Эстебан Окон подвёл итоги сезона, в котором одержал первую победу в Формуле 1…
Вопрос: Благодаря победе в Венгрии, этот сезон можно считать самым успешным для вас. В чём вы добились наибольшего прогресса?
Эстебан Окон: Действительно хороший сезон. Пожалуй, в этом году мы испытали самые разные эмоции. Лучший момент – первая победа, она навсегда останется в памяти. Были и разочарования, вроде упущенного подиума в Саудовской Аравии. Но в отличие от прошлого сезона, сейчас было проще преодолевать все эти трудности, быстро решать проблемы и снова отыгрываться.
Мы стали больше доверять друг другу. Команда знает, что может на меня положиться, и что мы можем использовать любой шанс, когда он появляется. Сейчас у нас отличная атмосфера. Скажем так: этот сезон стал отличной подготовкой к тому, что нас ждёт в ближайшие пару лет. Я доволен его итогами и с нетерпением жду следующего года.
Вопрос: Фернандо Алонсо может сломать напарника, а может помочь ему стать сильнее, как это получилось с вами. Вы волновались перед началом сезона? Как вы изменились благодаря работе с Фернандо? Какие уроки извлекли?
Эстебан Окон: Многие говорили, что с Фернандо сложно работать, что обычно он с разгромным счётом опережает напарников и так далее. Но я хотел это увидеть своими глазами и выяснить, так ли это. Как оказалось, нет. Мы фантастически работали вместе.
Фернандо – очень быстрый гонщик, пожалуй, самый быстрый среди моих напарников за последнее время. И я очень рад, что работаю с ним. Я многому у него научился. Он нестандартно мыслит, обращает внимание на то, о чем другие гонщики и даже команда не задумываются. Это позволяет шире взглянуть на стратегию и на то, что можно оптимизировать.
Я многое узнал о его мастерстве, анализируя первые круги гонки. Впрочем, я всегда следил за тем, что он делает. К концу сезона я перестал терять позиции на первом круге – наоборот, я стал их отыгрывать.
Работать со столь легендарным гонщиком – настоящая привилегия. Он был для меня ориентиром, и я рад, что не уступал ему в скорости. В конце сезона мы мотивировали друг друга и добивались максимума от машины, а это помогло команде.
Вопрос: За счёт чего Alpine F1 удавалось использовать свои шансы в этом году? Это добавит уверенности и оптимизма в следующем сезоне?
Эстебан Окон: Конечно. К этому мы и стремились. Мы знали, что у нас не самая быстрая машина, но когда появлялся шанс, мы его использовали: так было в Катаре, Джидде, Будапеште, и могло быть в Сочи для Фернандо. Мне кажется, мы можем этим гордиться, ведь это значит, что, получив быструю машину, мы сможем бороться с топ-командами в лидирующей группе.
Вопрос: У Фернандо Алонсо необычный стиль пилотирования. Работа с ним дала вам возможность поэкспериментировать и расширить свои возможности, или вы старались подбирать такие настройки, чтобы машина лучше вам подходила?
Эстебан Окон: У нас действительно разные стили пилотирования, но схожие комментарии. На некоторых трассах стиль Фернандо работал лучше, чем мой. Иногда мой стиль больше подходил для резины.
Конечно, я следил за тем, что делает Фернандо и иногда экспериментировал. Пожалуй, ни с кем из напарников у нас не было такого согласия в плане настроек машины, как с Алонсо. Это любопытно.
Вопрос: В Абу-Даби Макс Ферстаппен завоевал титул, а несколько лет назад вы опередили его в Формуле 3. Должно быть странно, что ваш ровесник стал чемпионом Формулы 1? Как вы думаете, сможете ли когда-нибудь побороться за титул в Формуле 1?
Эстебан Окон: Его успех порождает желание участвовать в борьбе. Здорово, если бы мы вместе сражались за победы и подиумы. Надеюсь, благодаря новому регламенту в ближайшем будущем Формула 1 начнёт двигаться в этом направлении. Это может показаться мечтой, но я надеюсь, что всё сбудется. Мы с Фернандо много работаем, чтобы добиться этой цели. Зимой у нас будет не так много отдыха – мы до последнего будем работать на базе. Команда понимает, что перед нами непростая задача, но надеюсь, мы с ней справимся.
Если посмотреть, как Макс провёл этот сезон, насколько он был агрессивен – я думаю, что именно это принесло ему титул. Конечно, в финальной гонке произошло много событий. Но он очень хорошо использовал свой агрессивный стиль и заслужил эту победу. Мои поздравления.
Вопрос: Вы получите обновлённый мотор только в следующем году. Руководитель одной из команд сказал, что с хорошей силовой установкой Alpine F1 была бы намного ближе к лидерам. Если в следующем году вы получите хорошее шасси и двигатель, а команда так же здорово будет работать в операционном плане, Alpine F1 действительно будет сильным соперником?
