Молодёжь… Их ничем не проймешь. Макс Ферстаппен готовится стать самым молодым участником гонки за всю историю Формулы 1, но будто совсем не взволнован. Ни один вопрос не может выбить его из колеи. Он уверен в себе, ко всему готов, он не ощущает давления и не планирует обращаться ни к кому за советами.
В интервью F1News.Ru в Абу-Даби Ферстаппен говорил о переходе в Формулу 1 из Формулы 3, о молодом поколении пилотов и помощи со стороны отца...
Вопрос: Макс, вы уже достаточно давно работаете с Toro Rosso, успели ознакомиться со многими процедурами. Каковы планы на текущий уик-энд?
Макс Ферстаппен: Я продолжу работать примерно по той же программе, буду присутствовать на всех брифингах. В этот уик-энд я не буду выезжать на трассу во время тренировок. Но я по-прежнему буду присутствовать в боксах, наблюдать за работой команды, стараться изучить всё, что необходимо, познакомиться со всеми еще ближе. Это главная задача.
Вопрос: Сегодня на пресс-конференции Себастьян Феттель говорил о том, как изменилась Формула 1 за несколько последних десятилетий. В частности, рули современных машин буквально усыпаны кнопками и переключателями…
Макс Ферстаппен: Да, на руле огромное количество кнопок, и поначалу вы думаете: "Вау, как мне со всем этим справиться?" Но с другой стороны, как только вы привыкаете, то начинаете действовать инстинктивно. Должно просто пройти время.
Вопрос: Сколько кнопок на руле в Формуле 3?
Макс Ферстаппен: Шесть (смеется). К тому же, на самом деле вы используете всего две.
Вопрос: Какие?
Макс Ферстаппен: Радио и ограничитель скорости на пит-лейн.
Вопрос: Причем, не так часто…
Макс Ферстаппен: Да, не так и часто.
Вопрос: Сколько времени у вас заняло изучение руля Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Сначала пришлось прочесть брошюру с описанием всех процедур, которые я должен выполнять. Это потребовало какого-то времени. Там есть картинки, описания, инструкции по поводу того, что именно надо делать, когда команда просит изменить какие-то параметры, на какие кнопки нажимать и так далее.
Вопрос: Себастьян сегодня сказал, что если Ники Лауде дать современный телефон, он вряд ли будет знать, что с ним делать. Может быть, молодым пилотам проще освоиться в современной Ф1, потому что вы привыкли к многофункциональным устройствам?
Макс Ферстаппен: Да, мне кажется, нам всё это дается проще. Мы выросли, играя в приставки. Мы привыкли быстро нажимать на кнопки, если вы это хотите услышать. Мы быстрее учимся. Нам проще освоиться со всеми подобными системами.
Вопрос: Вы говорили об этом с отцом? В его время всё было по-другому.
Макс Ферстаппен: Да, забавно. Он говорил мне: "Когда я выступал в Формуле 1, у нас не было такого количества кнопок". Формула 1 стала другой. Но что с того? Вы должны воспринимать ее такой, какая она есть. В конце концов, это всё равно Формула 1.
Вопрос: Думаете, несмотря на все изменения, советы отца могут быть вам полезны?
Макс Ферстаппен: Мне кажется, что в конечном итоге, вам не помогут никакие советы. Единственное, что действительно имеет значение, это то, насколько вы быстры. Всё остальное не так сложно освоить.
Вопрос: Многие говорят, что современные машины не так быстры, как прежде. Что вы думаете об этом?
Макс Ферстаппен: Мне кажется, если бы у инженеров не было никаких ограничений, в Формуле 1 были бы такие машины, с которыми просто не мог бы справиться человек. Потребовались бы роботы, а не пилоты, чтобы управлять ими. Нужны правила, и сейчас они такие, какие есть.
Вопрос: Как бы вы оценили по десятибалльной шкале свой сезон в Формуле 3?
Макс Ферстаппен: На 8 или 9 баллов. Это был мой первый год, и мы хорошо справились. Команда была не самой сильной. Нам потребовалось время, чтобы найти настройки, разобраться с некоторыми параметрами.
Вопрос: После скольких дней тестов вы решили, что необходимо перейти именно в Ф3?
Макс Ферстаппен: Один день.
Вопрос: Всё прошло настолько идеально?
Макс Ферстаппен: Да, мы были очень быстры с самого начала. Мне понравилось пилотировать машину, я сразу почувствовал себя очень хорошо и принял решение.
Вопрос: Вы удивили себя в какой-то мере?
Макс Ферстаппен: Да, немного. Я почувствовал машину, мне очень понравилось пилотировать, и решение было принято практически сразу. Я хотел гоняться в Ф3.
Вопрос: Но многие специалисты говорят, что переход из картинга сразу в Формулу Renault 2.0 – это уже слишком большой шаг. Вы же сразу отправились в Ф3.
Макс Ферстаппен: Я проехал несколько дней тестов в 2.0, и всё также прошло достаточно хорошо. Но мне лично понравилось в Формуле 3 значительно больше. Моему стилю пилотирования больше подходила Формула 3. Машина быстрее проходит повороты, и это мне сразу понравилось. Это было простое решение.
Вопрос: То есть решение базировалось только на том, что вам понравилась машина? Или вы принимали во внимание тот факт, что через Ф3 путь в Формулу 1 короче?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я не думал об этом. Даже в 2.0 всё может произойти достаточно быстро. Но с другой стороны, в Формуле 3 у вас 32 гонки вместо 14 в двухлитровом классе. Даже если вы совмещаете два чемпионата, столько гонок у вас не наберется. К тому же это получается дороже, чем сезон в Формуле 3. Плюс, в Ф3 разрешены частные тесты, вы можете проводить больше времени на трассе.
Вопрос: Вы еще учитесь в школе. Как отреагировали на новость о вашем скором дебюте в Ф1 ваши одноклассники?
Макс Ферстаппен: Конечно, они были рады. Многие знали, что это моя мечта, что я к этому стремился.
Вопрос: Они знали, кто ваш отец?
Макс Ферстаппен: Да, большая часть знала точно. Но фамилия Ферстаппен достаточно известна в Голландии.
Вопрос: Вы говорили, к примеру, с Даниилом Квятом о том, чего ждать от дебюта в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Нет. Для этого у меня есть отец. Он мне помогает. Но если говорить о Данииле – в этом году он проделал отличную работу. Я могу о чем-нибудь спросить, но честно говоря, в этом нет необходимости.
Вопрос: Вас беспокоит, что до сих пор не решен вопрос, кто будет вашим напарником?
Макс Ферстаппен: Решать Red Bull, а не мне. Я должен фокусироваться на своей работе.
Вопрос: Какие у вас отношения с другими пилотами из программы Red Bull Junior? К примеру, с Карлосом Сайнсом?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я ни разу с ним не встречался. В последнее время у меня было слишком много перелетов, я достаточно занят и не встречался ни с кем из других пилотов программы. Но мне кажется, всё будет в порядке…
Вопрос: Вы не чувствуете, что вам завидуют? Другие пилоты провели по несколько лет в молодежных сериях, а вы заключили контракт с командой Формулы 1 после полугода в Ф3…
Макс Ферстаппен: Конечно. Мне кажется, это очевидно и даже нормально.
Вопрос: Это оказывает на вас дополнительное давление? Ведь многие пилоты думают, что справились бы с работой лучше.
Макс Ферстаппен: Я не чувствую никакого давления. Меня не слишком сильно волнуют подобные вещи.