Воскресная гонка на автодроме имени Жиля Вильнёва – это кульминация работы промоутера Гран При Канады Франсуа Дюмонтье и его коллег из Octane Management, работающих над этим проектом с 1993 года. В интервью местной The Gazette он рассказал об особенностях подготовки к гонке и перспективах Гран При Канады в ситуации, когда число этапов Формулы 1 на североамериканском континенте постепенно увеличивается.
Вопрос: С какими трудностями в организации гонки вы сталкиваетесь?
Франсуа Дюмонтье: Надо сделать так, чтобы наши клиенты, болельщики на трассе и команды получили удовольствие, чтобы уик-энд принес им удовлетворение. Это сложная задача. Конечно, каждый год надо заново монтировать автодром, стараться сделать его более современным и подготовить что-то новое. Это лишь часть нашей ежегодной работы.
Вопрос: Какие гонки из тех, что вы организовывали, оставили самые яркие воспоминания?
Франсуа Дюмонтье: Это хорошие воспоминания, хотя в тот момент инцидент вызвал не самые приятные эмоции. В 1995 году, когда Жан Алези одержал единственную победу в Формуле 1 за рулем Ferrari в день его рождения, болельщики настолько эмоционально всё это восприняли, что перелезли через забор и побежали на трассу, хотя гонка еще не закончилась. Это заставило меня поволноваться, но в то же время это было здорово, особенно когда я вспоминаю это сейчас!
Вопрос: Кого из гонщиков вы считаете лучшим в истории?
Франсуа Дюмонтье: Было бы просто назвать Жака Вильнёва, поскольку он из Квебека, но я должен признаться, что мне нравится Михаэль Шумахер, ведь он выиграл семь титулов.
Вопрос: Вы когда-нибудь встречались с ним?
Франсуа Дюмонтье: Да, это произошло в 2011-м, когда он пришёл на Grand Evening. Он сидел рядом со мной, и я думал, что он будет холоден и через полчаса постарается уйти, но он остался на весь вечер, и с ним было приятно общаться.
Вопрос: Самая приятная составляющая вашей работы?
Франсуа Дюмонтье: Возможно, это не самый лучший ее аспект, но если говорить о приятных моментах, то их два. Прежде всего, это утро пятницы гоночного уик-энда, когда на трассу выезжает первая машина – именно ради этого мы работали весь год. Второй момент по ходу уик-энда – это старт гонки. После этого вы уже ничего не можете сделать.
Вопрос: Самый неприятный момент в вашей работе?
Франсуа Дюмонтье: Окончание гоночного уик-энда. Наступает вечер воскресенья, все расходятся, и вы понимаете, что столь напряженно работали только ради трех дней. Весь год вы всё делали ради гонки, которая длится чуть меньше полутора часов. Это не самый худший момент, но он меня угнетает.
Вопрос: Вы помните первую поездку на этап Формулы 1?
Франсуа Дюмонтье: До первой поездки на Гран При, а это произошло в 1994 году, я не был поклонником гоночных машин. Как и большинство квебекских мальчишек, я любил хоккей. Но когда вы видите гонку вживую, вас привлекают высокие скорости и звук двигателя. У машин удивительный звук. Это самое яркое воспоминание.
Вопрос: Какое место по важности занимает Гран При Канады среди других этапов чемпионата, и как к нему относятся гонщики?
Франсуа Дюмонтье: Кто-то может обвинить меня в шовинизме, но я бы поставил его на первое место. Мне кажется, эта гонка очень важна для чемпионата: она появилась в календаре раньше остальных этапов за пределами Европы на данный момент. До 1978 года канадский этап Формулы 1 проводился на трассах Моспорт-Парк и Мон-Трамблан, поэтому я считаю, что он занимает важное место в календаре чемпионата.
В 2009 году мы потеряли право провести Гран При, и тот сезон обошелся без гонки в Северной Америке. Я помню, команды говорили, что расстроены этим. Когда Гран При Канады вернулся в чемпионат, они обвели эту дату, поскольку знали, что снова окажутся в Монреале. Интересных гонок много, но я люблю свою.
