В межсезонье Williams оказалась в центре внимания, благодаря ситуации с переходом Валттери Боттаса в Mercedes и дебюту 18-летнего Лэнса Стролла. Хотя молодой канадец пока не финишировал ни в одной гонке, заместитель руководителя команды Клэр Уильямс уверена, что у него большой потенциал, поэтому в Гроуве не ошиблись, подписав с ним контракт.
Вопрос: Клэр, в вашей команде один из гонщиков почти в два раза старше своего напарника. Как всё это работает?
Клэр Уильямс: Вы правы. Я не задумывалась об этом. И если всё вполне нормально работает, это говорит о многом. Здорово и в то же время очень интересно, что Лэнс выступает в нашей команде: появление нового талантливого гонщика – это хорошо и для Williams, и для спорта в целом. Нам очень важно приводить в Формулу 1 талантливых гонщиков, особенно если этот человек доказал, что заслуживает места в чемпионате мира.
Но если в вашей команде выступает дебютант, то вы хотите, чтобы его напарником стал опытный гонщик, и такой пилот, как Фелипе Масса – идеальный напарник, учитывая его темперамент и опыт. Здорово наблюдать, как они работают вместе. У нас хороший состав команды, я очень довольна.
В этом спорте высокая конкуренция, и многие гонщики думают только о себе, а для Фелипе важны интересы команды. Это отличный командный игрок, и так было всегда – с тех пор, как он присоединился к Williams. Это очень важно, ведь нам нужна высокая позиция в Кубке конструкторов.
Вопрос: В прошлом году вы объявили, что в Williams будут выступать Валттери Боттас и Лэнс Стролл, а затем всё полностью изменилось, и вам пришлось просить Фелипе вернуться, поскольку Валттери должен был перейти в Mercedes. Напомните, как всё складывалось для вас?
Клэр Уильямс: Да, декабрь получился напряженным! Мы уже объявили состав команды, и нас вполне устраивало то, что у нас будут выступать Валттери и Лэнс. Но сразу же после ухода Нико Росберга мы поняли, что к нам обратятся, и нам льстило, что кто-то захотел, чтобы именно наш гонщик заменил Нико. Но мы оказались в непростой ситуации, поскольку у всех остальных гонщиков уже были контракты, так что вариантов оставалось очень мало.
Если ваш пилот получил шанс выступить в Mercedes, то вы стараетесь, чтобы у него всё получилось, и стремитесь всё сделать правильно. В этом решении было очень много разных аспектов, и мы не хотели спешить, ведь Валттери играл ключевую роль в будущем нашей команды. Но всё получилось благодаря Фелипе! Сначала я не хотела к нему обращаться и думала, что лучше оставить его в покое, но когда я всё-таки позвонила, он отреагировал с готовностью и пониманимем, и теперь это видно по его выступлениям на трассе.
Вопрос: Руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф сказал, что переговоры шли тяжело, и что вы «дочь своего отца», когда дело доходит до коммерческих соглашений. Вы получили всё, что хотели?
Клэр Уильямс: Да. Таким был план. Мы не собирались отпускать Валттери без борьбы. Он играл ключевую роль в будущем нашей команды, и если вы собираетесь отпустить гонщика, то хотите получить что-нибудь взамен. Мы не стали бы это делать, если бы не были довольны всеми составляющими нашего решения. Теперь нас всё устраивает.
Вопрос: Новый руководитель технического департамента Williams Падди Лоу, ранее работавший в Mercedes – тоже часть этой сделки?
Клэр Уильямс: Нет. Такие люди не могут быть пешками в шахматной игре. Соглашение о переходе Валттери в Mercedes – это отдельный договор, то же самое касается контрактов с Фелипе и Падди Лоу.
Вопрос: У Валттери однолетний контракт, у Фелипе – тоже. Есть ли шансы, что в 2018-м Валттери вернется в Williams?
Клэр Уильямс: Ха! Мне нужно пару недель отдохнуть от разговоров о гонщиках! (смеется) Кроме того, за год всё может измениться. Я не стала бы возражать против возвращения Валттери, но это будет зависеть от того, появится ли в следующем году у нас вакансия.