Эстебан Окон: Кто это сказал?
Вопрос: Я не могу сказать.
Эстебан Окон: Было бы любопытно узнать… В любом случае, это приятно слышать. Мы знаем, что можем во многом добиться прогресса. Не думаю, что мы приблизились к топ-командам в эффективности шасси, да и наш двигатель уступает соперникам.
Сомневаюсь, что дело в чём-то одном – в целом машине пока не хватает скорости. Мы знаем, что движемся в верном направлении и добились некоторого прогресса в этом году. Построившие эту машину парни в своё время выиграли много гонок и пару титулов. Они способны добиваться успеха. В Вири до сих пор чувствуется атмосфера 2005-2006 годов. Как и в Энстоуне. У наших парней это в крови. И мы снова добьёмся успеха – это только вопрос времени.
Вопрос: Что изменилось после того, как вы вошли в число победителей Гран При? Появилось больше уверенности в себе?
Эстебан Окон: Это здорово. Хорошо, что эта проблема решена, я и рад за команду. Это наша первая победа после возвращения заводской команды в Формулу 1. Надеюсь, скоро мы снова окажемся в этом положении и уже будем знать каково это. Прессинг уменьшился, и теперь можно просто сосредоточиться на работе и на цели. Я работаю как прежде.
Моя команда инженеров и механиков очень рада, что мы выиграли – для многих из них это первая победа. Мы хотим, чтобы таких моментов было больше, и знаем, что для этого надо много работать. Я горжусь, что выиграл гонку вместе со столь талантливыми людьми.
Вопрос: Вы успешно завершили прошлый сезон и отлично выступили в нескольких предыдущих гонках. Что вы хотите улучшить в своей работе в следующем году? Какие у вас цели?
Эстебан Окон: Я хочу продолжать в том же духе. Мы с командой стали лучше понимать машину, я почувствовал большую уверенность. Команда выбрала такой подход в конце прошлого года, и это действительно дало результаты, мы не хотим останавливаться на достигнутом. Я хочу, чтобы мы вышли на новый уровень.
Я доволен успешным завершением сезона. У нас сложились доверительные отношения: я сказал парням, что если им кажется, что я что-то могу делать лучше, они должны мне прямо об этом сказать, ведь все эти мелочи помогут мне сделать следующий шаг вперёд. Мы не хотим терять время из-за недомолвок.
Непросто всё сделать правильно в Формуле 1. Возможно, я недооценил, сколько времени мне потребуется, чтобы раскрыть свой потенциал после пропуска сезона. Я считаю, что ещё не показал, на что способен, но до этого недалеко.
Вопрос: Формула 1 изменилась за последние пару лет: появились спринты, очки за быстрый круг, ограничение бюджета. Судя по всему, интерес к ней растёт. Вы довольны тем, в каком направлении движется Формула 1?
Эстебан Окон: Направление развития Формулы 1 – это фантастика. Конечно, кое-что можно доработать или улучшить. Но мы что-то пробуем, гонки становятся гораздо интереснее, появляются новые возможности, до последнего круга сохраняется интрига… И последний круг в Абу-Даби в 2021 году подводит итог всему сезону.
Если в следующем году машины позволят вести более плотную борьбу, то Формула 1 может стать интереснее футбола. Если так получится, я буду счастлив. Сейчас все говорят о нашем спорте. Несколько моих друзей не увлекались гонками, а теперь с удовольствием их смотрят. Это здорово.
Хорошо, что мы попробовали новый формат уик-энда – это классная идея, ведь она дала нам шанс отыграться, даже если нам не хватает скорости, чтобы пройти в десятку. Я говорил о деталях, которые надо доработать – мне кажется, при таком формате вторая тренировка не имеет смысла.
Экспериментировать, выступать на разных трассах - всё это здорово. Я помню, что в 2017-2018 финишировать на шестой позиции было сопоставимо с победой. У гонщиков из середины пелотона не было шансов подняться на подиум или лидировать в гонке. А за последние два года Даниэль Риккардо, Пьер Гасли и я выиграли гонки, многие поднимались на подиум. Это удивительно. Именно этого мы хотим от спорта. Если кто-то скажет, что против перемен – это было бы глупо.
Вопрос: Что вы думаете о принципе «позволить гонщикам бороться»? Или правила должны быть более строгими, чтобы болельщики лучше понимали происходящее на трассе?
Эстебан Окон: К сожалению, Формула 1 немного сложнее, чем футбол, и здесь должно быть больше правил, поскольку больше факторов влияют на происходящее. Регламент очень толстый – я даже его не дочитал. Сложно судить, сложно принять верное решение в нужный момент, ведь в гонке происходит столько событий!
Я не могу ответить на ваш вопрос. Я понимаю, из чего вы исходите – вы говорите о последнем круге в Абу-Даби и о том, что произошло за этот год. Всё так как есть. В конце концов, это спорт, и, к сожалению, всем угодить невозможно.