"Спорт-Экспресс". 1993 год.
О.Л.: Два месяца, с "Гран-при Испании", Сенна и Прост не стояли вместе на подиуме. Скорее всего, именно поэтому из чемпионата, который так многообещающе начался и которого ждали с таким любопытством, ушла острота...
А.П.: А в чем, собственно, любопытство? Исход, по-моему, сомнения не вызывает, он прогнозируется легко. Впрочем, извини - увидеть Проста на трассе в самом деле любопытно.
О.Л.: И только-то? В таком случае напрашивается явная аналогия с прошлогодним чемпионатом, о котором, кстати, сам Прост сказал: "Зачем выходить на старт соревнования, чей итог известен заранее?" В прошлом году был Мэнселл, сейчас - Прост.
А.П.: Но разве перед началом прошлого сезона кто-нибудь отваживался предсказать столь подавляющее преимущество "Уильмсов"? Первые победы Мэнселла и стиль, в котором они были одержаны, воспринимались как некий случай, что ли.
О.Л.: Согласна, сейчас получается, вернее, получалось до недавнего времени все наоборот - от Проста ждали девяти легких прогулок, а вышло только шесть, да и те легкими не назовешь...
А.П.: В прошлом году прежде всего сам Мэнселл не оставлял возможности для борьбы. И он, и его машина. Нынче все не так. Хотя у "Уильмс-Рено" есть прогресс, но у его прямых конкурентов, "Макларена" и "Бенеттона", он еще более очевиден. Да и целый ряд других команд, "Лотус", например, или "Лижье", только обещавших что-то в прошлом году, нынче начали выполнять обещания.
О.Л.: Давай не будем трогать "Лижье", прогресс команды очевиден (и не в последнюю очередь благодаря идеально сбалансированному дуэту пилотов Бланделл - Брандл), а вот с "Лотусами", на мой взгляд, вопрос спорный. Херберт перед началом сезона говорил, что их машина готова к подиуму, однако пока они до него не добрались.
А.П.: "Лотусы" и в прошлом сезоне до подиума недотягивали.
О.Л.: Но Хаккинен был все время на виду, чего не скажешь о Херберте и Занарди.
А.П.: Ты забыла, что у Херберта - три четвертых места, из которых два завоеваны в прямой борьбе - секунда в секунду - за третье, сначала с Шумахером, потом с Патрезе. А Занарди вообще можно поставить в первую пятерку самых агрессивных и самых заметных пилотов нынешней "Формулы". Агрессивных по-умному, а не так, как Агури Сузуки.
О.Л.: И кто, по-твоему, входит в эту пятерку? Прост, Сенна, Хилл, Шумахер - и Занарди?
А.П.: Я вообще не считаю, что Хилл агрессивен. Как и Прост. И не считаю, что агрессивен, по крайней мере не так, как в прежние годы, Сенна. Что касается Шумахера, то - да, он в этом рейтинге бесспорный первый номер.
О.Л.: Пятерку-то назовешь, наконец?
А.П.: Шумахер, Алези, Фиттипальди, Барричелло, Занарди. Ты сейчас захочешь что-то сказать о Бергере?
О.Л.: Не захочу.
А.П.: Мне тоже кажется, что в Монте-Карло была не агрессивность, а жест отчаяния. Агрессию из него выбили Сенна и Деннисза три года,проведенных в "Макларене".
О.Л.: Оба молодых бразильца, и Фиттипальди, и Барричелло, и в самом деле - наиболее одаренные из молодых пилотов. Но ведь есть еще и Лука Бадоер, который в прошлогоднем чемпионате "Формулы 3000" выглядел предпочтительнее Барричелло...
А.П.: Да, его жаль: "Лола-Феррари" -это могила. Ведь даже такой сильный пилот, как вице-чемпион мира-85 Микеле Альборето, выглядит в ней посмешищем. Не очень приятно это говорить, но это так.
О.Л.: Как не вспомнить мудрого Хуана Мануэля Фанхио и его слова: уходить нужно вовремя. Это, похоже, касается и Тьерри Бутсена...
А.П.: Да. Кто сейчас вспомнит его блистательный 90-й год, в котором не было ни одной гонки, где бы Бутсен не боролся за победу? Ездил смело, рискованно, красиво!
О.Л.: А Патрезе не пора? Прошлогодний вице-чемпион мира - а в этом сезоне лишь в девятой гонке сумел взобраться на подиум. И это на "Бенеттоне", на котором другой, Шумахер, можно сказать, с пьедестала не слезает. Почти как Хилл.
А.П.: По-моему, Хилл не способен ездить ни на одном другом автомобиле, кроме "Уильямса". Ведь его он пилотировал последние два года с утра до вечера, выполняя за Мэнселла и Патрезе весь объем подготовительной работы, и знает его как свои пять пальцев. Но посади его сейчас в "Формулу 3000" - я отвечаю за эти слова - и он ни разу не выиграет! Но, однако, если вдруг что-то случится с Сенной или Шумахером, вполне может стать и вторым в чемпионате следом за Простом.
О.Л.: Говорят же, что на детях гениев природа отдыхает. Что, с моей точки зрения, показывает и пример с Майклом Андретти.
А.П.: Это вообще парадокс какой-то! Сильнейший, лучший пилот Штатов, но формулических гонок не выдерживает. Ни физически, ни психологически.
