В интервью с журналистами немецкого Motorsport-Total легендарный конструктор Brabham и McLaren Гордон Марри рассуждает о предстоящих переменах в регламенте, экономии средств и возможных проблемах с безопасностью. Марри построил множество быстрых машин в Формуле 1, в частности - Brabham BT52, на котором Нельсон Пике выиграл чемпионат мира в 1983-м...
Вопрос: Гордон, ваши навыки пригодились бы в современной Формуле 1?
Гордон Марри: Вряд ли, если вы говорите о разработке - мне нравился этот мир, когда одна хорошая идея позволяла отыграть секунду на круге, а сегодня команды тратят огромные средства в аэродинамических трубах, чтобы найти десятую. Если вы спрашиваете о стратегии, то возможно - я охотно бы поработал с командой, которая ещё не выигрывала Гран При. Такой вызов - это всегда интересно, а представить себя руководителем группы из 180 разработчиков я не могу, это не моё.
Вопрос: Если Force India сделает такое предложение, вы согласитесь?
Гордон Марри: Если появится возможность заняться стратегическим планированием, я бы принял участие. В McLaren и Brabham я не только занимался дизайном, но и участвовал в принятии стратегических решений. Было здорово, правда не всегда хватало времени для такой работы. (смеется)
Вопрос: Как вы оцениваете предстоящие перемены в регламенте? Позволят ли они увеличить число обгонов?
Гордон Марри: Оценивая ситуацию со стороны, я думаю, что ещё несколько лет назад можно было принять несколько элементарных ограничений, которые позволили бы сократить затраты и упростить обгоны. Увы, я прихожу к выводу, что в Формуле 1 расходы контролировать невозможно. У команд настолько большой бюджет, что освободившиеся средства они тут же вкладывают в другие области. Поправки к регламенту немного изменят ситуацию, но это лишь небольшой шаг в нужном направлении.
Вопрос: Вы видели новые элементы аэродинамики на недавних тестах?
Гордон Марри: Да, и считаю верным запрет дополнительных аэродинамических элементов. Можно было в принципе запретить использование карбона в конструкции антикрыльев - технологии очень дороги, они первыми страдают при аварии, а острые обломки создают потенциальную угрозу безопасности. Многое можно изменить, нужны большие шаги, но пока Формула 1 ограничивается маленькими.
Вопрос: Какие правила прошлых лет подошли бы современной Формуле 1? Что бы вам хотелось вернуть?
Гордон Марри: Я приветствовал бы любые перемены, которые дают большую свободу конструкторам. Сейчас машины очень похожи, их конструкция жестко определена регламентом. Если покрасить сегодняшние машины одной краской, выстроить в ряд, и попросить кого-нибудь за тридцать секунд назвать команду, это будет непростой задачей. При столь серьезных ограничениях регламента на аэродинамику, можно было бы дать свободу дизайнерам.
Вопрос: Не жалеете о том, что не принимаете участие в разработке инновационных решений, вроде KERS?
Гордон Марри: Нет, мне эта идея кажется неудачной. Фактически, речь идет о технологии для гибридных дорожных машин, это здорово с точки зрения маркетинга, однако, если рассмотреть полный цикл гибридной дорожной машины, то можно понять, что она ничуть не экологичнее обычной машины на бензине или дизельном топливе. Это факт. В ситуации с KERS главное - заявить миру: "Посмотрите, мы занимаемся будущим, разрабатываем чистые технологии", однако всё это сложно и несет потенциальную угрозу безопасности гонок. Это не то, что нужно Формуле 1.
Вопрос: И дорого стоит...
Гордон Марри: Именно. Я бы сосредоточился на других аспектах, пытался бы сократить издержки на разработку и развитие техники. Формула 1 должна думать об эффективности, а не о маркетинге.
Вопрос: Какая из современных машин кажется вам самой инновационной? Какая нравится больше?
Гордон Марри: На основе одного сезона сложно оценивать гоночные машины, нужно проанализировать период в несколько лет. Если говорить о четырех годах, то я назову Ferrari - они добились большего. Сложно давать оценки, все работают в невероятном графике, расходуют огромные средства, но если говорить о команде, которая мотивирует остальных, то это Ferrari.