В интервью с Фредди Хантом, сыном чемпиона мира 1976 года, Берни Экклстоун говорил о проблемах современной Формулы 1 и о Джеймсе Ханте...
Вопрос: Когда вы впервые встретили Джеймса Ханта? Какое впечатление он произвёл?
Берни Экклстоун: Я не помню, когда именно это произошло, я столько раз с ним пересекался…
Вопрос: Возможно, в 1972 или 1973-м?
Берни Экклстоун: Возможно. Джеймс был особенным. Нельзя сказать, что он был похож на Проста или на Сенну. Он был другим. Его невозможно сравнивать, ему невозможно подражать, он всегда оставался собой. Он был искренним и поступал так, как считал нужным.
Вопрос: Как бы он оценил современную Формулу 1?
Берни Экклстоун: Она бы ему не подошла.
Вопрос: Сегодняшней прессе нельзя доверять, так что гонщики вынуждены помалкивать, а Формула 1 теряет ярких личностей...
Берни Экклстоун: Мы живём в мире, где всем правят журналисты, и они действуют совершенно не так, как раньше. Раньше они писали, что думают, а теперь многие пишут то, что им говорят.
Вопрос: Какой период в Формуле 1 стал самым интересным лично для вас?
Берни Экклстоун: Времена выступлений Джеймса Ханта были намного интереснее всех остальных. Очень обидно, что сегодня нет ни зрителей, ни участников, которые помнили бы те времена и могли сравнивать, а современные телекомпании не хотят это показывать, иначе зрители смогут сравнивать эпохи и, возможно, перестанут смотреть современные гонки.
Вопрос: Каким был бы Джеймс за рулём современной машины?
Берни Экклстоун: Этот мир не подошёл бы ему. Точка. Он не стал бы спокойно реагировать на все эти глупые правила и инструкции. Современные гонщики делают то, что от них хотят владельцы команд или спонсоры. Джеймс так бы не смог. А сегодняшние штрафы за то и за другое – всё это ерунда.
Я сказал некоторое время назад, когда ещё участвовал в Формуле 1, что технический регламент стал важнее спортивного, и надо было написать на нём крупными буквами: «не гоняться». Все правила сводятся к тому, чтобы помешать гоняться.
Вопрос: Что вы думаете о будущем Формулы 1? Куда она будет двигаться в следующие 5, 10 или 15 лет?
Берни Экклстоун: На чём держится Формула 1? Ей нужна поддержка зрителей, чтобы они смотрели гонки по телевизору, тогда телекомпании будут платить за права на трансляции. Нужны промоутеры, которые продвигали бы гонки так, чтобы болельщики приходили на автодром.
Все виды спорта изменились по сравнению с 1980-ми. Тогда главным были не финансы, а способность хорошо выполнить свою работу. Гонщики были яркими личностями, зрители приходили посмотреть на их борьбу. Сегодня гонщики другие. Даже Льюис Хэмилтон! Он относительно свободен, но всё равно ограничен в том, что может делать.
Вопрос: Кого вы считаете лучшим из современных гонщиков?
Берни Экклстоун: Я предполагаю, что лучший гонщик – тот, кто выиграл больше гонок.
Вопрос: Значит, Льюис?
Берни Экклстоун: Мы не знаем, насколько хорош был бы Фернандо Алонсо за рулем машины Льюиса. Есть ещё пара гонщиков, от которых можно ждать отличных результатов за рулём быстрой машины.
Вопрос: Один из них – Макс Ферстаппен?
Берни Экклстоун: Я на 100% уверен, что Макс стал бы чемпионом мира. Но он не настолько колоритная личность, каким был Джеймс Хант. Да, он не столь замкнут, как остальные, у него всегда есть своё мнение.
Вопрос: Двадцать гонщиков Формулы 1 – это ведь не обязательно двадцать лучших гонщиков в мире...
Берни Экклстоун: В этом мире нет справедливости. Просто у них появился шанс.
Вопрос: Многим повезло оказаться в нужном месте в правильное время. Кого вы считаете лучшим гонщиком в истории?
Берни Экклстоун: На этот вопрос очень сложно ответить. Всё зависит от того, когда они выступали, за рулем какой машины, какая поддержка у них была. Если попытаться ответить на этот вопрос, я назвал бы Алена Проста: в его команде было соперничество, он никогда не получал достаточно помощи. Когда гасли стартовые огни, он оставался наедине с собой и гонялся. Современные гонщики получают столько информации, что им не нужно думать.
Я хочу сказать кое-что о Джеймсе – ему повезло иметь дело с Александром Хескетом. Это тоже яркая личность. Они делали то, что считали правильным, и это помогло Джеймсу почувствовать уверенность.
Вопрос: Каким он был на гонках? Вероятно, перед стартом он сосредоточен и напряжен…
Берни Экклстоун: Он был уверен в себе, знал, что может добиться успеха в своём деле, поэтому не особенно волновался. Видно, что он стремился победить. Это то, что нужно. Когда парень готов без каких-либо вопросов делать свою работу, он всегда со всем справится.