Завершив карьеру в Формуле 1, Жан Алези по-прежнему активно участвует в жизни паддока. Сегодня он комментирует гонки на итальянском канале RAI, руководит программой французской федерации автоспорта по подготовке молодых гонщиков и работает послом Pirelli. В интервью сайту 20 minutes он рассказал о прогрессе французских гонщиков и о том, что его привлекает в современной Формуле 1.
Вопрос: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в Формуле 1?
Жан Алези: Я не пропускаю ни одного Гран При – гонки мне по-прежнему нравятся. Если говорить о моей работе в Pirelli, то я посол этого бренда. В футболе бывший игрок может стать спортивным директором – я выступаю в этой роли в Формуле 1. Я словно сомелье, пробующий вино: он знает его состав, и как оно было сделано. Шины лично для меня – то же самое. Но я не занимаюсь их доработкой.
Вопрос: Наблюдая за гонками со стороны, вы получаете то же удовольствие?
Жан Алези: В молодости я встречал в паддоке бывших пилотов, они всегда говорили о прошлых гонках. Ничто так не раздражает, как разговоры о прошлом. У каждой эпохи свои трудности. Мне нравится современная Формула 1, ведь гонка держит в напряжении от первого до последнего круга. Тот факт, что шины быстро теряют эффективность, путает все карты в каждом Гран При. Мы не вполне понимаем происходящее на трассе, и никто не решится заранее назвать имя победителя.
Вопрос: Быстро теряющие эффективность шины плохо отражаются на имидже Pirelli…
Жан Алези: Широкой публике всё равно, какой будет резина – ей нужно шоу. Желательно, качественное шоу. Сначала мы стремились сократить расходы, но чтобы гонки снова стали интересными, нам нужен был быстрый износ резины.
Можно создать шины, способные выдержать всю дистанцию. В мое время было крайне мало пит-стопов. В 1990 году я проехал всю гоночную дистанцию на одном комплекте резины, не останавливаясь в боксах. Сегодня производитель должен соблюдать технические требования, стараясь при этом сделать гонку интересной. Pirelli отлично с этим справляется.
Вопрос: Тем не менее, у стремления любой ценой сделать хорошее шоу должны быть рамки…
Жан Алези: Да, в какой-то момент мы поняли, что перестарались. Надо быть предельно внимательным.
Вопрос: Как вы оцениваете выступление французских гонщиков в первых Гран При?
Жан Алези: Все выступающие сейчас в Формуле 1 французы – бывшие участники программы подготовки гонщиков. У них более или менее конкурентоспособные машины. Я горжусь ими. Недавно у меня в гостях был Жан-Эрик Вернь, мы говорили о Монако и о прессинге из-за преследовавших его в начале сезона неудач.
Мне кажется, французские гонщики быстро адаптируются к ситуации. Дебютировать в Формуле 1 – это хорошо, но важно сохранить свое место в чемпионате.
Вопрос: Чего не хватает Роману Грожану, чтобы бороться с Кими Райкконеном?
Жан Алези: Он оказался в сложной ситуации. После прошлогодней аварии на старте Гран При Бельгии все обрушились на него с критикой. Он закончил сезон, чувствуя прессинг.
Когда вы оказываетесь за рулем такой машины, как у него, главное – чувствовать себя раскованным. Роман проводит второй сезон в команде с очень быстрым гонщиком, а это нелегко. У Грожана не так много опыта. К тому же, ему не хватает уверенности в себе. У него огромный потенциал, но он использует его не полностью. Ему не хватает победы – выиграв гонку, он перестанет чувствовать прессинг.
Вопрос: Кто выиграет титул?
Жан Алези: Либо Ferrari, то есть Алонсо, либо Red Bull Racing. Больше всего шансов у Себастьяна Феттеля, ведь он работает с Эдрианом Ньюи. Я считаю его настоящим волшебником. Однако я остаюсь поклонником Ferrari, поэтому победы этой команды всегда доставляют мне удовольствие.