Что бы ни происходило за пределами трассы, в 90% случаев на лице Даниэля Риккардо будет улыбка. Однако надевая шлем, австралиец становится жестким соперником. В интервью пресс-службе Red Bull гонщик рассказал о том, как настраивается на гонку, и как меняется его настроение по ходу Гран При.
Вопрос: Даниэль, как вы настраиваетесь на гонку?
Даниэль Риккардо: За час до гонки я стараюсь некоторое время побыть наедине с собой. Рядом может находиться разве только мой тренер Стюарт. Я слушаю музыку – это мой способ настроиться. По мере приближения гонки напряжение растёт. От растяжек я перехожу к разминке, и частота пульса постепенно увеличивается. Именно так я готовлюсь.
У меня нет психолога или кого-то, кто просил бы меня представить ту или иную ситуацию или что-то сделать. За много лет мы со Стюартом пробовали что-то в этом роде, порой и сейчас можем что-нибудь обсуждать по ходу гоночного уик-энда, но я плохо разбираюсь в глубинах психологии.
Вопрос: Вы знаете, какие соперники окружают вас на стартовой решетке?
Даниэль Риккардо: Обычно знаешь, кто находится вокруг тебя. Заняв своё место на решетке, я проверяю сцепление и убеждаюсь, что всё работает. А затем смотрю в зеркала и жду, пока последняя машина приедет на стартовую решетку. После этого я знаю, что у меня есть ещё около 10 секунд. Своего рода финальный отсчёт. Затем я включаю первую передачу: именно тогда учащается сердцебиение, но надо контролировать дыхание, поскольку именно в этот момент надо быть расслабленным, чтобы хорошо среагировать.
Вопрос: Обгоняя соперника, вы действительно чувствуете выброс адреналина?
Даниэль Риккардо: Да. Вы приближаетесь к кому-нибудь, у вас боевой настрой, и вы сразу же начинаете думать: где я могу его опередить? Как лучше всего подготовиться, чтобы обогнать его в этот момент? Какую траекторию выбрать? Какую передачу лучше использовать, чтобы приблизиться к нему?
Ещё одна ситуация, в которой напряжение очень высоко – пит-стоп: на круге заезда в боксы я думаю, как отыграть немного времени?
Вопрос: Что лучше за рулем: спокойствие или агрессия?
Даниэль Риккардо: Мне кажется, полезно чувствовать агрессию, если вы собираетесь обгонять соперника. Не думаю, что надо быть слишком расслабленным, когда вы пытаетесь кого-то опередить – хочется, чтобы вас немного взбудоражили.
Как только вы заехали на пит-лейн на пит-стоп и включили ограничитель скорости, вы расслабляетесь. То же самое на выезде из боксов – в это время можно собраться с мыслями. Но при обгоне хочется быть чуть более напряженным.
Вопрос: Выступая, скажем, в Бахрейне, вы испытываете тот же восторг за рулем, что и на легендарных трассах, например в Спа или Сильверстоуне?
Даниэль Риккардо: У такой трассы, как Сахир нет особенных черт, но всё равно пилотирование там доставляет удовольствие. Но когда нужно пройти сложный поворот, или вы в Монако, где всё зависит от того, насколько верна ваша траектория в повороте – там испытываешь всплеск адреналина, и это интереснее. Когда вы проходите некоторые повороты, в частности, Pouhon в Спа – вы всегда стараетесь чуть больше отыграть. Но иногда выясняется, что вы перестарались.
Вопрос: Как обстоят дела в ситуации, когда сцепление с асфальтом уменьшается – когда идёт дождь или скользко. Как меняется ваш настрой?
Даниэль Риккардо: Мне кажется, в этом случае существует два подхода, и всё зависит от того, сколько у вас времени. Если это один круг в квалификации, то надо рисковать. Фактически, ты должен быть на грани того, чтобы разбить машину. Но если у вас осталось 20 минут до окончания сессии, тогда вы действуете более консервативно и постепенно наращиваете скорость.
Вопрос: Попав в аварию, вы продолжаете о ней думать, когда возвращаетесь за руль?
Даниэль Риккардо: Единственный момент, когда вы постоянно думаете об аварии – когда вы пытаетесь понять её причину. Если я сам был виноват в аварии и не понимал, почему она произошла, то мысленно проигрываю события. Но в 99,9% случаев я понимаю ошибку и легко двигаюсь дальше. Можно попасть в аварию из-за слишком позднего торможения или слишком раннего захода в поворот, из-за которого вы цепляете поребрик и врезаетесь в ограждения. В этом случае вам нечего бояться, поскольку вы понимаете, что сделали и почему. Вы просто стараетесь не повторять свою ошибку!
Вопрос: Испытываете ли вы чувство вины после аварии?
Даниэль Риккардо: Попадая в аварию, вы всегда испытываете чувство вины. Но я считаю, что ты разбиваешь машину, потому что пытаешься найти предел её возможностей, а это плюс. Однако если вы попадаете в аварию из-за потери концентрации, то точно испытываете чувство вины.
Вопрос: В юности было сложнее справляться с авариями?
Даниэль Риккардо: Возможно, в детстве это было сложнее, поскольку если я попадал в аварию, особенно в картинге или Формуле Ford, то за ремонт машины расплачивался мой отец. Конечно, он старался меня успокоить и говорил: «Не волнуйся, в следующий уик-энд я постараюсь больше поработать». Но приятно осознавать, что теперь подобными вещами займётся команда, хотя сейчас, пожалуй, я реже попадаю в аварии. Мне кажется, я чаще разбивал машины, когда за них платил отец. Бедный!