После трех первых гонок сезона Haas F1 занимает пятую позицию в Кубке конструкторов, хотя Роман Грожан, благодаря которому команда добилась успеха, не ожидал подобных результатов. В интервью Auto Motor und Sport он рассказал о начале сезона, об отношении к критике и своих перспективах.
Вопрос: Роман, подписав контракт с Haas F1, вы пошли на риск, но в двух первых гонках уже заработали 18 очков. Нет ли у вас ощущения, что вы сорвали джек-пот?
Роман Грожан: Не совсем. Когда я встретился с Гюнтером Штайнером и Джином Хаасом, они рассказали достаточно, чтобы меня заинтересовать. На зимних тестах после двух кругов я понял, что сделал правильный выбор. Вероятно, это одна из лучших машин, которые я когда-либо пилотировал. Теперь я понимаю, что этот проект гораздо лучше, чем я себе представлял. В самом начале сезона я заработал много очков. В целом, я рисковал гораздо меньше, чем может показаться. На самом деле этот выбор был логичен.
Вопрос: В Шанхае вы потерпели неудачу. Что произошло?
Роман Грожан: Конфигурация трассы не подходила нашей машине. Мы конкурентоспособны на трассах, где основная нагрузка приходится на задние шины. Нам сложнее добиться оптимальной работы от передней резины. Из-за завышенного рекомендованного Pirelli минимального давления в шинах у нас возникли проблемы с поиском настроек, поэтому гонка получилась крайне неудачной. У меня произошёл инцидент с Маркусом Эриксоном, который врезался в меня сзади. Автомобиль безопасности дал нам шанс отыграться, но баланс машины был ужасен. Я не знаю, что произошло. Впрочем, вероятно, та сложная гонка пойдёт нам на пользу – мы сможем лучше разобраться, что мы сделали правильно, а что – нет.
Вопрос: Неопределенная ситуация в Lotus и Renault сыграла роль в вашем решении перейти в Haas F1?
Роман Грожан: Если бы Renault уже в дни уик-энда в Монако приняли решение, что купят команду, вероятно, я бы там остался. Впрочем, вариант с Haas F1 действительно был убедительным. Гюнтер Штайнер 45 минут со мной разговаривал, и я загорелся этой идеей. Затем я ещё полчаса общался с Гюнтером и Джином, а в конце этой беседы мы с мистером Хаасом пожали друг другу руки. Спустя неделю контракт был подписан. Я не хотел ждать решения Renault, поскольку поверил в проект Haas F1.
Вопрос: Ferrari помогала Haas F1 в создании новой машины, но сейчас вы должны самостоятельно её дорабатывать. Это вызывает у вас беспокойство?
Роман Грожан: Вовсе нет. Предположения, что наша машина – это маленькая копия Ferrari – ошибочны. У нас другой носовой обтекатель, своя концепция переднего крыла, шасси, боковых понтонов, заднего крыла. Да, мы используем подвеску и трансмиссию Ferrari, но вокруг них мы построили свою машину. Я с большим уважением отношусь к работе нашего аэродинамического департамента и его руководителю Бену Агатангелу. Это машина Haas F1, а не Ferrari, поэтому я уверен, что мы сможем успешно её дорабатывать. У нас готовятся новинки, и значительная их часть будет представлена на Гран При Испании. Я считаю, что Haas F1 уже завоевала авторитет среди команд. Это поможет привлечь в команду новых инженеров.
Вопрос: На какие результаты вы рассчитывали?
Роман Грожан: Я даже не мечтал, что после трех гонок мы будем занимать пятую позицию в Кубке конструкторов. Но я ожидал, что мы будем бороться за позиции в финале квалификации и зарабатывать очки.
Вопрос: Удастся ли вам сохранить этот уровень выступлений?
Роман Грожан: Нам надо сдерживать ожидания. В каком-то смысле в каждой гонке мы начинаем с чистого листа. У меня нет данных о прошлогодней машине, поскольку её не существовало, следовательно, мы должны наугад подбирать аэродинамические и механические настройки, а также регулировки подвески и подход к шинам. Машина Haas F1 кардинально отличается от Lotus, но кое-что из прежнего опыта можно использовать и сейчас. Пожалуй, мне помог тот опыт – я не оставил свои мозги в Lotus.
Вопрос: Ваша машина хорошо работает с шинами. Является ли это преимуществом при большей свободе выбора резины Pirelli?
Роман Грожан: Прошлогодняя машина Ferrari хорошо взаимодействовала с резиной, так что подобная характеристика нашей машины - не случайность. У нас та же трансмиссия и та же задняя подвеска. Способность экономно расходовать ресурс шин может пригодиться нам в гонках, где у других команд возникнут проблемы с более мягкими составами. Мы с этим справляемся, и это даёт нам преимущество.
Вопрос: Сколько времени потребуется, чтобы набранные за довольно короткое время сотрудники стали единой командой?
Роман Грожан: Это уже работает на удивление хорошо. Даже на зимних тестах можно было сказать, что мы команда. Вероятно, если говорить о слаженности действий, нам не хватает еще 20%. Но это самое сложное. Чтобы выйти на уровень 100%, нам потребуется год. Конечно, помогают хорошие результаты, поскольку это особенно мотивирует команду.
Вопрос: А рабочие процессы?
Роман Грожан: На стартовой решетке наши сотрудники пока ещё нуждаются в подсказках, чтобы всё сделать правильно. Но в боксах мы работаем гораздо быстрее, чем поначалу.
Вопрос: Можно ли считать модель Haas F1 образцом для других команд? У вас всего 180 сотрудников, а в Sauber и Force India – в два раза больше.
Роман Грожан: Это правильный подход. Несмотря на меньшее число сотрудников и меньший объём собственных ресурсов, у нас хороший бюджет, чтобы с самого начала работать так же эффективно, как опытные команды.
Вопрос: Какую роль играет тесное сотрудничество с Ferrari? Вы мечтаете с помощью Haas F1 оказаться в итальянской команде?
Роман Грожан: Я мечтаю о Ferrari с восьми лет, однако я подписал контракт с Haas F1, не думая о том, чтобы с их помощью оказаться в Ferrari. Я поверил в эту команду и очень горжусь, что я первый гонщик, который заработал очки для американской команды спустя 30 лет. Я не спешу. Мне исполнилось 30 лет, и у меня ещё многое впереди.
Вопрос: Не все радуются за Haas F1. Ваши непосредственные соперники утверждают, что регламент слишком упростили специально для дебютантов. Что вы ответите?
Роман Грожан: Этот вариант открыл дорогу в Формулу 1 американской команде и станет образцом для новых команд. Те, кто нас критикует, завидуют нашим успехам. Но такова Формула 1.