Но с точки зрения темпа он очень близок к нам, машина конкурентоспособна. Он быстр на скоростных отрезках, уверенно и надёжно преодолевает пески. На мой взгляд, команда Tatra Buggyra сейчас быстрее, чем, например, Renault. Именно Мартина и Iveco де Роя я считаю нашими главными конкурентами.
Вопрос: Но основной противник - это всё же Iveco?
Эдуард Николаев: Да. Жерар де Рой очень хорош в песках, да и Виллагра научился. Да, он не любит ехать первым, потому всегда пропускает и едет позади на некоторой дистанции. В прошлом году так и было - я сам пытался его пропустить, по тем же причинам, но он не позволил. Ехать позади намного легче - ты видишь, где чужой грузовик едет тяжело, можешь перестраховаться, выбрать другую передачу. В итоге тот, кто едет первым, может застрять, а ты объедешь его и уедешь вперёд. Подобных хитростей в песках много. Впрочем, если я еду один, то тоже не переживаю. Это тоже стратегия - уехать вперёд, оторваться от всех.
Вопрос: С виду маршрут достаточно ровный, пески распределены по дистанции достаточно равномерно. Как будет проходить борьба со стратегической точки зрения?
Эдуард Николаев: Думаю, нас ждёт рывок в начале, в первые дни определится расстановка сил. А затем главная борьба нас ждёт в последние дни марафона. Участники начнут действовать более агрессивно, пойдёт борьба за результат. Впрочем, посмотрим - важно выступить ровно и стабильно.
Вопрос: Помимо вас, грузовик с автоматической коробкой передач использует и Айрат Мардеев. И надо сказать, что опыта работы с автоматом больше, он выступал на этой технике ещё в 2017-м.
Эдуард Николаев: На самом деле ненамного больше. В 2017-м он проехал на грузовике с автоматом пару гонок. В 2018-м я ехал с автоматом весь сезон, три гонки и много тестов, так что, думаю, опыт у нас примерно равный. А конкретно на этой коробке у меня даже больше - начинал Айрат работать с другой версией автомата, но предпочли эту модель.
Вопрос: Что за коробка стоит сейчас?
Эдуард Николаев: Это разработка американской компании Allison. Эту же коробку используют в команде де Роя, что уже говорит о том, что коробка очень надёжна - Жерар никогда не будет рисковать, устанавливая на грузовик сырые узлы. Мы, кстати, об этом не знали - сначала сами убедились в эффективности и надёжности коробки, а уже после того, как отправили машины в Перу, узнали, что на Iveco коробки такие же.
Вопрос: Возвращение Жерара на "Дакар" вызывает у вас беспокойство? Ведь это, пожалуй, ваш самый сильный соперник.
Эдуард Николаев: Я бы так не сказал. На мой взгляд, Виллагра уже сильнее. То, как Федерико ехал в прошедшем году… Конечно, де Рой тоже едет быстро, в целом они равны. Так что больше будет влиять настрой, надёжность, умение обращаться с техникой. Но на дистанции видно, что Виллагра - профессиональный гонщик, раллист. Конечно, песок, дюны - не лучшее покрытие для него, но на прошлогоднем "Дакаре" я уже убедился, что и в пустыне он едет хорошо.
Вопрос: Кто из гонщиков "КАМАЗ-мастер" стартует в роли "быстрой технички"?
Эдуард Николаев: Начинает Андрей Каргинов, но ремонтный блок у нас съёмный Так что роль "быстрой технички" будет постоянно передаваться:кто стартует сзади, тот и будет его вести. Или, если кто-то потеряет шансы на высокие места, блок будет размещён на его грузовике на постоянной основе.