Вопрос: Вы стартовали в 193-х Гран При, выиграли 13 гонок, 12 раз стартовали с поула, 18 раз оставляли за собой лучший круг гонки. Набрав 499 очков вы стали самым успешным британским гонщиком в истории чемпионата. Как вы к этому относитесь?
Дэвид Култхард: Наверное стоит больше интересоваться статистикой, я знал лишь о 499 очках, потому что Луиза Гудман сказала мне перед последним Гран При, что я могу перейти рубеж в 500 очков. Разумеется я финишировал девятым и ничего не получил...
Вопрос: Но повод для гордости все же есть...
Дэвид Култхард: Я помню, как ребенком смотрел с отцом трансляции с Гран При и мечтал однажды попасть в Формулу 1. Статистику можно трактовать по-разному, но все эти очки я действительно заработал и до сих пор получаю удовольствие от гонок. Конечно я горжусь, особенно тихими вечерами, когда удается уединиться с семьей, которая мне очень помогала все эти годы.
Вопрос: Год назад вы не знали, чего ждать от Red Bull после McLaren, но хорошо провели этот сезон...
Дэвид Култхард: В начале прошлого сезона действительно ходило много разговоров и мы не знали, на что можно рассчитывать. У нас была машина, разработанная в Jaguar и я хотел улучшить ее, пользуясь опытом, полученным в McLaren. Инженеры и конструкторы, перешедшие из Jaguar в Red Bull, отлично потрудились, машина была умеренно конкурентоспособной. Она проигрывала лидерам секунду с круга, в Формуле 1 это очень много, но команда заслужила уважение и мы воспользовались этим, чтобы пригласить на ключевые посты сильных специалистов. Надеюсь они помогут Red Bull добиться больших успехов.
Вопрос: Недавно было объявлено о переходе в Red Bull Эдриана Ньюи, который построил все машины, на которых вы выигрывали гонки. Надеетесь на продолжение традиции?
Дэвид Култхард: Это помогает в мотивации. Я застрял на 13-ти победах - неприятное число, хотя если бы мне пару раз не пришлось уступать партнерам по команде, то побед было бы больше, но ситуация именно такова и мне хотелось бы выиграть 14-ю гонку. Вы уже сказали, что Ньюи построил все машины, которые принесли мне победу, поэтому я хотел бы провести в Red Bull сезон 2007 года, когда машину будет конструировать Эдриан. Для этого нужно хорошо выступить в этом сезоне.
Вопрос: Он пришел в команду, когда RB2 была готова, как он сможет повлиять на новую машину?
Дэвид Култхард: Он приехал на тесты в Хересе и было приятно наблюдать за тем, как Ньюи привычным жестом надел наушники и делал заметки в своем блокноте. Конечно он поможет нам с RB2, Эдриан вообще разносторонний человек, он может конструировать машину, стартовать в любительских гонках, или выполнять функции гоночного инженера во время Гран При. Его опыт и энтузиазм несомненно помогут команде, но сейчас мы и сами не знаем, будем ли так же конкурентоспособны как год назад, или немного отступим. Это выяснится только в Бахрейне.
Вопрос: Эдриан - один из лучших специалистов в аэродинамике, ключевом элементе современной Формулы 1. В чем секрет? Почему другие не так успешны?
Дэвид Култхард: Он талантлив. В любой области знаний есть таланты и уже больше десяти лет Эдриан лидирует в аэродинамике. Я уже говорил - Ньюи разносторонний человек и проводит время не только за чертежной доской в офисе, рассуждая о теоретической скорости машин . Он любит решать реальные проблемы и добивается успеха. Мне нравится работать с такими людьми, после стольких лет в чемпионате у него по-прежнему горят глаза!
Вопрос: Технический регламент в этом году изменится и Red Bull будет использовать 2.4-литровые моторы Ferrari V8. Что вы думаете об этих моторах?
Дэвид Култхард: Прижимная сила останется прежней - аэродинамика практически не изменилась, но мы потеряли 20% мощности, так что баланс между мощностью и прижимной силой станет другим. Теоретически сейчас проще совершить ошибку в быстрых поворотах, а значит у того, кто едет следом будет шанс для обгона.Что изменилось на самом деле мы скоро узнаем, но некоторые отличия были видны уже на тестах - я не чувствовал, что это действительно мощная машина, а это ведь часть вызова. Максимальные скорости будут похожи, просто машина должна дольше разгоняться.
Вопрос: Но технологии в Формуле 1 прогрессируют так быстро, что скоро дефицит мощности будет компенсирован?
