В июньском номере британского F1Racing Берни Экклстоун ответил на вопросы читателей – и некоторые ответы были весьма любопытными…
Вопрос: Когда вы покинете свой пост?
Берни Экклстоун: Понятия не имею. Когда почувствую, что не могу должным образом справляться со своей работой.
Вопрос: О чём вы больше всего сожалеете?
Берни Экклстоун: О том, что отдал акции бывшей жене, а она вложила их в фонд – теперь у меня нет к ним доступа.
Вопрос: Как вы будете действовать, чтобы привлечь больший интерес болельщиков?
Берни Экклстоун: Не знаю. Возможно, кто-то другой знает ответ. Что привлекало людей тридцать-сорок лет назад, и что с тех пор изменилось? Вероятно, сейчас просто больше возможностей развлечься, и те, кто раньше выбирал Формулу 1, сейчас находит для себя какие-то другие развлечения. У футбола большая аудитория, но они проводят тысячи игр за год, а мы – всего двадцать Гран При.
Вопрос: Что мотивирует вас заниматься своей работой?
Берни Экклстоун: Мотивация такая же, как если бы я был гонщиком. Я хочу побеждать. Я до конца сезона не знаю, выиграю, или проиграю. Если он пройдёт успешно, значит я победил.
Вопрос: Что бы вы посоветовали своему будущему преемнику?
Берни Экклстоун: Не думаю, что это будет один человек. Скорее всего – группа людей с разными полномочиями. Возможно, это лучший вариант.
Вопрос: Возможно ли возвращение в чемпионат моторов V8 или V10?
Берни Экклстоун: К сожалению, не знаю, что ответить. Я считаю, что нам не стоило от них отказываться. Когда обсуждался новый регламент на моторы, никто толком не представлял, что получится. В итоге получились не моторы, а силовые установки, не имеющие никакого отношения к тем, что используются или будут использоваться в дорожных машинах.
Есть множество факторов, которые привлекают людей в Формуле 1, в том числе и громкий звук моторов. Вы удивитесь, если придёте на балет и увидите балерин в кроссовках – это будет совсем не то, чего вы ожидали.
Вопрос: Если бы у вас была возможность вернуть в календарь одну из трасс, какую вы бы выбрали?
Берни Экклстоун: В Аргентине гонки всегда проходили здорово, там очень любят автоспорт. По историческим причинам было бы неплохо вернуть французский этап, если всё будет должным образом организовано. Но мы проводим чемпионат мира, а прежде его можно было назвать скорее чемпионатом Европы. Всё меняется.
Вопрос: Вы видели Михаэля Шумахера после его аварии на горнолыжном склоне?
Берни Экклстоун: Нет. (после долгой паузы) Я не хочу видеть Михаэля таким. Я помню его прежним. И я очень хочу, чтобы он вновь стал прежним.
Вопрос: Сколько денег достаточно одному человеку?
Берни Экклстоун: Дело не в количестве. Люди, у которых много денег, не тратят их. Если вы не слишком экстравагантный человек, то вам нужен дом, немного еды и одежды.
Вопрос: Кто на вас больше всего повлиял?
Берни Экклстоун: В былые времена я был большим поклонником Энцо Феррари, хотя газеты считали иначе. Он всегда меня поддерживал. Жаль, что он не говорил на английском, а я – на итальянском, но мы как-то с этим справлялись. Мы решали коммерческие вопросы простым рукопожатием.
Вопрос: Назовите лучшую дорожную машину из тех, на которых вы ездили?
Берни Экклстоун: Я не особенно интересуюсь дорожными машинами, просто сажусь за руль и еду.
Вопрос: Почему не состоялась гонка в Нью-Джерси?
Берни Экклстоун: По финансовым причинам. Парень, который занимался организацией, был уверен, что сможет собрать много денег, считал этот вопрос чисто коммерческим. Это правильно, но в итоге не получилось.
Вопрос: За какими видами спорта вы следите в свободное время?
Берни Экклстоун: Я не люблю футбол, как и другие командные виды спорта. Хотя я понимаю, почему он нравится людям, и сам иногда смотрю хорошие матчи. Меня больше привлекают соревнования один на один – теннис и даже бильярд.
Вопрос: Почему вы отказываетесь активно использовать социальные СМИ?
Берни Экклстоун: Я не отказываюсь. Я не считаю, что молодому поколению так уж интересна Формула 1, хотя многие уверяют меня в обратном. Что привлекало тех, кому сегодня сорок, тридцать лет тому назад? Социальных СМИ тогда не было.
Вопрос: Вы согласны с теми, кто считает, что Формула 1 находится в кризисе? Небольшие команды ведут скудное существование, а богатые доминируют, лишая борьбу зрелищности…
Берни Экклстоун: Поскольку я в этом спорте давно, некоторые даже считают, что слишком давно, я видел множество разных историй. Когда я руководил собственной командой, всё было точно так же – Фрэнк Уильямс порой приезжал ко мне, занимал денег или моторы. Тогда всё было проще – люди брали друг у друга моторы, коробки передач, сейчас этого нет.
Во-первых, суммы стали слишком велики, во-вторых, многие слишком эгоистичны, слишком часто говорят о том, что у них нет денег, чтобы бороться с лучшими. Нет никакой необходимости строить все эти огромные пафосные моторхоумы. Я не вижу, чтобы они управляли командами, как компаниями. В бизнесе не выжить, если вы тратите больше, чем зарабатываете, а ведь многие в Формуле 1 делают именно так.