Вопрос: Давайте поговорим о вчерашних новостях, в чем разница в управлении машиной с электроникой и без нее?
Михаэль Шумахер: Я начинал за рулем простых машин, потом появилась электроника, активная подвеска, трекшн-контроль и в сезоне 1993 года машина практически стала автоматом. В 1994-м все вернулось назад и регламент долгое время не менялся, прежде чем электроника снова была разрешена. Разница в управлении, конечно, есть. Если машина не оборудована электроникой, ты вы сами должны искать компромиссы и работать на трассе.С электроникой все иначе, вы оптимизируете машину, работаете в союзе с инженерами, стараетесь добиться максимума. Это своего рода вызов и я предпочел бы оставить всю электронику, потому что не люблю искать компромиссы. Мне нравится максимально быстрая гоночная машина, а электроника этому очень способствовала. Но правила одни для всех, они меняются и с этим приходится иметь дело.
Вопрос: С электроникой управлять машиной легче, чем без нее?
Михаэль Шумахер: Если вы работаете на пределе, то особой разницы нет. Непросто найти оптимальные настройки и управлять машиной на трассе. Может быть это не кажется трудным со стороны, но электроника помогает ближе подобраться к пределу, сохранив стабильность. Управлять машиной одинаково сложно, я особой разницы не вижу, хотя ее могут почувствовать некоторые молодые гонщики, которым кажется, что в "Формуле-1" все очень просто.
Вопрос: Вы одобряете последние перемены в регламенте?
Михаэль Шумахер: Формула 1 должна меняться в соответствии со временем. У многих команд серьезные финансовые проблемы и мы должны подумать о будущем, договориться. Может быть Формула 1 станет доступнее для новых команд, сейчас это очень дорогой чемпионат и далеко не все могут себе позволить участие в нем.Будущее чемпионата во многом зависит от того, какие меры мы примем сейчас. Конечно будут недовольные, потому что в гонке бывает только один победитель, а выиграть хотят все. Но необходимо действовать, тогда в чемпионат придут новые автопроизводители. Лично я думаю, что Формула 1 от этих перемен выиграет. Все эти меры можно реализовать в ближайшей перспективе, но не все можно сделать прямо сейчас.
Вопрос: Вы не думаете, что запрет на радиосвязь между гонщиком и командой может быть опасным, если на трассе масло или пошел дождь?
Михаэль Шумахер: Вы придираетесь к одному пункту. Там много спорных моментов, которые нужно обсудить. Есть свои "за" и "против", вы можете анализировать каждую поправку, что и произойдет в ближайшие дни. В некоторой степени вы правы, если есть радиосвязь, то можно обсудить с командой аварию в каком-либо повороте, пятно масла или дождь. Ну а если связи нет - то нет!
Вопрос: Что вы думаете о манере, в которой эти решения были приняты?
Михаэль Шумахер: Об этом лучше спрашивать у представителей команд, я не заседаю в комитетах и не участвую в обсуждении. Мне достается лишь итоговый результат. Я узнал о переменах, так же как и вы, вчера вечером и понял, что все сразу реализовать не получится. Но решения будут принимать команды, а не я. Я гонщик и особой разницы не вижу, лишь бы правила были одни для всех.
Вопрос: Вам не кажется, что гонщики должны больше участвовать в принятии решений?
Михаэль Шумахер: Пока это не касается вопросов безопасности, пока наш спорт не стал слишком опасным, у меня нет претензий к тому, как развиваются события. Сейчас мы гораздо плотнее работаем с FIA, есть группа по безопасности с которой я сотрудничаю и очень этим доволен. Но я не политик и всегда говорил об этом, я не хочу им быть, не хочу становиться владельцем команды, не хочу вообще в этом участвовать. Мое дело - гонки, я полностью доверяю Жану Тодту, пусть он и решает остальные вопросы. До сих пор у него отлично получалось.
Вопрос: Кто будет вашим основным соперником в следующем сезоне?
Михаэль Шумахер: Я, как и все, пока могу лишь судить об этом только на расстоянии. Я вижу результат, время на круге, но не знаю деталей - когда и как он был показан, делать выводы довольно сложно. Наверняка основными соперниками будут McLaren и Williams, но я не самая удачная персона, чтобы сейчас дать вам точную картину происходящего.Я начну тесты 21 января, буду общаться с представителями других команд и смогу судить о том, что изменилось за зимние каникулы. Но есть одна вещь, в которой я уверен - результаты станут плотнее, потому что мы, очевидно, почти достигли максимума, а у других команд есть резервы для развития, им легче сделать большой шаг вперед. Борьба между тремя командами будет очень плотной. Кто выиграет? Надеюсь, что мы, а вот кто будет вторым - вопрос открытый.
Вопрос: О некоторых поправках к регламенту стало известно пару месяцев назад. Что вы думаете о квалификации с одним быстрым кругом и единственном типе дождевой резины?
Михаэль Шумахер: Квалификация станет интереснее, по крайней мере она изменится, как и подход к ее подготовке. Думаю на некоторых этапах мы не увидим в первых рядах несколько быстрых машин, которые должны были бы быть там. И все потому, что однажды вы совершите ошибку, а времени на ее исправление нет, все решает единственный быстрый круг. Это на самом деле интересно и я с нетерпением жду, когда все начнется. Кажется у меня есть подход к быстрому кругу, давайте будем на это надеяться. Ну а один состав дождевой резины может помешать хорошему результату, когда вы выезжаете на трассу в конце сессии под дождем.
Вопрос: В следующем сезоне Рубенс может стать для вас даже большей проблемой, чем пилоты McLaren и Williams?
Михаэль Шумахер: Если наше преимущество сохранится, то может быть и так. Но я уже говорил, не думаю, что Ferrari сможет доминировать в чемпионате два сезона подряд, хотя даже в случае небольшого преимущества конкуренция со стороны Рубенса будет наиболее острой. Он здорово прибавил, я очень высоко ценю его, как соперника и думаю сопротивление с его стороны будет достойным. Именно поэтому мы и занимаемся гонками.
Вопрос: Вы не считаете, что некоторые поправки к регламенту направлены против Ferrari?
Михаэль Шумахер: Это ваша точка зрения на сегодняшнюю ситуацию, потому что в прошлом сезоне мы лидировали с первой до последней гонки и досрочно выиграли чемпионат. Через пару лет ситуация может измениться и в нашем положении окажется другая команда. Сейчас кажется, что новый регламент направлен против Ferrari, но я не думаю, что новые правила направлены против кого-либо, они должны помочь небольшим командам, позволив зарабатывать очки, даже на восьмом месте. Мне все это очень нравится. Перемены в регламенте не направлены против Ferrari, их цель - повысить зрелищность чемпионата.