Дэвид Култхард: Да, конструкторы уже наверняка могут назвать конкретные сроки, но пока я управлял машиной, которая немного мощнее семисот сил и она отличалась от тех, к которым мы привыкли за последние годы. Если вспоминать начало моей карьеры, то в 1994-м мы использовали моторы похожей мощности. Но тогда мы двигались вперед, прогрессировали, а сейчас сделали шаг назад - еще недавно у нас были моторы, мощнее 900 сил.
Вопрос: Вы дебютировали в Williams после трагической гибели Айртона Сенны...
Дэвид Култхард: Иногда кажется, что прошла целая жизнь с тех пор, когда я был тест-пилотом и мечтал однажды стартовать в гонке, иногда - что это произошло лишь вчера. Знаете, я всегда наслаждался гонками, от картинга до Формулы 1, мне удалось реализовать свою мечту! Я люблю автоспорт и нахожусь в гораздо более выгодном положении, чем другие гонщики. Будучи моложе я этого не понимал, а сейчас - получаю настоящее удовольствие!
Вопрос: Что вы думаете о положении дел в Формуле 1? Ходят слухи об альтернативном чемпионате автопроизводителей...
Дэвид Култхард: Пока все команды на месте и после того, как Red Bull купила Minardi, одна из проблем осталась позади - у Toro Rosso прочная финансовая опора, так что Формула 1 в целом прибавила. Автопроизводители, как уже не раз говорил Мосли, будут приходить и уходить, исходя из маркетинговых соображений. К примеру, если продажи Renault падают, они вынуждены сокращать затраты и маркетинговые в том числе. Похожая ситуация в раллийном чемпионате. Думаю, что после вступления в силу нового Договора Согласия, все эти игры прекратятся и Формула 1 останется прежней.
Вопрос: Очевидно вы надеетесь провести в чемпионате и сезон 2008 года, став свидетелем всех этих перемен?
Дэвид Култхард: Конечно, об уходе я не думаю и не планирую свою жизнь вне гонок. Зачем отказываться от любимого дела?
Вопрос: Вы не думаете однажды стать спортивным чиновником или возглавить собственную команду?
Дэвид Култхард: Нет, ведь вы говорите о прекращении карьеры гонщика, а я сейчас думаю только о тестах в Барселоне, о первой гонке сезона в Бахрейне, о Монако, где не придется платить за гостиницу. Все мои мысли связаны с предстоящим сезоном, а думать о том, чем заняться после окончания карьеры я буду только тогда, когда моя карьера закончится. Вряд ли Алонсо или Райкконен думают о том, чем заняться после Формулы 1. Я тоже.
Вопрос: С кем вы знакомы из шотландских пилотов? Кроме вас и Алана Макниша ни о ком не слышно...
Вопросы с мест Дэвид Култхард: Ни с кем не знаком. Если бы я был патриотом и заботился о будущем шотландского автоспорта, наверное знал бы, но я смотрю на это шире. Добиться успеха сложно, мне повезло - отец и наш семейный бизнес смогли поддерживать меня до тех пор, пока я не поднялся на вершину. Без такой поддержки подобраться к Формуле 1 сложно, тут многое зависит от денег.
Вопрос: Почему вы покинули McLaren после стольких лет, проведенных вместе?
Дэвид Култхард: Не было выбора - меня уволили! У меня не выходила квалификация с единственным быстрым кругом и в McLaren заинтересовались возможностью подписать контракт с Хуаном-Пабло... Я провел в этой команде девять лет, столь длительных отношений у меня еще ни с кем не было.
Вопрос: И все девять лет вы носили серую одежду...
Дэвид Култхард: Да, а сейчас серого цвета у меня только борода. Но это был счастливый период моей жизни, у меня много друзей в McLaren, правда сейчас я выступаю за Red Bull.
Вопрос: Сколько Вам лет?
Дэвид Култхард: 34 и три четверти, в марте будет 35.
Вопрос: Я был в Монако, когда вы выиграли гонку. Вы получили такое же удовольствие, побив Ferrari, как и я, наблюдая за гонкой с трибун?
Дэвид Култхард: В первый раз мне повезло, Михаэль лидировал в гонке и у него возникли проблемы. Во второй раз я лидировал от старта до финиша, эти две победы стали самыми запоминающимися в моей карьере. Победа в Монако - это нечто особенное, потому что списать такие победы на везение попросту невозможно. Ну а если вы выиграли дважды, значит действительно нашли подход к этой трассе.Чтобы завоевать поул в Монако нужна хорошая машина, хорошая команда и все такое. Это тоже было приятно, но отказала электроника и я должен был стартовать последним. Представьте, каково было провести 40 кругов позади Энрике Бернольди...
Вопрос: У новых моторов меньший объем, они экономичнее V10, возможна ли ситуация, при которой в Монако или Венгрии гонщики проведут гонку со стартовым количеством топлива?