Вопрос: Произошли ли какие-либо изменения на трассе или в инфраструктуре автодрома в этом году?
Франсуа Дюмонтье: За исключением того, что мы заасфальтировали гравийную ловушку в восьмом и девятом повороте, трасса осталась без изменений. Мы ведем переговоры о продлении действующего контракта, и нам многое предстоит сделать в этом плане.
В этом году на западной части трассы мы установили Wi-Fi для болельщиков. Этот процесс рассчитан на два года – в следующем сезоне выходом в Интернет можно будет пользоваться на всем протяжении трассы. Кроме того, в этом году при покупке билета можно внести предоплату за ланч. Раньше была возможность купить билет на метро и программу уик-энда, теперь можно заказать билет на Гран При на сайте и забрать ланч в условленном месте, так что вам не придется стоять в очереди.
Вопрос: Что вам больше всего нравится в гонке этого года?
Франсуа Дюмонтье: Гонка в Монреале всегда получалась интересной, ведь у нас сложная трасса. Она редко используется, команды не проводят здесь тесты. Некоторые отрезки трассы используются, поскольку в обычное время это парк. В результате в начале уик-энда асфальт довольно пыльный. Борьба за позиции всегда получается зрелищной. Как всегда, я ожидаю любопытную гонку и надеюсь, что погода сыграет нам на руку.
Вопрос: Несколько лет назад в дни Гран При стал проводиться благотворительный вечер. Насколько он важен для гоночного уик-энда в целом?
Франсуа Дюмонтье: Он крайне важен, теперь это неотъемлемая часть уик-энда. Нам повезло, что этот вечер посещают гонщики и руководители команд: они приходят туда не для того, чтобы просто отметиться – они надолго остаются и активно участвуют в происходящем.
Вопрос: Появление в календаре чемпионата Гран При США повлияло на гонку в Монреале?
Франсуа Дюмонтье: Эта гонка проводилась всего один год, и я пока не заметил влияния. Не думаю, что оно появится, поскольку Техас далеко от Монреаля.
На самом деле я доволен, что в Северной Америке проходят две гонки: на Гран При приходит в два раза больше зрителей, а популярность Формулы 1 здесь растет. Мы должны напряженно работать, продвигая Формулу 1, но я не думаю, что гонка в Техасе каким-то образом на нас повлияет.
Вопрос: Вы видите какие-либо проблемы, связанные с возможным появлением в календаре Гран При Джерси?
Франсуа Дюмонтье: Забавно: со мной многие обсуждают эту гонку, считая ее угрозой для Гран При Канады. Конечно, у нас есть определенное количество клиентов из США, но лично я сомневаюсь, что эта гонка повлияет на нас. Мне кажется, обе страны должны взаимодействовать и дополнять друг друга. Опять же, увеличение числа этапов в Северной Америке повысит популярность Формулы 1 и создаст огромный рынок. Я считаю, что это пойдет нам на пользу.
Вопрос: Есть ли какие-то новости о продлении контракта?
Франсуа Дюмонтье: Сейчас я могу сказать только одно: мы продолжаем переговоры и постепенно прогрессируем. Все стороны движутся в одном направлении, а подписание контракта – это лишь вопрос времени. Я настроен оптимистично. Мы готовимся к гонкам 2015-2025 годов.
Вопрос: Каково это – вести переговоры с Берни Экклстоуном?
Франсуа Дюмонтье: Сначала было страшно. Он создал Формулу 1 и, очевидно, знает, что ему нужно. Я часто говорю, что когда вторая сторона знает, чего хочет, мы сможем найти общий язык, но с ним трудно вести переговоры. Берни обсуждает контракты с организаторами 19 этапов и с теми, кто собирается пробиться в календарь. Обычно дискуссия идет очень быстро, мы не теряем времени.
Вопрос: Предъявлял ли он особые требования к этапу в Монреале?
Франсуа Дюмонтье: Он попросил инвестировать средства в инфраструктуру автодрома. Я имею ввиду боксы, медицинский центр и саму трассу. Это условие будет оговорено в новом контракте. У нас нет конкретной даты окончания модернизации трассы. Однако в своей основе новый контракт не отличается от нынешнего.