Накануне Гран При Великобритании бывший руководитель команды Формулы 1, а ныне эксперт BBC Эдди Джордан ответил на вопросы болельщиков…
Вопрос: Прессинг из-за выступления на домашней трассе – это плюс или минус для Хэмилтона?
Эдди Джордан: Мне кажется, Льюис лучше справляется с прессингом. Это большой плюс. Это всё равно, как играть на своём поле. Как известно, в футболе это крайне важно. Как Нико надо было выиграть в Монако, чтобы прервать серию из четырех побед Хэмилтона, так и Льюису надо оставить свой след в Сильверстоуне.
Вопрос: Может ли Хэмилтон упустить титул в этом году, если будет корить себя за предыдущий опыт, а Нико Росберг продолжит побеждать?
Эдди Джордан: В психологическом плане это «поигрывание мускулами». С одной стороны, Льюис отлично знает, что у него есть скорость. С другой, Росберг понимает, что у него есть план действий. Но я всегда считал, что в Формуле 1 ничто не заменит хорошую скорость. Льюис не корит себя и не будет этого делать, поскольку считает, что может выиграть титул в этом году.
Вопрос: Нет ли у вас впечатления, что в Mercedes отдают предпочтение Росбергу, поскольку он немец?
Эдди Джордан: Вовсе нет. Не только в этом году, но и прежде они доказывали в работе с Нико Росбергом и Михаэлем Шумахером, а теперь с Льюисом Хэмилтоном, что они корректные, честные и правильные люди. Не думаю, что в команде есть фаворитизм по отношению к тому или другому.
Вопрос: Останется ли Дженсон Баттон в McLaren в следующем году?
Эдди Джордан: Дженсон должен в спокойной обстановке задать себе пару вопросов. Если он останется в McLaren, может ли он верить в команду в её нынешнем виде, сможет ли выигрывать гонки, учитывая преимущество Mercedes, Red Bull Racing и Ferrari над остальными? Сейчас приходится признать, что у него нет шансов. Но только он знает, что происходит внутри команды, и какими станут, по планам McLaren, будущие машины.
Не думаю, что он перейдет в другую команду, отчасти из-за того, что я сомневаюсь в наличии вакансий в командах, которые дали бы ему возможность выигрывать гонки. Почетный уход из Формулы 1 – это ещё один вариант. Только он может принять решение.
Вопрос: Вы допускаете, что Фернандо Алонсо покинет Ferrari в конце сезона, если не получит конкурентоспособную машину?
Эдди Джордан: Нет, и этому есть несколько объяснений. В Red Bull Racing подписали контракт с Риккардо и не собираются избавляться от четырехкратного чемпиона Феттеля. Они могут изменить подход, но я в этом сомневаюсь.
Состав Mercedes совершенно точно останется прежним. Итак, куда пойдет Фернандо Алонсо? Вернется в McLaren? Зачем ему это?
Ferrari – громкое имя. Все мечтают выиграть титул в составе Ferrari, и Фернандо не исключение. Тем не менее, он недоволен машиной и этого года, и прежних лет. Шасси и силовая установка недостаточно конкурентоспособны.
Вопрос: Что нужно сделать Ferrari, чтобы вернуться в борьбу за титул?
Эдди Джордан: Они должны продемонстрировать свою страсть, целеустремленность и способность максимально выкладываться, как мы привыкли видеть в прежней Ferrari. Мне жаль, что команда так поблекла.
Впрочем, я вижу, что они меняются. Я говорил с президентом Лукой ди Монтедземоло – у него есть желание и возможность максимально выкладываться. Его планы реализует новый руководитель команды Марко Маттиаччи, и мне кажется, что к концу сезона Ferrari оживёт.
Вопрос: Учитывая выступление Williams в Гран При Австрии, команда сможет бороться с ведущими командами?
Эдди Джордан: Гонка в Австрии меня разочаровала. Да, в Williams завоевали подиум, но они могли добиться большего, постараться выиграть гонку. Я считаю, что они оказались недостаточно сильны с психологической точки зрения. Приоритетом должны быть победы в гонках. Если бы у них был соответствующий настрой, и команда использовала свои возможности, они могли завоевать дубль.
Вопрос: Нико Хюлкенберг заслужил право выступать в ведущих командах?
Эдди Джордан: Безусловно. Я считаю, что мир ещё заговорит о нем. Нико обладает выдающимся талантом, который ничуть не пострадал из-за того, что он пропустил один сезон. Задним числом переход из Sauber в Force India кажется совершенно логичным, но меня беспокоит, что он будет делать дальше. В долгосрочной перспективе у него есть шанс оказаться в Ferrari, но это зависит от ситуации с Кими Райкконеном.
Вопрос: Придёт ли время, когда женщина за рулем машины Формулы 1 перестанет быть экзотикой?
Эдди Джордан: Надеюсь, но Формула 1 – непростой спорт, как с физической точки зрения, так и с точки зрения агрессии. Вы можете спросить, почему это должно останавливать женщин? Сейчас в Формуле 1 обсуждают эту тему.
Мы многое можем сделать. Если на старт выйдут пять или шесть пилотесс, должны ли они выступать в отдельной категории, как это было в 1980-ые, когда на трассе боролись машины с турбированными и атмосферными двигателями? В любом случае, нужно дать им шанс себя проявить – многим, не только одной.
Вопрос: Что вы думаете о гонщиках, которые оплачивают свои выступления?
Эдди Джордан: Прошли те времена, когда мы ставили клеймо на тех, кто приносил деньги в Формулу 1. Сейчас в большинстве команд не могут позволить себе пригласить пилота без спонсорской поддержки. Посмотрите на Lotus и Williams, даже на McLaren. Кевин Магнуссен не принес больших денег, но логотип одного из его спонсоров можно увидеть на машине. В то же время, зарплата Льюиса Хэмилтона – десятки миллионов фунтов. Для команды это реальная экономия.
Могли ли в McLaren добиться большего, если бы сохранили Хэмилтона? Конечно, но это своего рода компромисс. Но кто будет платить за гонщиков в то время, когда они набираются опыта? Не забывайте, что даже великий Михаэль Шумахер начинал карьеру, как рента-драйвер. Если бы он не заплатил Jordan, то не вышел бы на старт первой гонки.
Вопрос: Вы носите темную одежду?
Эдди Джордан: Только тогда, когда мне не нужно идти на телевидение.
Вопрос: Вы уверены, что Сильверстоуну гарантировано будущее в Формуле 1, если они не смогут платить соответствующий промоутерский взнос?
Эдди Джордан: Не совсем. Не бывает абсолютных гарантий – уже несколько лет у нас нет Гран При Франции, хотя раньше это было просто немыслимо. В любом случае, Сильверстоун в хороших руках, и они знают, что делают.
Вопрос: Насколько вы были близки к тому, чтобы подписать контракт с Найджелом Мэнселлом в 1997-м?
Эдди Джордан: Мы были на пути к этому. Он провел за нас тесты в Барселоне, и если бы решил выступать в Формуле 1, то выбрал бы Jordan.
У нас с Найджелом долгая история дружеских отношений – мы выступали вместе еще в Формуле Ford в 1970-х. Для него это было очень сложное решение – в тот момент Jordan не боролась за победы, а он за несколько лет до этого выигрывал в Формуле 1 и IndyCar. Я считаю, что мы были близки к заключению контракта, но вам лучше спросить у него.