Дэвид Култхард: Интересный вопрос, надо спросить об этом команду. Судя по новому регламенту квалификации, если вы не попали в первую десятку, то можете заправить машину перед стартом. Подобная стратегия делает 11-е место на старте выгоднее 3-го или 4-го - вы можете залить полные баки и спокойно ехать к финишу, на некоторых трассах это может дать преимущество. Топливные баки нашей машины видимо больше, чем у большинства соперников и меньше, чем у пары команд, так что квалификация с выбыванием обещает сюрпризы.
Вопрос: Я наблюдал за прогрессом Cosworth по ходу сезона, вы не считаете ошибкой переход Red Bull на моторы Ferrari?
Дэвид Култхард: Вы ведь и сами знаете ответ? Cosworth - большая компания, я работал с ними в младших формулах, а в прошлом сезоне лишь однажды сошел из-за отказа мотора. Мы решили сотрудничать с Ferrari, потому что верим - они смогут больше прогрессировать по ходу сезона, чем Cosworth, а время покажет, правы мы или нет. Никто из вас, оценивая результаты шести или семи последних сезонов, не сможет сказать, что Ferrari - это плохой вариант. Лучшее сочетание надежности шасси и мотора, которое позволило Михаэлю добиться таких успехов.Это решение сродни подписанию контракта с Эдрианом Ньюи, я не видел никого, кто бы мог что-то возразить. Эдриан больше десяти лет участвует в разработке самых успешных машин чемпионата и команда постаралась заполучить все лучшее, что было возможно. Иначе пришлось бы потратить гораздо больше времени, чтобы перейти на должный уровень.
Вопрос: Сезон 2005 был успешным, но в 2006-м команда получит моторы Ferrari и Эдриана Ньюи. Есть повод для оптимизма...
Дэвид Култхард: В прошлом году команда активно укрепляла технический отдел, кроме Ньюи к нам перешли представители Ferrari, Renault, McLaren, BAR, Toyota и сейчас нужно реализовать их способности. Надеюсь они помогут нам регулярно зарабатывать очки и бороться за подиум, команда должна двигаться вперед, прогрессировать.
Вопрос: Red Bull - молодая команда, которой очень поможет ваш опыт...
Дэвид Култхард: Все понимают, что опыт ничем не заменить. Он необязательно делает вас быстрее, но здорово помогает, когда нужно определиться с направлением дальнейшего развития. Перед тем, как стать основным гонщиком я два года работал тест-пилотом и смог понять, как добиваться от машины максимума, используя имеющиеся ресурсы.Это помогло нам в 2005-м и в предстоящем сезоне я вновь буду выступать вместе с Кристианом Клином, который здорово прибавил. Перейти из F3 в Jaguar Racing было непросто, я бы не хотел сразу из F3 попасть в Williams, но команды активно приглашают молодых пилотов и если набраться терпения, все получится. Молодым гонщикам нужно дать возможность учиться, развиваться, для этого и была приобретена Minardi. Если они проявят себя в этой команде, то есть шанс подписать контракт с одной из ведущих команд.
Вопрос: Кристиан Хорнер - самый молодой руководитель команды в Формуле 1, но кажется он быстро встал на ноги...
Дэвид Култхард: Несмотря на возраст у Кристиана есть опыт руководства очень успешной командой F3000. Он недавно дебютировал в Формуле 1, но точно знает, что именно нужно делать. Его команда была и остается одной из сильнейших в чемпионате, который считается последней ступенью перед Формулой 1 и переход в старший чемпионат кажется мне вполне логичным. Мне нравится с ним работать, Кристиан понимает суть гонок, как с технической, так и с деловой точки зрения. Это очень поможет команде.
Вопрос: Он будет помогать Toro Rosso или это полностью независимая команда?
Дэвид Култхард: Конечно в некоторых технологиях мы будем пересекаться, но его главная цель - вывести Red Bull в число лидеров.
Вопрос: Кто станет следующим чемпионом из Великобритании? Со времен Хилла в 1996-м британцы не выигрывали, но есть Баттон и Паффетт...
Дэвид Култхард: Я не умею предсказывать будущее. Дженсон может выиграть, если у него будет достойная машина, Гэри тоже талантлив, он выиграл чемпионат DTM и хорошо поработал на McLaren. Паффетт быстр и трудолюбив, я был бы рад однажды увидеть его чемпионом. Могут быть и сюрпризы, гонщики многих национальностей претендуют на 20 или 22 места в чемпионате, среди них есть и британцы.
Вопрос: Дэвид, вы долго работали с Mercedes и Норбертом Хаугом. Наверно выучили немецкий?
Дэвид Култхард: Ja! Честно - не выучил, но заказать пиво смогу на нескольких языках.