О.Л.: В этой ситуации страшно жалко Мику Хаккинена: потенциальный чемпион, а карьера прервана на взлете...
А.П.: И похоже, что шансов сесть за руль "Макларена" у него нет. Хотя неясно, что удерживает Рона Денниса от рокировки Андретти-Хаккинен. Это можно объяснить лишь какими-то жесткими контрактными условиями со стороны американских партнеров, "Форда". А у Андретти на "Макларене" только 3 очка, а у Брандла и Херберта на "Лижье" и "Лотусе" - по 9...
О.Л.: Но "Макларен" сейчас того же поля ягода, что и "Лотус", и "Лижье".
А.П.: Не скажи. Посмотри на Сенну.
О.Л.: Но ведь это - Сенна. Кстати, почему все-таки из чемпионата ушла острота? И почему суперамбициозный бразилец так смиренен и покорен? В самом начале все было совсем по-другому...
А.П.: Не так уж все безнадежно. Просто в лидерах сейчас человек гораздо более умный, чем Мэнселл, которого не волновало ничего, кроме педали газа, утопленной в пол. И который чуть не убил интерес к "Формуле-1". А Прост оживляет. Сейчас затишье, потому что в середине сезона гонки проходят на скоростных трассах, на которых "Уильямсам" никто не соперник.
О.Л.: Уж не хочешь ли ты сказать, что в начале сезона ситуация в чемпионате обострялась искусственно? Ищешь доказательств своей теории "профессора, спасающего свою формулу"?
А.П.: Но согласись, что на подобные подозрения наводит слишком многое. Например, я никогда не поверю, что человек, проведший в "Формуле-1" двенадцать сезонов, девять из которых в борьбе за титул, не научился не глохнуть во время остановки в боксах... Я имею в виду Проста. Три гонки на старте отдал, три взял - а что может быть лучше для "Формулы", чем ничейная схватка Прост - Сенна?
О.Л.: Ну да, а семь подряд поул-позишн - ни что иное, как намек умным людям на то, кто на самом деле в доме хозяин... Но в одиночку даже такой гений, как Прост, на подобный . "спектакль" не способен.
А.П.: А он и не один. У Проста есть Сенна, соперник, на которого он может во всем положиться.
О.Л.: Они сколько угодно могут рассказывать миру о своем антагонизме, о том, как им трудно друг с другом, но взаимным гоночным интересом повязаны намертво. В том числе и двумя "Сузуками". Все это теория, конечно, но похожая на правду. Хотя бы потому, что молчит бразилец - он далеко не дурак, а значит, происходящее для него не тайна. Ведь побед своих взахлеб, как это было раньше, не комментирует. Боюсь, правда, что в такой ситуации есть большой риск, что Сенна сломается.
А.П.: Очень большой! Кстати, то, как он ехал в Сильверстоуне, наводит на подозрение, что Айртон уже надломлен. Его хватило только на пятнадцать кругов...
О.Л.: Да, те самые, на которых рядом был Прост. Потом, правда, Сенна жаловался на технические неполадки, но это еще более пугает - он ведь всегда именно тем и отличался, что ехал не благодаря, а вопреки...
А.П.: Может, для него и в самом деле лучше сейчас уйти из чемпионата, прерваться и отдохнуть?
О.Л.: И дождаться следующего года, в котором его ждет - что?
А.П.: Может быть, новая команда и новый автомобиль...
О.Л.: Но в "Уильямсе" он вряд ли окажется, а кто-то другой до этого уровня вряд ли вырастет...
А.П.: В "Формуле-1" бывают всякие чудеса. Хотя было бы чрезвычайно любопытно увидеть поединок Прост -Сенна на идентичных автомобилях. Причем интересен даже не результат ,. (за исход не поручился бы даже Господь Бог), а процесс!
О.Л.: Кстати, насчет процесса. Давай-ка пунктиром пробежим по чемпионату. Самая логически завершившаяся гонка?
А.П.: Французская. Она же, по-моему, и самая неинтересная.
О.Л.: По-моему, тоже. Самая нелогичная?
А.П.: Монте-Карло. Дело не в победе Сенны, а, например, в двух "Феррари", которые атаковали "Уильямс"...
О.Л.: Извини, но для Монте-Карло это как раз нормально.
А.П.: Если мы будем принимать во внимание характеры всех трасс, то никогда не закончим.
О.Л.: Хорошо. Самая интересная гонка?
А.П.: Сильверстоун. Первые пятнадцать кругов.
О.Л.: Ты о поединке Сенны и Проста? Но в Кьялами разве не было похожего?
А.П.: Да брось! Там один спокойный суперпрофессионал обгонял - спокойно -другого суперпрофи. Отвлеченно, без всякой личностной окраски. А тут - Прост обгонял Сенну! Объяснять не надо?
О.Л.: Кстати, о личностной окраске. Будет очередная "битва при Сузуке"?
А.П.: По-моему, да. По крайней мере буду очень разочарован, если ошибаюсь. Скорее всего, эта гонка уже ничего не будет решать (Прост постарается забрать четвертый титул уже в Эшториле или Монце), но, уверен, выходя на старт в Кьялами, Прост и Сенна знали: пятнадцатый этап - их. Они устроили бы фейерверк в Японии даже в том случае, если бы в чемпионате лидировал, например, Барбацца, а они спорили бы за 25-26-е места.