Вопрос: Считается, что финансовая поддержка, обеспеченная Лэнсу, была серьезным аргументом в пользу того, чтобы он сел за руль одной из ваших машин. Цель нового спортивного директора Формулы 1 Росса Брауна – убрать коммерческую зависимость небольших команд от гонщиков. Если бы не эта зависимость, у вас был бы такой же состав команды?
Клэр Уильямс: Очень хороший вопрос, но я отвечу: да. По-моему, говорить о возможности ликвидировать такую зависимость – это идеализм, но в то же время для Формулы 1 не ново, что у гонщиков-дебютантов есть финансовая поддержка. Например, Фернандо Алонсо поддерживал Santander. Состав команды всегда включает и другие элементы.
Мне кажется, Росс говорил о конкретных гонщиках. По-моему, все должны помнить, что Лэнс принес в команду не только деньги, но и свой талант. Всем желающим попасть в Формулу 1 нужна финансовая поддержка. Было бы наивно полагать, что вы можете пробиться на вершину без этого. Следовательно, я не стану менять своё мнение.
Вопрос: Справедливо сказать, что выступление Лэнса в Шанхае заставило замолчать многих скептиков. Он идеально провёл квалификацию, и если бы не столкновение с Серхио Пересом, мог бы многого добиться в гонке. Вы с самого начала увидели в нём этот потенциал?
Клэр Уильямс: Это был его второй Гран При, и он совсем мало работал на трассе в пятницу, но в субботу прошёл в финал квалификации. По-моему, это потрясающе – пусть его талант говорит сам за себя.
Вопрос: Гоночный уик-энд в Шанхае снял часть груза с ваших плеч?
Клэр Уильямс: Вовсе нет, потому что я не беспокоилась на счет Лэнса. Я не волнуюсь, когда смотрю его выступление – в отличие от других новичков. Мне любопытно, как он будет прогрессировать по ходу сезона. Кроме того, потенциально он может заинтересовать молодёжь из Северной Америки – это харизматичный и интересный человек, и он активно пользуется социальными сетями.
Вопрос: В случае с Фелипе, вы знаете, что получаете. Что вы хотели бы получить от Лэнса в конце года?
Клэр Уильямс: Видно, что он уже прогрессирует, учится на своих ошибках и больше их не повторяет. Он должен набраться терпения и не стремиться получить всё и сразу. Карьера в Формуле 1 зависит не от лучшего круга в первой тренировке, а от постоянного прогресса. Он со всех сторон испытывает серьёзный прессинг, и я поражена тем, как он со всем этим справляется. Ему всего 18. Я горжусь им.
Вопрос: Но Williams нужно, чтобы оба гонщика добивались успеха, если вы хотите сохранить свою позицию в Кубке конструкторов…
Клэр Уильямс: Конечно! Нам нужно, чтобы Лэнс добивался прогресса. Разумеется, если вы принимаете решение пригласить дебютанта, то должны понимать, что он не заработает столько же очков, как тот, кто уже 16 лет выступает в Формуле 1. Было бы наивно так думать. Но увидев, на что способен Лэнс, я почти не сомневаюсь, что если он финиширует в гонке, то заработает очки.
Вопрос: Судя по результатам Williams, пока уик-энд складывался для вас неплохо…
Клэр Уильямс: Да. В этом сезоне мы ожидаем сюрпризы. Конечно, мы добились прогресса за межсезонье. Мне кажется, за следующие несколько недель все сделают большой шаг вперед, а нам нужно не отставать и не останавливаться на достигнутом. Мы хотим продолжать развиваться.
Вопрос: Впереди ещё 18 гонок, так что у вас много времени, чтобы набраться опыта. Каким должен стать Лэнс за эти 18 Гран При?
Клэр Уильямс: Я хочу, чтобы он уверенно выглядел в квалификациях и в гонках. Если он поднимется на подиум – это фантастика, но не будем на него давить. Он должен зарабатывать очки, чтобы укрепить наши позиции в Кубке конструкторов, а также уверенно и стабильно выступать. А затем посмотрим, как будут развиваться события в 2018-м.